Наставление о молитве
Что всего дороже? Всего дороже душа.
Что всего нужнее на этом свете? Всего
нужнее спасение души. Что нужно делать,
чтобы спасти душу? Прежде всего нужно
молить Бога, чтобы Он помог нам спасти
свою душу. Почему это нужно прежде
всего? Потому, что без помощи Божией
невозможно спасти душу. А помощь Божия
дается тому, кто просит у Бога помощи.
Поэтому, кто хочет спасти свою душу, тот
должен молиться.
Какой молитвой лучше молиться?
Хороша всякая молитва, если кто произносит ее с пониманием да с усердием.
Хорошо – прочитывать все молитвы, какие
кто знает, только нужно читать их не спеша,
вникая в каждое слово, чтобы понять, что
оно значит.
Что делать тому, кто не знает никаких
молитв, но желает молиться, чтобы спасти
душу свою?
Если бы нашелся такой человек, который
бы никогда не молился, и тот, наверное,
знает одну молитву, потому что слышал
ее часто, хотя сам и не молился ею. Эта
молитва так невелика, что ее может заучить всякий беспамятный человек и малый
ребенок.
Какая это молитва? Это – та молитва,
которую можно чаще всего слышать в церкви и в доме. Она состоит только из двух
слов: Господи, помилуй.
Кто не знает, кто не слыхал этой молитвы? И малый, и старый – все знают ее.
Вот этой молитвой и может молиться всякий
человек. Немного в ней слов, но много она
содержит в себе. Только два слова в ней, но
о многом ею можно молить Бога. Коротка
эта молитва, но долго ею можно молиться.
Обратите внимание, как произносится эта
молитва в церкви. Пусть церковь и будет
нашей учительницей в этом деле. Когда
священник приглашает всех предстоящих
молиться и напоминает им, о чем должна
быть молитва, то народ отвечает на каждое
его воззвание только двумя словами:
Господи, помилуй. Правда, у нас
теперь не народ отвечает, а только
стоящие на клиросе; но это – все
равно: клиросные отвечают за всех,
стоящих в церкви. Когда священник
говорит: помолимся о свышнем мире
и о спасении душ наших, – народ
отвечает: Господи, помилуй.
Священник говорит: помолимся
о всем мире, о всех церквах, о
соединении всех, – народ ответствует: Господи, помилуй. Помолимся
о царе, епископе и пресвитерах,
о властях, о воинстве, о городах и
о всех верующих, говорит священник; народ возглашает ту же молитву. Те же два слова – Господи, помилуй –
произносятся, когда священник приглашает
молиться о плавающих, путешествующих,
о болящих и страдающих.
Значит, этой молитвой можно молиться
о всем и за всех. Обратите внимание и
на то, что эта молитва «Господи, помилуй»
произносится иногда сряду три раза, иногда двенадцать раз, иногда сорок, а иногда
сто раз. Для чего это? Для того, чтобы мы
могли усерднее молиться. Если скажешь
однажды: Господи, помилуй, то, пожалуй, и
не вникнешь в смысл сказанного. Когда же
скажешь два и три раза одно и то же слово,
то скорее обратишь внимание на то, что
ты говоришь; вспомнишь, что ты умоляешь
Господа. А когда произнесешь эти слова
трижды по трижды или четыре раза
по трижды, то вспомнишь, что ты
стоишь пред Господом, и при этом,
быть может, почувствуешь или радость, или страх. А когда с таким
страхом и радостью ты будешь умолять Господа, то Он услышит твое
моление, помилует тебя.
В церкви иногда указывается,
о чем должно молиться, как сказали
мы. А иногда не упоминается об
этом, а только произносится: Господи, помилуй, 12 или 40 раз. Для
чего это? Для того, чтобы дать нам
возможность самим молиться о том,
что нам нужно. Это вот что значит.
Положим, что тебе особенно нужно
помолиться о прощении какого-либо
греха. Ты слышишь, в церкви произносится:
Господи, помилуй, несколько раз. Употреби
же это время на то, чтобы высказать пред
Богом свой грех. Скажи и ты: Господи,
помилуй – и раз, и два, и три, для того
чтобы усилить покаяние и усерднее просить
о прощении греха. В течение дня мы много
согрешаем то делом, то словом, то мыслию.
Если за всякий грех мы будем взывать с
покаянием: Господи, помилуй, то много раз
нам придется произнести эту молитву. Вот
для этого и положено церковью произносить:
Господи, помилуй иногда сорок раз.
Итак, эта молитва нужна нам для того,
чтобы каяться во грехах и молить Бога о
прощении их.
А иной имеет на душе скорбь; другому
нужно помолиться о больном своем; иному
нужно просить помощи Божией в каком-нибудь деле. Вот и этим дается возможность
поведать пред Господом свои нужды и прошения и многократно говорить всем одно
и то же: Господи, помилуй, т.е. сотвори с
нами по милости Твоей, яви нам, Господи,
милость Твою.
Как учит нас Церковь молиться в храме,
так нужно делать и дома. Все, что тебе нужно, проси у Бога этой молитвой. Когда ты
стоишь пред святой иконой утром, вставши
от сна, или вечером, пред сном, молись этой
молитвой. Говори: Господи, помилуй – не
спеша, со вниманием, скажи это раз пять,
десять, сорок, сто раз. Влагай в нее твои
прошения о всех нуждах.
Не привыкший дома молиться и редко
бывающий в церкви, пожалуй, сперва сам
и не знает, о чем ему нужно молиться. Поэтому скажем несколько слов, о чем должно
молиться дома, наедине.
