Четыре выпускника Пхеньянского университета имени Ким Ир Сена отправились в последних числах марта в Москву по линии Корейского общества верующих для изучения Православия. Все они хорошо владеют русским, английским и японским языками.
В свою очередь, в Пхеньян отправляется студент Московской Духовной семинарии, который будет изучать корейский язык. Об этом сообщил сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата священник Дионисий Поздняев.
Христианство появилось в Корее сравнительно поздно - в конце XVIII в. В 1789 г. христиане-корейцы решили создать у себя церковную иерархию и с этой целью обратились к католическому епископу, жившему в Пекине, с просьбой прислать им священников, присутствие которых в Корее было необходимо для жизни христианских общин. В 1831 г. корейская церковная иерархия получила свое окончательное устройство. В этом году папа Римский Григорий XVI учредил в Сеуле корейское апостольское викариатство.
Православное вероучение первоначально стало распространяться среди тех корейцев, которые переселялись на дальневосточные земли России.
К концу XIX в. Корея обрела формальную независимость. По мере развития русско-корейских отношений постепенно возникла необходимость создания церковного представительства при Русской дипломатической миссии в Корее. В 1897 г. Синод Русской Православной Церкви принял решение об учреждении Русской духовной миссии в Корее, в задачу которой входило бы попечение о русских православных христианах, пребывающих на Корейском полуострове, а также проповедь Православия среди местного нехристианского населения.
В октябре 1900 г. при Русской духовной миссии была открыта школа для корейских мальчиков. Первые шаги, предпринятые сотрудниками Русской духовной миссии, постепенно стали приносить плоды. Но слишком кратким было время пребывания ее сотрудников в Корее, и влияние католической и протестантских миссий в стране ощущалось в гораздо большей степени.
В 1930 г. управление Корейской Православной миссией взял на себя архиепископ (впоследствии митрополит) Японский Сергий (Тихомиров, ум. в1945 г.). С 1931 по 1935 гг. по его назначении в Сеуле нес миссионерское послушание священник А. Чистяков. За эти годы он окрестил 87 корейцев, что в трудных для миссии условиях было немало. В 1936 г. митрополит Сергий направил в Сеул иеромонаха Поликарпа (Приймака, 1912-1989 гг.). Молодой энергичный пастырь в 1941 г. стал архимандритом и начальником Духовной миссии. Ему было поручено заниматься преимущественно церковно-приходской работой.
Архимандрит Поликарп окормлял православных верующих Корейского полуострова до середины 1949 г., когда его миссионерская деятельность была прервана незаконным арестом и высылкой за пределы Южной Кореи. После окончания второй мировой войны южнокорейские власти и американская оккупационная администрация в течение нескольких лет вели борьбу за овладение Русской Православной миссией в Сеуле, пытаясь вывести ее из-под юрисдикции Московского Патриархата. Не имея возможности сделать это каким-либо законным путем, власти Южной Кореи незаконно выслали из страны архимандрита Поликарпа, отказавшегося выйти из подчинения Московского Патриархата и передать миссию в юрисдикцию митрополита Феофила (Пашковского, 1874-1950 гг.) - главы так называемого "американского раскола".В марте 1990 г., во время Всемирной конференции Всемирного Совета Церквей "Справедливость, мир и целостность творения", проходившей в Сеуле, Корейская Православная миссия гостеприимно встречала у себя представителей матери - Русской Православной Церкви, участников этой конференции; а в 1992-1993 учебном году в стенах Санкт-Петербургской Духовной академии начали стажировку два православных студента из Южной Кореи - священник Иустин (Канг Те Янг) и чтец Владимир (Юнг Кил Ли).
Ныне Православная Церковь в Южной Корее находится в юрисдикции Константинопольского Патриархата, но своим возникновением она обязана самоотверженной и бескорыстной деятельности миссионеров Русской Православной Церкви.
Что касается Северной Кореи, которая с 1950 г. существует самостоятельно, то здесь православная община только организуется. Как сказал в интервью ИТАР-ТАСС священник Дионисий Поздняев, Православие в самом ближайшем будущем может стать одной из официально признанных религий в Северной Корее. Принципиальное решение о строительстве в Пхеньяне храма Русской Православной Церкви принято на самом высоком уровне, оно было связано с поездкой северокорейского лидера Ким Чен Ира в Россию в августе 2002 г., в ходе которой председатель Комитета обороны КНДР посетил православные храмы во Владивостоке и Хабаровске, интересовался вопросами православной и в целом религиозной жизни в России.
Договоренность о направлении в российские духовные учебные заведения студентов из КНДР была достигнута в ходе поездки о. Дионисия в КНДР в октябре 2002 г. "Власти КНДР четко осознают, что Православие не представляет угрозы их стране. Они хорошо осведомлены в церковных делах РФ", - сказал отец Дионисий. Он не исключил, что вскоре в Пхеньяне может побывать митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, который, возможно, встретится с Ким Чен Иром.
На Рождество в этом году в Пхеньяне была совершена первая за историю КНДР православная литургия. Поскольку в КНДР пока нет православных храмов, отец Дионисий Поздняев служил в клубе Российского посольства. Первый православный храм, по словам о. Дионисия, в КНДР будет построен к Рождеству 2004 года. Как сообщил о. Дионисий, в Пхеньяне уже выбрано место для сооружения православного храма и подготовлен его архитектурный проект. При его проработке архитекторы из КНДР специально выезжали в российскую столицу для изучения образцов православной архитектуры.
ИТАР-ТАСС
|