В День памяти жертв политических репрессий в Ишиме
состоялся традиционный митинг с панихидой по невинно
убиенным в годы сталинского террора. Точнее, митинг состоялся не в самом городе, а в лесу под деревней Борки,
в нескольких километрах от Ишима. Здесь среди редких
берез можно увидеть несколько прямоугольных углублений
в земле. Это – безымянные братские могилы, в которых
тайно хоронили расстрелянных в Ишимской тюрьме.
Старожилы говорят, что в
окрестностях города находится
еще несколько таких могил.
Например, в Мещанской роще,
которая теперь вошла в городскую черту. Захоронение под
Борками, у подножия Лысой
горы, обнаружили в эпоху «перестройки». Были произведены
раскопки, которые подтвердили
свидетельства очевидцев. Вскоре на этом месте настоятель
Богоявленского собора епископ
Евтихий установил металлический крест. И с начала 1990-х
годов здесь при содействии
городской и районной администраций ежегодно проходят
поминальные службы, собирающие детей и родственников
репрессированных.
Имена захороненных здесь
людей никому не известны. Многие из тех, кто приезжает
поклониться кресту у Лысой горы, знают, что их родных
расстреляли в других городах России. Но Господь везде
принимает их молитвы об упокоении близких. И, несмотря
на прошедшие десятилетия, они не могут разрешить недоумения: за что пострадали их матери и отцы, братья и
сестры? Вспоминается приезд в прошлом году братьев Льва
и Вениамина Фильчагиных. Их отец работал в аптеке на
станции Ишим. Замечательный специалист, любящий семьянин. Был арестован и расстрелян. Обвинение, конечно, политическое: принадлежность к загадочному «троцкизму».
Этот «троцкизм» в газетах той поры подавался как
страшная зараза и эпидемия, источник всех бед. По мнению следователей, им были «заражены» все сколько-нибудь
грамотные и профессионально образованные люди страны.
Урон, который понесли от этого безумия промышленность и
культура, страдания детей, лишившихся своих родителей, –
неисчислимы. Как не подсчитаны до сих пор жертвы дикой
«охоты на ведьм» в стране, где принцип «сознательности»
был поставлен в основание нового общественного строя.
Петр Кузурманов, основатель ишимской промышленной
артели «Кузнецы», был арестован в мае 1938 года, на
глазах у всей семьи. Поэтому для его сына Георгия тема
политических репрессий стала одной из самых животрепещущих. Проанализировав различные источники, он подсчитал,
что пик расстрелов в Ишиме пришелся на осень 1937 года.
Всего же здесь было расстреляно 839 человек. В 1938 году
«расстрельная команда» работала уже в Омске, тогдашнем
областном центре, где в безымянные могилы легло уже 888
ишимцев. Таким образом, всего, по официальным данным,
через Ишимский оперсектор НКВД в 1937-38 годах прошло
1717 жертв политического молоха.
Что же для нас значат эти жертвы сейчас? Одна из
дочерей репрессированных вспоминала на митинге: «Моего
отца арестовали прямо в поле. Он только и успел нам
фуражкой помахать…» Совсем как в Евангелии от Матфея: «Тогда будут двое в поле: один берется, а другой
оставляется…» Это сказано о времени Второго Пришествия
Христа, о времени испытания веры в человеке. Вся Россия
прошла через это испытание, понеся огромные жертвы с
точки зрения материальной, – но обретя множество святых
и мучеников за веру с точки зрения духовной. Такова оказалась плата за выбор в пользу призрачной и непонятой
«свободы», сделанный гражданами России в феврале 1917
года. И как важно нам, современникам, сделать правильные
выводы из этого жестокого урока истории.
Геннадий КРАМОР, фото автора
|