19 августа, в память славного Преображения Господа на Фаворе, установлен Церковью праздник Преображения Господня, по важности события великий и двунадесятый праздник. Преображение Господне стало идеалом нашего человеческого просветления, или преображения.
Вот как пишет об этом в своей книге Блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и всея Украины:
«Человек – богоподобное существо. Человек носит в себе частицу Божественного света, частицу Божества.
Свет этот можно приобрести, умножить. Можно постоянно пребывать в сфере его, если
того мы сами пожелаем. Путь к этому – через богообщение, через трудовое и неуклонное шествие человека навстречу божественному снисхождению. Господь делает первым
шаг в нашу сторону. Наше желание и наше усилие играют решающую роль в деле богообщения. Только в нем мы обновляемся, совершенствуемся, преображаемся».
Праздник Преображения Господня наполнен величайшим смыслом, который отражен
в том числе и в традиции иконописания. Свет, струящийся из одежд Спасителя, пронизывающий собой окружающий мир, – это символ того, как Бог Своей энергией, Своим Божественным светом пронизывает весь космос, все творение. И человек призван,
воспринимая эту Божественную энергию, по образу Божиего Царства преобразовывать
себя и окружающий мир.
Преображение празднуется за 40 дней до Воздвижения Креста Господня, потому что,
по преданию, Христос преобразился за 40 дней до своих страданий и Крестной смерти.
Господь преобразился перед учениками для того, чтобы укрепить их веру — чтобы тогда,
когда они будут видеть Его распинаемым, они вспоминали эту славу преображенного на
Фаворе Спасителя. Вот и нам на земле дается великое счастье прикосновения к иному,
Божественному миру, для того чтобы мы обретали веру и силу жить по Божиему закону.
Храм в честь иконы Божией Матери «Целительница» один раз в году в этот праздник украшается по-особому. У алтаря лампадки с яблоком. Праздничная икона украшена
белыми цветами и фруктами нового урожая. Много роз и других цветов.
К празднику Преображения Господня созревают новые плоды, поэтому на богослужении этого праздника Православная Церковь благословляет и освящает начатки плодов.
Правилами Апостольскими и Соборными определено также приносить некоторые начатки, например новые колосья и плоды, для освящения их молитвой и благословением и
освятить все плоды земные для употребления во славу Божию и на пользу верующих.
Приношением и благословением их Православная Церковь внушает: все – от человека до растения – должно быть посвящено Богу, как собственность Божия, и на употребление ее призвано благословение Божие. Приношением и благословением плодов Церковь призывает нас воздерживаться от них до благословения.
После окончания Литургии в этот день обычно всем пришедшим пономари раздают
по освященному яблоку.
Екатерина Зубарева, студентка 2 курса ТГМА
|