В России сформированы основы теории
конституционализации. От узкого понятия конституционализации как процесса закрепления
в тексте Конституции России основополагающих правовых общественно значимых явлений действительности ряд известных ученых пришел к необходимости расширительного
толкования процесса конституционализации,
включения в него также конкретизацию конституционных норм, принципов в нормативноправовых актах, программных документах, реализацию конституционных норм в государственной и общественной жизни.
Особое значение при этом имеет реализация конституционных ценностей, которые в
своей совокупности, по мнению Н.С. Бондаря,
являются своего рода генетическим (социокультурным) кодом многонационального
народа России.
Под конституционными ценностями ряд
авторов понимает признанные обществом и
закрепленные конституционным законодательством идеи, явления, объекты, занимающие
место ключевых и служащие основой для
организации правового порядка в обществе,
включая систему взаимоотношений между
членами гражданского общества и институтами публичной власти.
К конституционным ценностям, на наш
взгляд, следует относить и духовно-нравственные ценности, получившие нормативное
закрепление в конституции и конкретизацию
в правовых актах государства.
Конечно, не все духовно-нравственные
ценности имеют нормативно-правовой характер, а значит, могут получить закрепление
в основном законе нашего
государства. Многие из них
регулируются иными социальными, в том числе религиозными,
нормами, народными обычаями.
В целях правового регулирования духовно-нравственных
отношений необходимо уяснить
само понимание духовности
и нравственности, а также
объективную обусловленность
соединения их в органичный
единый концепт.
В.И. Даль определяет слово
«духовный» как «безплотный,
нетелесный, из одного духа и
души состоящий; все относящееся к Богу, церкви, вере; все
относимое к душе человека, все умственные
и нравственные силы его, ум и воля».
А под термином «нравственный» понимает «противоположное телесному, плотскому;
духовный, душевный … // относящийся к одной
половине духовного быта, противоположный
умственному, но составляющее общее с ним
духовное начало: к умственному относится
истина и ложь; к нравственному – добро и
зло. // Добронравный, добродетельный, благонравный; согласный с совестью, с законами
правды, с достоинством человека, с долгом
честного и чистого сердцем гражданина».
В религиозном сознании народа, святоотеческой литературе духовность понимается
как исходящий на человека от Господа Бога
Святой Дух.
Как отмечал И.А. Ильин, «говоря о духовности или о духе, не следует представлять
себе какую-то непроглядную метафизику или
запутанно-непостижимую философию. Дух
есть нечто, что каждый из нас не раз переживал в своем опыте и что нам всем доступно;
но только один переживал духовное состояние
и содержание с радостным наслаждением,
другой – с холодным безразличием, третий –
с отвращением или даже со злобой. Дух не
есть ни привидение, ни иллюзия. Он есть
подлинная реальность и притом драгоценная
реальность, самая драгоценная из всех».
Эта реальность, соединенная с традициями духовной жизни предыдущих поколений
людей в России, составляет ядро духовнонравственных отношений людей друг с другом,
обществом и государством.
Традиции – связь поколений
Как отметил Патриарх Кирилл на пленарном заседании XXV Всемирного русского
народного собора, «традиция (это следует
из самой внутренней формы слова, ибо в
переводе с латыни оно буквально означает
«предание», «передачу») в первую очередь
обеспечивает связь поколений, сохраняет и
передает людям ценный духовный и культурный опыт. Без этого опыта невозможны ни существование народа, ни крепкая,
устойчивая государственность, являющаяся,
по сути, зримым выражением воли нации к
общественной самоорганизации».
Важно инкорпорировать традиционные
духовно-нравственные ценности в государственную политику, программные документы
партий, общественных движений и объединений, законодательство России.
Внесенная поправка в Конституцию в
2020 году, закрепляющая понятия брака и
супружества как союза женщины и мужчины,
в совокупности с положением ст. 38, устанавливающей, что материнство и детство, семья
находятся под защитой государства, прямо
свидетельствуют о придании традиционной
российской духовно-нравственной ценности –
семье статуса конституционной ценности.
