На недавнем заседании круглого стола "Молодежь и экстремизм" в Тюменском госуниверситете оживленный разговор шел более двух часов. В нем участвовали ученые, студенты, аспиранты, члены молодежных общественных движений, представители различных религиозных конфессий, в том числе и православное духовенство. Свои взгляды на проблемы экстремизма высказывали социологи, политологи, философы, юристы...
Каждый искал универсальное решение проблемы, которая всколыхнула мир на рубеже веков. Мнения звучали вразнобой. Порой казалось, что люди не слушали друг друга... Выступающие давали различные научные определения экстремизму как крайней степени нетерпимости к представителям других национальностей, конфессий, идеологий. Однако участники не подвергали сомнению утверждение о том, что экстремизм - это идеология разрушения. И она, как вирус, распространяется среди общества все шире и проникает в него все глубже. Считается, что открытых и постоянных проявлений межнациональных и межконфессиональных конфликтов в Тюмени пока нет. Но 57% жителей областной столицы открыто говорят о своем неприязненном отношении к некоторым национальностям. А значит, ситуация может взорваться в любой момент. Особую тревогу вызывает тот факт, что бурно нетерпимость к людям демонстрируют группы молодежи.
Выступающие молодые люди утверждали, что источником агрессивного поведения становится социальное неблагополучие граждан. По мнению исследователей, так или иначе, все участники экстремистских молодежных группировок выросли в неблагополучных, неполных семьях, у них существовали проблемы в общении с родителями. С детства парни страдали от унижения и острой нехватки средств к существованию, видели насилие в собственной семье либо наблюдали, как избивают людей на улицах: Есть, конечно, соблазн поддержать мнение тех, кто говорит "не мы такие, а жизнь такая". Однако мыслящий, разумный человек не может быть пассивным продуктом среды. Он должен отвечать за все свои поступки и действия. Такую позицию занимают православные христиане.
Почему же вредные семена социальных неурядиц дают в молодых душах настолько буйные всходы злобы и отчаяния? Очевидно: протестное поведение молодежи возникает из-за отсутствия доброго примера, представления об общечеловеческих ценностях, о Боге и его заповедях. Все участники разговора приходили к выводу: предупредить экстремизм можно, если воспитывать ребенка с раннего детства. Тогда в подростковом возрасте у него уже будет прочный нравственный стержень, он не сорвется на дурное. От себя добавим: только такое воспитание принесет добрые плоды, которое будет основываться на вере в Бога. Только верующий человек сможет найти в себе силы удержаться от зла, когда вокруг происходит разрушение моральных норм и традиционных культурных ценностей.
Проблемы экстремизма и терроризма никогда бы не стали угрожать нам, если б мы стремились к истине, любви и добру, а значит, - старались сохранить образ Божий. Да даже если бы мы умели по-человечески, по-доброму относится к своему ближнему, мир бы был сохранен. Именно любовью к ближнему измеряется любовь к Господу. А кто этот ближний - какой он крови, веры, социального положения - это уже неважно.
Если бы люди приняли такую положительную "идеологию", вряд ли бы нашу Тюменскую область сотрясали сообщения о летящих в культовые здания бутылках с зажигательной смесью, о массовых драках между русскими и армянами на юге региона. О судах над сургутскими парнями-скинхедами, которые избивали и убивали граждан Таджикистана и Узбекистана и своих же россиян. При этом они провозглашали "русскую идею". Заметим, что далеко не все из участников этих группировок были русскими по крови, и далеко не все из их жертв были нерусскими. Это еще раз доказывает, что все ссылки на "не те" этносы и вероисповедания - лишь прикрытия для "законного" выражения людской агрессивности и злобы.
