«Житие и подвиги в Бозе почившего блаженныя памяти старца схимонаха Зосимы»
– так называется книга о старцах Зосиме и
Василиске, прославленных в
лике Сибирских святых.
Книга издана в 1889 году
в Москве и переиздана в
1994 году. Это воспоминания
племянницы старца Зосимы
игумении Веры (Верховской),
отрывки из писем старца и
его сочинений. Со страниц
книги доносятся до нас благоухание и веяние святости.
Прибыли в Сибирь старцы
Зосима и Василиск из Коневского монастыря, что возле
Петербурга, где подвизались
под духовным руководством
игумена Коневской обители
Адриана. В Сибири старцы
проживали в лесу недалеко от
Кузнецка, затем перебрались
в Слободу Туринскую близ
Тюмени, где ими была основана обитель. В ней старцы
Зосима и Василиск духовно
руководили сестрами. Часто
по делам отец Зосима бывал
в Тобольске и Тюмени. По
смерти отца Василиска старец
Зосима и часть сестер выехали в Москву, где отец Зосима
выстроил Троице-Одигитриевскую общежительную пустынь
в Подмосковье.
Родители отца Зосимы
были люди благородные и богатые. Отец его,
боярин Василий Данилович Верховский, был
воеводой в Смоленской области, а мать Анна
Ивановна – из дома Моневских. Богаты были
они и душевными качествами, щедры к бедным и неимущим, милостивы к крестьянам.
Василий Данилович выстроил прекрасную
церковь в поместье. Анна Ивановна любила
читать Четьи-Минеи. Заботливо занимались
они воспитанием детей, научая их страху
Божию и благонравию. Было у них 6 дочерей
и 3 сына: Филипп, Илья и младший из всех,
последний в семействе, но не последний
у Господа, отец Зосима, нареченный при
крещении Захарией.
Младенчество Захарии
предвещало его богоугодную
жизнь, с юных лет обнаруживались добрые свойства
его. Он имел чувствительное
сердце, был тих, кроток и
молчалив. Когда мать читала
вслух жития святых, ему все
было понятно. Особенно жития преподобных пустынников
занимали душу, он желал подражать им.
Придя в возраст, три
брата были определены в Петербург в гвардию. Но вскоре
получили известие о кончине
отца. Печальны были чувства
их при возвращении. Год после смерти супруга прожила
боголюбивая кроткая вдова
Анна Ивановна. В последний
день, предчувствуя исход,
исповедалась и приобщилась
Святых Таин и, прижав икону
Божией Матери, испустила
дух. Добрый Захария взял эту
икону и молился со слезами:
«Теперь Ты, Царица Небесная, будь моей Матерью. Тебе
вручаю жизнь мою».
После смерти матери
недолго пожил старший брат
Филипп. Второй брат Илья, 22
лет, вступил в монастырь святого Авраамия
в Смоленске, затем решился странствовать,
обошел много пустыней и монастырей.
Захария все имение отдал сестре и всю
душу и сердце устремил на служение Богу.
Ему было 19 лет. В 1786 году, услышав о
пустынниках в Брянских лесах, отправился к
ним. Старшим здесь был иеромонах Адриан,
а прочие – ученики его. Как описывал отец
Зосима: «Отец Адриан встретил меня с радостию; один взор на него привел в изумление,
был он худ, тонок. Я смотрел с удивлением
на дела их. Все приводило меня в удивление
и благоговение, удивило, что отец Адриан не
взял денег, что я жертвовал».
Здесь Захария познакомился с отцом
Василиском, учеником отца Адриана, здесь
же и принял монашество с именем Зосима.
Через некоторое время отец Василиск становится настоятелем Коневецкого монастыря,
сюда же с ним отправляется и Зосима.
Вскоре Василиск и Зосима стали известны
святой жизнью, местные жители приходили
за советами, нарушали их уединение и молитву, что их отягощало. Тогда они решили
перебраться в Сибирь. Преосвященный Варлаам, архиепископ Тобольский и Сибирский,
принял их и благословил жить в Ивановском
монастыре под Тобольском. Тут прожили они
зиму. Весной Преосвященный Варлаам дал
им вид (разрешение) жить в епархии, где они
изберут, губернатор дал билет для пропуска
в Тобольской губернии.
Объезжали они места в округах Ишимском, Томском, Кузнецком, где застигла их
зима. Сделали землянку в лесу возле города
Кузнецка. Смирение их и добродетельная
жизнь преклонили в любовь и уважение к
ним весь город и селения округа. Некоторые
девицы обратились к ним с просьбой о духовном окормлении, и возникла женская община. Отец Зосима отправился искать места
для женского монастыря, прибыл в Тобольск
к Преосвященному Амвросию. Святейшим
Синодом ему было разрешено восстановить
Туринский монастырь и преобразовать его
в женский. Сюда и переместились сестры
из Кузнецкой общины. В 1822 году была
основана женская обитель. Старец Василиск
скончался в Туринске в 1824 г. Отец Зосима,
две его племянницы, Вера и Маргарита, и
часть сестер выехали в Москву. Здесь отец
Зосима основал пустынь в Подмосковье.
Скончался он в 1833 году.
Преподобные Василиск Сибирский и
Зосима Верховский причислены к лику общецерковных святых Архиерейским Собором
Русской Православной Церкви в 2004 году.
|