ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№12 2024 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Из книги митрополита Вениамина (Федченкова) «Отец Иоанн Кронштадтский»

<…> Можно сказать, что наибольшую известность по всей России о. Иоанн получил по преимуществу за чудеса. И в народе он и почитался, и привлекал к себе – особенно во второй половине жизни – именно как чудотворец. И за границей слава о нем шла именно как об исцелителе, молитвеннике-чудотворце. И все это понятно нам: чудеса удивляют нас, поражают своею необычайностью.

А кроме того, они являются доказательством бытия сверхъестественного мира, действием Божественной Силы, а также – и знамением святости человека.

История канонизации святых говорит нам, что в огромной части случаев прославления подвижников (мученики прославились за страдания) причиной канонизации их как святых были именно чудеса. Поэтому и в угоднике Божием, о. Иоанне, должны были проявиться и чудесные силы как плод святой жизни и особенной облагодатствованности его Духом Святым.

Впрочем, также известно, что целый ряд святых, прославленных христианской Церковью, не ознаменовался чудесами. Например, про св. Афанасия Великого, св. Григория Богослова, про св. Иоанна Дамаскина, про первоучителей славянских, про преп. Григория Паламу или про наших современников-подвижников: епископа Феофана Затворника, Оптинских старцев (за исключением их прозорливости), про о. Парфения Киевского, про миссионеров вроде о. иером. Макария (Глухарева), епископа (впоследствии митрополита Московского) Иннокентия (Вениаминова) – про всех них история не оставила свидетельств о чудесах, хотя святость их жизни была несомненна и известна. И наоборот: некоторые святые были прославлены по преимуществу как чудотворцы и остались в памяти Церкви с этими титулами: например, св. Григорий Неокесарийский Чудотворец, святитель Николай Чудотворец, св. Димитрий Солунский Чудотворец, св. Спиридон Тримифунтский Чудотворец; все бессребреники и целители называются чудотворцами. Есть даже малоизвестные святые, а они именуются в святцах чудотворцами, – очевидно, за эту исключительную особенность их жизни. Например: преп. Тит Чудотворец (2 апреля); Елисавета Чудотворица (24 апреля); прав. Фантин Чудотворец (24 июля); преп. Лазарь Чудотворец (7 ноября).

Из русских так именуются: преп. Григорий Чудотворец Печерский (а одновременно с ним, 8 января, прославляется другой – Григорий, и тоже Печерский, а чудотворцем не именуется); затем – Григорий Вологодский (30 сентября). Также большею частью именуются у нас преподобными Сергий Радонежский и Серафим Саровский, всея России Чудотворцы. Отсюда видно, что эти святые прославлены были за многие или за исключительно великие чудеса.

Но все же нужно сказать, что вообще святые были прославляемы Церковью прежде всего за их святую жизнь.

Обращаясь теперь, в частности, к о. Иоанну Кронштадтскому, и можно, и должно сказать, что он действительно был чудотворцем, а народ звал его великим чудотворцем. И принимая во внимание необыкновенное количество чудес – как при его жизни, так и после смерти, такое именование вполне справедливо и несомненно.

И однако же, описывая житие его, я, недостойный, не чувствую, чтобы именно в чудесах было его главное величие. Высота его была прежде всего в его духовных подвигах всей многолетней жизни, в его святости, в его вере, молитве, любви к Богу и людям – как об этом мы будем писать особо дальше. И если бы и совсем не было чудес в его жизни, он для нас все равно был и великим, и святым.

Но разумеется, нельзя обойти молчанием и эту, чудесную, сторону его жития. <…> Были ли в самом деле чудеса у о. Иоанна? На это я отвечу прежде всего словами его самого: как он смотрит на них. И как это началось? Не сразу открылся в нем этот дар Божий. Вот как он сам откровенно и просто рассказал об этом собранию священников в г. Сарапуле, приглашенный туда его духовным сыном епископом Михеем. Это было 21 июля 1904 года.

Пропели молитву «Днесь благодать Святаго Духа нас собра». «Батюшка, – записал очевидец и участник собрания, – сначала прошел в училищный храм; приложился к св. престолу, а потом вернулся в зал и пригласил всех сесть вокруг стола.

– Я очень рад, – сказал о. Иоанн, – видеть вас и беседовать с вами; благодарю вас, что собрались вы сюда... Благодарю вас за ваше сочувствие.

У вас, братие, мои сослужители, несомненно является вопрос в душе, как я имею дерзновение так ездить по всей России, молиться за столь многих, кто просит моей молитвы. Быть может, кто назовет это дерзостью... Но я не решился бы, братие, на такое великое дело, если бы не был зван к нему свыше...

Дело было так. Кто-то в Кронштадте заболел. Просили моей молитвенной помощи. У меня и тогда уже была такая привычка: никому в просьбе не отказывать. Я стал молиться, предавая болящего в руки Божии, прося у Господа исполнения над болящим Его святой воли.

Но неожиданно приходит ко мне одна старушка (родом костромичка), которую я давно знал. Она была богобоязненная, глубоко верующая женщина, проведшая свою жизнь по-христиански и в страхе Божием кончившая свое земное странствование. Приходит она ко мне и настойчиво требует от меня, чтобы я молился о болящем не иначе, как о его выздоровлении.

Помню, тогда я почти испугался: “как я могу, – думал я, – иметь такое дерзновение?” Однако эта старушка твердо верила в силу молитвы и стояла на своем. Тогда я исповедал перед Господом свое ничтожество и свою греховность, увидел волю Божию во всем этом деле и стал просить для болящего исцеления. И Господь послал ему милость Свою – он выздоровел. Я же благодарил Господа за эту милость.

В другой раз по моей молитве исцеление повторилось. Я тогда в этих двух случаях прямо усмотрел волю Божию, новое себе послушание от Бога – молиться за тех, кто будет этого просить.

А теперь и я сам знаю, и другие передают: исцеления по моей молитве совершаются». Вот как начались чудеса по молитвам о. Иоанна.

Азбука.ру

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2025 г.