Пик экстремистских настроений приходится у молодых людей на 18-22 года. Появляется готовность крушить на пути все и уничтожать всех "виновных". Тот, кто видел бойню, когда в ход идут бейсбольные биты и ботинки, окованные металлом, не скажет, что это "всего лишь детские шалости". От протестного поведения в родном городе до экстремизма и терроризма в мировом масштабе не так далеко, как может показаться. Во всем этом участвуют молодые люди. Именно они рекрутируются террористическими организациями для нужд экстремизма. Из молодежи, как откровенно признал председатель областного комитета по делам национальностей Алексей Мальчевский, готовят "нормальное пушечное мясо". Конечно, не составляет большого труда набрать в экстремистские группировки таких молодых и горячих, беспринципных и жестоких, доверчивых и живущих без Бога людей: Более того, сегодня террористические организации ориентируются в вербовке на молодых людей с высшим образованием (ведь структура сильна, если в ее составе умные люди). Настораживает то, что сегодня на юге области семь из десяти молодежных общественных организаций, в деятельности которых есть элементы экстремистского поведения, возглавляются выпускниками института истории и политических наук Тюменского госуниверситета. Нет, этот факт не говорит о том, что кафедра политологии готовит экстремистов. Но он четко указывает, куда может направить свои знания и свой лидерский, организаторский талант молодой человек, если у него в сердце не живет любовь к людям, если он ориентирован на разрушение, а не на созидание.
Светские участники круглого стола говорили о многом и, как обычно, старались избегать темы Православия. Каждый раз печально наблюдать, когда сказанное православными людьми подвергают критике и осмеянию. Конечно, проще говорить, что экстремизм вытекает из безработицы, бездействия власти, несовершенства законов: Крайних и виноватых найти не так трудно. Православные начинают напоминать об источнике проблем, который находится в моральном разложении и нравственном упадке общества. А за это отвечает каждый член этого общества. Одна из преподавателей университета решилась сказать о миссии, которую выполняет Русская Православная Церковь, коснулась проблемы духовного возрождения народа. И эти замечания вызвали бурный протест со стороны некоторых присутствующих. А ведь по данным съезда миссионеров РПЦ, до 91% населения страны называет себя православными. Исследования социологов ТюмГУ показали: сегодня в Тюмени очень высокий процент горожан, светских и церковных, готовых сотрудничать с РПЦ в решении социальных проблем. В частности, детской беспризорности, нищенства, молодежного экстремизма. Православная Церковь готова взять на себя груз ответственности и признать свои успехи и неизбежные временные поражения на пути социального служения.
О том, что Церковь действительно подает руку помощи нуждающимся, поддерживает людей в трудные периоды их жизни, напомнил собравшимся священник Максим Иванов. Кто, если не православный милосердный человек, первым поможет бомжу, лежащему на морозе? Кто поддержит ближнего, забытого всеми в хосписе? Кто придет в наркологическую больницу к морально погибающему человеку? Ощутима душепопечительная помощь православных людей нуждающимся. Прихожане церквей организуют досуг для детей и взрослых, занимаются просветительской деятельностью: Конечно же, Православие никогда не будет разжигать ненависть и вражду между людьми разных религий и национальностей, потому что в его основе - мир и любовь. Православные не должны быть равнодушными к всеобщей проблеме экстремизма, должны восставать против зла. Но, как сказал учащийся Тобольской духовной семинарии, восставать надо не против самого человека, несущего разрушение, а против тех поступков, которые он совершает. Если такое понимание протеста довести до сознания нашей молодежи, то, по мнению православных, экстремизма станет меньше.
За время работы люди, сидящие в одной аудитории, не смогли найти общий язык и дружно взглянуть на общую проблему. Стоит ли удивляться, что это сложно сделать на уровне города и региона, страны и тем более мира? О скорой победе над экстремизмом вряд ли можно говорить. Но православные люди уверены, что они могут сделать все, от них зависящее. И главное - показывать своим поведением и деятельностью достойные примеры окружающим. Делать добрые дела, созидать вокруг себя только хорошее и воспитывать молодое поколение миротворцев.
С.БЕЛАЯ
|