Международный научно-богословский форум "Москва - Третий Рим", посвященный проблеме духовного обновления России, прошел 15-16 декабря в Российском федеральном ядерном центре (РФЯЦ) в Сарове и в Серафимо-Дивеевском женском монастыре (Нижегородская область).
Как сообщили в фонде "Андреевский флаг", организовавшем конференцию, ее девизом избраны слова одного из самых почитаемых святых, преподобного Серафима Саровского: "Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к славе".
"Цель конференции - осмыслить завет старца Филофея "Москва - Третий Рим", который мы уже шестой век пытаемся разгадать. Мы попытаемся ответить на вопрос: Третий Рим - это могущество военное или духовное? Что нас может сегодня сформировать, консолидировать как нацию, как народ?" - сказал глава фонда Александр Мельник.
Местом проведения форума не случайно выбраны Саров и Дивеево. "Земля Серафима Саровского - одна из духовных столиц России. Но Саров - это и столица нашей материальной мощи, где наши физики-ядерщики выиграли этап холодной войны. Это для нас очень важно", - подчеркнул А.Мельник. В Серафимо-Дивеевском монастыре, где 16 декабря продолжилась конференция, покоятся мощи Саровского чудотворца.
В числе заявленных на конференции докладов: "Москва - Третий Рим" как национальная идея", "Религиозное сознание: задача сборки России" и даже "Термодинамическое обоснование идеи России как Третьего Рима".
Среди участников форума - вице-спикер Госдумы Любовь Слиска, директор РФЯЦ Радий Илькаев, представитель Российского института экономики, политики и права, доктор химических наук, публицист Сергей Карамурза и другие государственные и общественные деятели, историки, специалисты в области точных наук, а также богословы и бизнесмены. Всего на конференцию съехались около ста экспертов, преимущественно из России и с Украины.
Форум в Сарове и Дивеево - уже второй, посвященный теме "Москва - Третий Рим". Первую конференцию фонд провел летом этого года в псковском Спасо-Елеазаровском монастыре, где старец Филофей около 1510 года написал послание великому князю Василию III, в котором впервые была сформулирована теория "Москва - Третий Рим". "Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти", - сказано в послании монаха. Суть его сводилась к тому, что Московская Русь, испытывавшая на рубеже XV-XVI веков период подъема, является исторической преемницей павших Римской и Византийской империй и единственным оплотом Вселенского Православия.
Православие.RU
|