, [ Сибирская православная газета ] Великая радость в Полновате
ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

Хроника апреля 2009 г.

Великая радость в Полновате


В пятницу Светлой седмицы, когда Православная Церковь чтит образ Божией Матери «Живоносный источник», в Полновате принял первых прихожан возрожденный храм Успения Пресвятой Богородицы.

Этот первый на Казымской земле православный храм, построенный в 1723 году, был заложен Филофеем Лещинским, митрополитом Тобольским и Сибирским.

История Богородице-Успенской церкви складывалась трагически. За 286 лет своего существования трижды она горела, но отстраивалась заново «государственным коштом» и на пожертвования прихожан. А в 1925 году была закрыта окончательно. Ее последний священник отец Яков Новицкий вел в селе службы еще несколько лет, а потом уехал в Березово. Тогда богатое убранство церкви частично разобрали по домам верующие, частично закрыли в склад до лучших времен. А в военном 43-ем склад открыли, убранство икон пустили на столярку, а по деревне еще долго бегали наряженные в церковные ризы дети. У полноватских жителей можно было встретить в домах богатые иконостасы и церковные книги из порушенного храма. Так рассказывают старожилы села, которое в годы сталинских репрессий стало прибежищем для сотен ссыльных людей из разных уголков Советского Союза.

По бытующим в селе преданиям, для демонтажа церковного купола была собрана бригада из нескольких разнорабочих. С большими трудностями им удалось свалить его на землю. Буквально в течение года все участники церковного погрома погибли при загадочных обстоятельствах.

Опустевшее здание служило то общежитием для приезжего люда, то клубом. И только в последние годы судьба порушенного храма стала предметом заботы селян. Летом 2005 года, когда путь Славянского хода проходил через Полноват, его участники отслужили молебен перед разрушенным храмом. Тогда Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий обратился к присутствующим с пожеланиями о возрождении Богородице-Успенской церкви. Его поддержал и глава района Сергей Маненков. Уже через год начались реставрационные работы по возрождению православной святыни, которой присвоен статус исторического памятника окружного значения.

Восстанавливать церковь взялись строители холдинга «Северстройинвест». Сложность состояла в том, что объект предстояло возводить по старым фотографиям и чертежам практически заново. Заместитель генерального директора предприятия Алексей Гехт, присутствующий на церемонии открытия церкви, рассказывает, что «родными» у здания сохранены первые венцы сруба. За почти триста лет со дня первой постройки храма он из-за наносов земли оказался ниже уровня грунта. Но поднимать фундамент строители не стали, чтобы сохранить первоначальный вид здания. Теперь летом им предстоит срезать внушительный земляной слой, чтобы благоустроить прихрамовую территорию. Нижние срубы, которые ближе к земле, сделаны из лиственницы, дальше идет сосна. Почти весь материал привозной. Отделка стен, так похожая на современный сайдинг, тоже из дерева. Материал для строительства весь привозной: из Югорска, с большой земли, окна и двери – из Белоруссии.

Белоснежная церковь с золотыми куполами стала украшением села.

Перед тем как разрезать ленточку, глава района Сергей Маненков признался полноватцам, что испытывает особую радость души и трепет сердца, что благодаря слаженной работе строителей, заботам жителей села удалось за столь короткое время воздвигнуть православный храм и вновь вдохнуть в него жизнь. Глава подарил прихожанам запрестольный крест и запрестольную икону.


Настоятель храма преподобного Серафима Саровского в Белоярском иерей Георгий Полевщиков напомнил селянам, что сейчас время для великой пасхальной радости. И отныне Покров Божьей Матери будет хранить храм, поселок и его жителей.

Сами же полноватцы с любопытством разглядывали пока еще скромное убранство своей церкви. Главное здесь – иконостас, расписанный в Сергиевом Посаде. Истинно верующие и невоцерковленные пока прихожане зажигают первые лампады. Вокруг них мгновенно вырастают ряды свечей. Батюшка напоминает, что мужчинам в церкви нужно снимать головной убор, и виновные следуют его наставлению. Любопытство селян перемежается с волнением от столь торжественного момента. И одна из пожилых жительниц чистосердечно признается: а я ведь первый раз в жизни в церковь вошла. А здесь так хорошо!

И таких здесь большинство. Все привезенные из городского храма свечи и иконки быстро раскупаются. Сразу для всех свечей места не хватает, и прихожане терпеливо остаются ждать, когда догорят те, что уже зажжены, пришедшими ранее. Но молитв практически никто не знает, поэтому люди стоят молча, умиротворенно улыбаются и наблюдают, как горят свечи.

«Церковь, мне кажется, объединит человеческие души. Народ потянется к доброму и светлому. Очень хочется, чтобы это произошло – мечтательно говорит Людмила Ермакова. Пришло время собирать камни». Отец Георгий в это время наставляет прихожанок, чтобы они в первую очередь ознакомили односельчан с правилами поведения в храме, чтобы учили молитвы и обещает помочь с убранством новой церкви.

Женщины в свою очередь показывают батюшке старые иконы, которые принесли в церковь жители села. Считается, что они когда-то украшали стены прежней Богородице-Успенской церкви. Из прошлого убранства сохранили также верующие люди Крест и кадило.

Староста прихода Надежда Максименко увлеченно рассказывает еще об одном интересном факте: «В 2006 году были вновь обретены мощи Филофея Лещинского, который закладывал этот храм. Видимо, он так сильно хлопотал за все церкви, которые при жизни сам строил, что именно в этот год и началось возрождение нашей церкви. Великая радость у нас сегодня!

Мы не были свидетелями, когда купола и кресты сбрасывали с церкви. Но мы свидетели того радостного момента, когда их устанавливали вновь. И все люди радостные, довольные и счастливые. Потому что есть теперь куда прийти, чтобы излить Господу свою душу.

В тридцатые годы моя бабка сюда в ссылку умудрилась иконы привезти. Истинно верующие были люди, говорит старожил села Евгений Барышников. Это очень даже хорошо, что церковь в селе построили».


Сергей Маненков с отцом Георгием поднимаются на колокольню. Оттуда хороший обзор на все село, в котором в последние годы так стремительно меняется жизнь: новая школа, клуб, теперь вот церковь.

Галина Касаткина, потомок последнего сельского священника Новицкого вспоминает рассказ своей матери, что в былые времена колокольный звон старой полноватской церкви был слышен даже в Пашторах.

– А будет ли колокол?– спрашивают прихожане. Другие отвечают:

– Обязательно. Отец Георгий пообещал. И еще пообещал, что будет в Полновате со временем и свой священник.

Алексей Гехт, покопавшись в оттаявшем грунте, достает ржавые гвозди. Гвозди самодельные, кованые, от самого первого венца церкви, того, что стоит на полноватской земле уже 286 лет. Их забирали с собой как историческую реликвию строители и москвичи – иконописцы. Теперь он вручает гвозди журналистам как сувенир. Хороший символ. Как и вера православная: огнем прокаленная, временем опаленная, но крепкая и сильная.

А перед тем, как разрезать ленточку, Алексей сказал от имени всех строителей: «Мы благодарны судьбе, что нам довелось участвовать в строительстве этого храма, который будет стоять здесь во славу Господа, на радость прихожанам».

Татьяна ЦАРЕВА, п. Полноват

Назад

Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок
Сибирская Православная газета, 2024 г.