Главным сюжетом юбилейных торжеств, посвященных 425-летию Ханты-Мансийска,
стали показательные выступления пилотажной группы ВВС России "Русские витязи".
Прибытие их в город состоялось за три дня до демонстрационных полетов.
Небо в тот день было ясным, и многие горожане могли полюбоваться, как пятерка отечественных
истребителей Су-27, выкрашенных в цвета российского флага, сделала
несколько изящных кругов над храмом Воскресения Христова.
В течение двух дней "витязи" работали на земле - встречались со школьниками
и студентами, в трудовых коллективах.
А в субботу, когда им предстояло выступать в небе, с
утра зарядил дождь, серые тучи накрыли столицу Югры непроницаемым
покрывалом. Но полеты не отменили. И как объяснили летчики, это для
них непогода создает дополнительные трудности.
Зрители же в полной мере могли надивиться непревзойденным
уровнем мастерства высшего пилотажа наших соотечественников, которые
скромно оценивают свои достижения на "три с плюсом".
Каждому из нас быть бы таким троечником в своем деле!
А на следующий день, в воскресенье, по приглашению настоятеля храма в
честь иконы Божией Матери "Знамение" протоиерея Сергия Кравцова участники
пилотажной группы встречались с учащимися Православной гимназии, Воскресной
школы, прихожанами храма. Многих гимназистов интересовали практические вопросы.
- Пользуетесь ли вы автоматизированными системами управления самолетом
во время своих выступлений?
- Для группового пилотажа не существует автопилота.
И вообще в нашем деле не все зависит от техники.
Очень важен профессионализм людей, пользующихся техникой.
- Какими видами спорта нужно заниматься, чтобы стать военным летчиком?
- Правильнее сказать, чем будущим летчикам не рекомендуется заниматься.
Это все виды спорта, во время занятий которыми можно получить травму, что
несовместимо с полетами.
- Участвовали ли вы в боевых операциях?
- Полковник Вадим Шакирзянов совершил 155 боевых вылетов во время
своей службы в Афганистане. Военный летчик всегда должен быть готов к
бою.
Однако состав нашей группы занимается в основном подготовкой
и выполнением демонстрационных полетов. Это тоже очень важно, потому что "
Русские витязи" - это визитная карточка российских ВВС.
- Авиация и космонавтика очень тесно связаны. Хотели бы вы стать космонавтами?
- Всю жизнь готовиться, чтобы два раза слетать - и в этом вся профессия?
- Какую фигуру высшего пилотажа вам нравится исполнять более других?
- Посадку.
- Все ли возможности Су-27 вы используете в своей работе?
- Для группового пилотажа нет пределов для совершенства. Су-27 - уникальный самолет, и
запас его возможностей далеко не отработан. Конечно же, хотелось бы еще полетать и на
новой технике.
- Что нужно для того, чтобы попасть в состав "Русских витязей"?
- Самое главное - желание. Остальному можно научиться. Те, кто захочет войти в нашу
группу, должны быть готовы к большим тренировкам и труду, труду...
Желающих ближе познакомиться с профессией военного летчика "
Русские витязи" пригласили в гости в подмосковную Кубинку, где располагается их полк.
Принято считать, что летчик - это романтическая профессия. Наверное, поэтому часто звучали
соответствующие вопросы.
- Есть ли у вас какие-то традиции, ритуалы?
- Вернувшись из очередного полета, мы обязательно пожимаем друг другу руки.
- Вы побывали во многих странах мира.
Где вам больше всего понравилось выступать?
- В Китае. Мы даже хотели совершить там полет через одну
пещеру. Ее высота 80 метров, и мы уже провели ее облет. Однако
об этом намерении узнали в нашем Правительстве, и полет был запрещен.
- В какую погоду вам нравится летать?
- Очень хорошо летать в хорошую погоду или для хороших зрителей, какие
оказались у вас в Ханты-Мансийске. Когда мы подлетали к вашему городу,
первое, что сверху увидели - храм Воскресения Христова. Это было так
замечательно - на фоне леса белоснежный храм с сияющими на солнце куполами.
А потом на земле увидели, что этот храм видно со всех сторон
города, и невозможно представить, чтобы на его месте было построено что-нибудь другое.
- Какие еще специальности в авиации вызывают у вас уважение?
- Уважение вызывает прежде всего высокий уровень профессионализма.
Есть асы среди летчиков-перехватчиков, среди бомбардировщиков.
Нельзя не восхищаться мастерством, в какой бы сфере человеческой деятельности оно
ни проявлялось.
- Чего больше в вашей работе - математического расчета, спортивного
азарта и ловкости или, может быть, это можно назвать искусством?
- Высший пилотаж - это, конечно же, искусство.
Ну, и немного всего остального.
- Почему такое название - "Русские витязи"? Что значит для вас
быть русскими и считаете ли вы себя православными?
- Когда обсуждали название группы, было много разных предложений,
но все они как-то не очень нравились. А когда
прозвучало это, все единодушно согласились, что оно отвечает предназначению
группы, что называется, попадает в точку.
Русский народ очень сильный своим
духом. И это дает нам православная вера. Вы посмотрите - у нас самая
красивая земля, у нас красивые люди, у нас самые красивые храмы. Нигде
в мире нам не приходилось видеть такой красоты, какую создают наши
православные храмы с их золотыми куполами.
И все, что мы имели и имеем - это потому, что мы русские. Потому, что мы православные.
- Приедете ли вы еще когда-нибудь в Ханты-Мансийск?
- Если пригласите - обязательно. У вас замечательный город, очень доброжелательные
люди, хорошее небо, красивый храм.
...По окончании встречи гости раздавали автографы, фотографировались с желающими на фоне
города и храмового комплекса и вновь отвечали на вопросы обступивших их
мальчишек, интересовавшихся, где учат летать. Пилоты давали им адреса и телефоны
училищ и аэроклубов.
Но главный
вывод будущие летчики могли сделать
уже в зале: чтобы летать, как "
Русские
витязи", нужно научиться любить свою
Родину, ее синее небо, в которое устремлены
золотые купола православных
храмов, и тех, кто трудится на ее земле,
своих соотечественников.
Для справки. Пилотажная группа
"Русские витязи" основана в 1991 г. из лучших военных летчиков подмосковной
военной базы Кубинка и входит в состав 237-го Центра показа авиационной
техники имени И.Н. Кожедуба. Пилоты
группы выполняют одиночный и групповой
пилотаж в составе четырех и шести
истребителей четвертого поколения
Су-27 (суммарный вес группы из шести
самолетов при выполнении пилотажа
составляет около 150 тонн, а "размах"
- более 75 метров).
С момента своего основания "Русские витязи" регулярно проводят показательные полеты в
небе России и за ее пределами. Это единственная пилотажная команда в
мире, выполняющая групповой высший пилотаж на самолетах класса тяжелых
истребителей.
Фоторепортаж Ольги Санталовой и Оксаны Ященко
|
|