Специалисты межобластного научно-реставрационного художественного управления Министерства культуры начали восстановление масляной живописи, украшавшей стены Тюменского Свято-Троицкого храма с середины XIX века.
Один из наиболее ценных исторических памятников Сибири достался реставраторам в плачевном состоянии. Сырость, лохмотьями отслоившаяся краска, копоть и пыль, выщербленные глаза и лики святых, непристойные надписи, старательно заштрихованные острым гвоздем, некоторые росписи едва различимы. От перепада температуры под частью картин образовались полости - известковый пласт с изображением отошел от кирпичной кладки.
Реставрационные работы начались с подбора методики, позволяющей закрепить живопись. Специальными препаратами живопись очищают от загрязнений, мельчайшие частички отставшей краски тщательно укладывают в прежнем порядке. Затем картины пропитывают укрепляющими растворами, повторять приходится по нескольку раз - старые стены поглощают закрепители не хуже губки.
Далее грунтом заполняют выбоины, выравнивают поверхность, чтобы потом покрыть тонировкой. То, что недавно выглядело как серое лохматое пятно на стене, теперь обретает блеск, становится гладким, святые лики сбрасывают груз безбожных лет и возвращаются к жизни. Труднее всего с теми картинами, на которых обезображены лица святых. Часть изображений восстановят по старым снимкам, другие - ориентируясь на сложившуюся иконографию того или иного святого.
“Но некоторые изображения мне нигде прежде видеть не приходилось”, - комментирует реставратор Виктор Миронов. Например, святые князья Владимир и Александр Невский изображены в одеждах, не характерных для своей эпохи, - горностаевые мантии, императорские шапки. Руководитель московской команды реставраторов Алексей Гладов считает, что для выполнения росписей в Тюмень были приглашены образованные, но, возможно, провинциальные художники, допускавшие некоторые недочеты, свойственные наивной живописи. На хорах реставраторы обнаружили самую древнюю роспись - в полукруглой нише спрятано изображение Спаса Благое Молчание. Небольшая фреска выполнена яичной темперой и датируется концом XVIII века, по манере исполнения специалисты относят ее к украинской школе. Сквозь сетку сколов различается розовая фигура младенца, воздевшего руки из чаши для причастия, по краям различимы остатки золотого фона.
Работы мастерам не занимать - росписи покрывают стены в четыре яруса, картины сохранились и в алтарной части. Особо хлопотной будет работа над купольной росписью, расположенной на высоте около 30 метров. Для работы на такой высоте необходимы устойчивые леса, а также специальные покрытия, которые уберегут от повреждений мраморное покрытие пола и позолоченный иконостас. На некоторых изображениях реставраторы подумывают оставить вдавленные круглые “следы истории” - чтобы память о варварском отношении к своей культуре не затерялась под слоями нового лака.
|