ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№12 2023 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Конституционализация традиционных духовно-нравственных ценностей многонационального народа России

В России сформированы основы теории конституционализации. От узкого понятия конституционализации как процесса закрепления в тексте Конституции России основополагающих правовых общественно значимых явлений действительности ряд известных ученых пришел к необходимости расширительного толкования процесса конституционализации, включения в него также конкретизацию конституционных норм, принципов в нормативноправовых актах, программных документах, реализацию конституционных норм в государственной и общественной жизни. Особое значение при этом имеет реализация конституционных ценностей, которые в своей совокупности, по мнению Н.С. Бондаря, являются своего рода генетическим (социокультурным) кодом многонационального народа России.

Под конституционными ценностями ряд авторов понимает признанные обществом и закрепленные конституционным законодательством идеи, явления, объекты, занимающие место ключевых и служащие основой для организации правового порядка в обществе, включая систему взаимоотношений между членами гражданского общества и институтами публичной власти. К конституционным ценностям, на наш взгляд, следует относить и духовно-нравственные ценности, получившие нормативное закрепление в конституции и конкретизацию в правовых актах государства.

Конечно, не все духовно-нравственные ценности имеют нормативно-правовой характер, а значит, могут получить закрепление в основном законе нашего государства. Многие из них регулируются иными социальными, в том числе религиозными, нормами, народными обычаями. В целях правового регулирования духовно-нравственных отношений необходимо уяснить само понимание духовности и нравственности, а также объективную обусловленность соединения их в органичный единый концепт.

В.И. Даль определяет слово «духовный» как «безплотный, нетелесный, из одного духа и души состоящий; все относящееся к Богу, церкви, вере; все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля».

А под термином «нравственный» понимает «противоположное телесному, плотскому; духовный, душевный … // относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но составляющее общее с ним духовное начало: к умственному относится истина и ложь; к нравственному – добро и зло. // Добронравный, добродетельный, благонравный; согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина». В религиозном сознании народа, святоотеческой литературе духовность понимается как исходящий на человека от Господа Бога Святой Дух.

Как отмечал И.А. Ильин, «говоря о духовности или о духе, не следует представлять себе какую-то непроглядную метафизику или запутанно-непостижимую философию. Дух есть нечто, что каждый из нас не раз переживал в своем опыте и что нам всем доступно; но только один переживал духовное состояние и содержание с радостным наслаждением, другой – с холодным безразличием, третий – с отвращением или даже со злобой. Дух не есть ни привидение, ни иллюзия. Он есть подлинная реальность и притом драгоценная реальность, самая драгоценная из всех». Эта реальность, соединенная с традициями духовной жизни предыдущих поколений людей в России, составляет ядро духовнонравственных отношений людей друг с другом, обществом и государством.

Традиции – связь поколений

Как отметил Патриарх Кирилл на пленарном заседании XXV Всемирного русского народного собора, «традиция (это следует из самой внутренней формы слова, ибо в переводе с латыни оно буквально означает «предание», «передачу») в первую очередь обеспечивает связь поколений, сохраняет и передает людям ценный духовный и культурный опыт. Без этого опыта невозможны ни существование народа, ни крепкая, устойчивая государственность, являющаяся, по сути, зримым выражением воли нации к общественной самоорганизации».

Важно инкорпорировать традиционные духовно-нравственные ценности в государственную политику, программные документы партий, общественных движений и объединений, законодательство России. Внесенная поправка в Конституцию в 2020 году, закрепляющая понятия брака и супружества как союза женщины и мужчины, в совокупности с положением ст. 38, устанавливающей, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства, прямо свидетельствуют о придании традиционной российской духовно-нравственной ценности – семье статуса конституционной ценности.

Возрождение традиции многодетности

Как подчеркнул президент Российской Федерации В.В. Путин на Всемирном русском народном соборе, необходимо сберегать и возрождать традиции многодетности. «Большая семья должна стать нормой, образом жизни для всех народов России. А семья – это не просто основа государства и общества, это духовное явление, источник нравственности… Сбережение и приумножение народа России – наша задача на предстоящие десятилетия, и сразу скажу больше: на поколения вперед».

Защита детства

Помимо традиционной российской духовно-нравственной ценности – семьи, Конституция РФ называет важнейшим приоритетом государственной политики детей. Важно, что эти ценностные конституционные установки о поддержке семьи, материнства, детства, духовно-нравственных ценностей нашли отражение в Указе Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г., утвердившем Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей (далее Основы).

В ряде субъектов РФ выступили с предложениями запретить аборты в частных клиниках. Некоторые лечебные учреждения добровольно отказались от проведения абортов. В Республике Мордовия принят закон «О запрещении склонения к искусственному прерыванию беременности на территории республики Мордовия», в Тверской области принят закон «Об ответственности за склонение к аборту». Законы устанавливают административную ответственность за склонение беременных женщин к прерыванию беременности. При этом в законах указывается, что информирование врачом женщины о последствиях прерывания беременности в случае наличия наследственных или врожденных заболеваний, а также сообщение диагноза при подозрении или обнаружении у плода/ ребенка инвалидизирующей патологии или риска ее развития не является склонением к прерыванию, к аборту.

На состоявшемся заседании регионального отделения Всемирного русского народного собора под председательством митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия его участники обсудили формы участия в просветительской работе по поддержке материнства, многодетности, поддержали необходимость выработки на федеральном уровне законодательных мер по народосбережению, сохранению жизни еще не родившихся детей.

Как сформулировано в Основах, традиционные ценности – это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России.

К числу традиционных ценностей Основами отнесены жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов Российской Федерации.

В осмыслении, сохранении и укреплении духовно-нравственных ценностей ключевая роль принадлежит гражданскому обществу. Заслуживает поддержки мнение С.А. Авакьяна о корректировке в будущей новой Конституции РФ ст. 14, в которой следовало бы указать достойное место Церкви в гражданском обществе, поскольку в статье говорится об отделенности Церкви от государства.

В России заметную роль в поддержке гражданских инициатив, направленных на укрепление духовно-нравственных ценностей, стали играть общественные палаты, которые в своей совокупности являются интегрированным комплексным институтом гражданского общества, выполняющим определенные функции общественной власти. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации» общественные палаты призваны обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан, общественных объединений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, защиты прав и свобод граждан, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества.

Одним из приоритетных направлений в деятельности общественных палат является оказание поддержки некоммерческим организациям, многодетным семьям, участникам специальной военной операции.

Г.Н. ЧЕБОТАРЕВ,
научный руководитель Института
государства и права ТюмГУ,
доктор юридических наук, профессор,
председатель Общественной палаты
Тюменской области,
сопредседатель Тюменского
регионального отделения ВРНС

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.