Возрождение традиции многодетности
Как подчеркнул президент Российской
Федерации В.В. Путин на Всемирном русском
народном соборе, необходимо сберегать и
возрождать традиции многодетности. «Большая семья должна стать нормой, образом
жизни для всех народов России. А семья –
это не просто основа государства и общества,
это духовное явление, источник нравственности… Сбережение и приумножение народа
России – наша задача на предстоящие десятилетия, и сразу скажу больше: на поколения
вперед».
Защита детства
Помимо традиционной российской духовно-нравственной ценности – семьи, Конституция РФ называет важнейшим приоритетом
государственной политики детей. Важно, что
эти ценностные конституционные установки
о поддержке семьи, материнства, детства,
духовно-нравственных ценностей нашли отражение в Указе Президента Российской
Федерации от 9 ноября 2022 г., утвердившем Основы государственной политики по
сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей
(далее Основы).
В ряде субъектов РФ выступили с предложениями запретить аборты в частных клиниках. Некоторые лечебные учреждения добровольно отказались от проведения абортов.
В Республике Мордовия принят закон
«О запрещении склонения к искусственному
прерыванию беременности на территории
республики Мордовия», в Тверской области
принят закон «Об ответственности за склонение к аборту». Законы устанавливают административную ответственность за склонение
беременных женщин к прерыванию беременности. При этом в законах указывается, что
информирование врачом женщины о последствиях прерывания беременности в случае
наличия наследственных или врожденных
заболеваний, а также сообщение диагноза
при подозрении или обнаружении у плода/
ребенка инвалидизирующей патологии или
риска ее развития не является склонением
к прерыванию, к аборту.
На состоявшемся заседании регионального отделения Всемирного русского народного
собора под председательством митрополита
Тобольского и Тюменского Димитрия его
участники обсудили формы участия в просветительской работе по поддержке материнства,
многодетности, поддержали необходимость
выработки на федеральном уровне законодательных мер по народосбережению, сохранению жизни еще не родившихся детей.
Как сформулировано в Основах, традиционные ценности – это нравственные
ориентиры, формирующие мировоззрение
граждан России, передаваемые от поколения
к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого
культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое
уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии
многонационального народа России.
К числу традиционных ценностей Основами отнесены жизнь, достоинство, права и
свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность
за его судьбу, высокие нравственные идеалы,
крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм,
милосердие, справедливость, коллективизм,
взаимопомощь, взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений,
единство народов Российской Федерации.
В осмыслении, сохранении и укреплении
духовно-нравственных ценностей ключевая
роль принадлежит гражданскому обществу.
Заслуживает поддержки мнение С.А. Авакьяна о корректировке в будущей новой
Конституции РФ ст. 14, в которой следовало
бы указать достойное место Церкви в гражданском обществе, поскольку в статье говорится об отделенности Церкви от государства.
В России заметную роль в поддержке
гражданских инициатив, направленных на
укрепление духовно-нравственных ценностей, стали играть общественные палаты,
которые в своей совокупности являются
интегрированным комплексным институтом
гражданского общества, выполняющим определенные функции общественной власти. В
соответствии с Федеральным законом «Об
общих принципах организации и деятельности
общественных палат субъектов Российской
Федерации» общественные палаты призваны обеспечить согласование общественно
значимых интересов граждан, общественных
объединений, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и
социального развития, защиты прав и свобод
граждан, конституционного строя Российской
Федерации и демократических принципов
развития гражданского общества.
Одним из приоритетных направлений в
деятельности общественных палат является
оказание поддержки некоммерческим организациям, многодетным семьям, участникам
специальной военной операции.
Г.Н. ЧЕБОТАРЕВ,
научный руководитель Института
государства и права ТюмГУ,
доктор юридических наук, профессор,
председатель Общественной палаты
Тюменской области,
сопредседатель Тюменского
регионального отделения ВРНС
|