Прежде всего молись о спасении души;
говори: Господи, помилуй, а на уме думай:
Господи, спаси мою душу, Господи, научи меня, как спастися мне. Произнеси:
Господи, помилуй – о спасении души раз
десять и более. Потом молись о прощении
грехов; вспоминай, в чем согрешил ныне
или грешил прежде, и говори: Господи,
помилуй – тоже раз десять или двадцать.
Потом молись о рае, чтобы не лишил тебя
Господь Царствия Своего Небесного, и произнеси тоже: Господи, помилуй – раз десять.
Потом молись, чтобы Господь избавил тебя
от вечных мучений. Вспомни, как грешники
мучаются в аду, и говори: Господи помилуй,
Господи помилуй, Господи помилуй, а на
уме думай: избавь меня от этих мучений.
Взывай это «Господи, помилуй» так, как
бы ты уже находился в аду, в огне, между
грешниками и как бы простираешь руки к
Богу с воплем: «Господи, помилуй, Господи,
выведи меня отсюда».
|
Затем молись о епископах и всем церковном причте; молись о родителях своих,
об отце духовном, о всех сродниках твоих и
за всякого из них говори: Господи, помилуй.
Молись о семье своей, молись, чтобы
Господь дал тебе и родным твоим здоровье;
молись, чтобы Господь помог тебе в делах
твоих вообще; помолись и о том деле,
которое ты сегодня хочешь делать. Молись
так же и за всех усопших.
Из сказанного можно понять, что можно
молиться всякому, не только учившемуся
грамоте, но и неграмотному; можно молиться много и незнающему многих молитв;
можно научить молиться и малых детей,
потому что «Господи, помилуй» может произнести и малое дитя, только что умеющее
произнести имя отца или матери.
Из сказанного видно также, о чем
должно молиться; видно, что прежде всего
нужно молиться о спасении души, о прощении грехов, о рае, об избавлении от ада;
потом молиться о людях, а наконец о всех
житейских нуждах.
Наставление о значении
и силе пастырского благословения
Господь наш Иисус Христос, посылая
Своих учеников и апостолов на проповедь
Евангелия, дал им такое повеление: когда
входите в какой-либо дом или город, то
говорите: мир дому сему, или: мир граду
сему! Если тут будет человек мира, т.е. достойный мира, то мир ваш на нем пребудет,
а если нет, то мир ваш к вам возвратится.
Таковую власть и право святые апостолы передали своим преемникам – поставленным ими епископам. От этих преемников их власть и право преподавать мир
переходят ко всем законно поставляемым
епископам и рукополагаемым от сих священникам до нашего времени, таковую
власть и право, преемственно чрез святых
апостолов восприявши от Господа, и мы,
смиренные пастыри и служители вашего
спасения, говорим вам о Господе: мир вам!
Да будет этот мир Христов и в душах ваших,
и в семьях ваших, и в обществе вашем. Эти
слова мира вы всегда слышите и в храме
вашем от поставленных вам пастырей. Всякий раз, когда священник возглашает: мир
всем или благословение Господне на вас,
принимайте эти слова как слова Самого
Господа, преподающего вам устами иерея
мир и благословение. Если вы принимать
будете эти слова мира с верою, как от
Самого Господа, то мир этот пребудет на
вас. А если вы будете принимать их как
только слова благожелания, не дающие
ничего слышащему их, то мира этого, т.е.
мира Христова, не получите; он пройдет
мимо вас и остановится на том, кто желает
того, кто достоин того. Что же означает этот
мир, или благословение, преподаваемое
пастырями? Это не пустой звук, не простое
биение воздуха, нет – в них заключается
сила Божия. Эту силу невозможно видеть
глазами, осязать руками. Невозможно ее
взвесить или измерить; но она несомненно
заключается в слове, подобно тому как
врачебная сила заключается в целительных растениях и других веществах; как
целительную силу растения нельзя видеть,
осязать, взвесить, но она обнаруживается
чрез действие на тело человека, так и сила
благословения заключается в слове, обнаруживается по действиям своим на человека.
Сила благословения – есть творческая сила,
она созидает, она оживляет. В начале мироздания все было создано словом Божиим,
и всякому созданию Своему Господь изрекал Свое благословение; в этом благословении была жизнь. По благословении все стало расти и размножаться. Пока почивало
на земле и на людях Божие благословение,
люди блаженствовали, на земле был рай.
А когда за грех человека изречено было
проклятие на землю в делах человека, тогда
она стала приносить ему терние и волчцы.
Таковую силу Господь дал и слову человеческому. Благо тому человеку, которого
благословляет народ за его добро; он своею
душою чувствует силу этого благословения.
Но горе тому, кого станут проклинать.
|
Особенную силу благословения Господь
дал словам некоторых людей. Так, в Святом
Писании говорится об одном человеке, некоем Валааме, что кого он благословлял,
на том пребывало благословение, выражавшееся успехом в делах. А когда Валаам
проклинал, на того приходило проклятие,
он делался несчастным человеком. Таковую силу благословения Господь даровал
и родителям в отношении к их детям. Так,
Ной благословил сыновей Сима и Иафета,
и они со своим потомством были счастливы, господствовали над другими народами,
а проклятый им сын Хама Ханаан с потомством своим был рабом братьев своих
и потомства их. Ханаанеяне, потомки Хама,
были преданы истреблению. Египтяне, тоже
Хамова рода, подвергались казням
Божиим и потом всегда пребывали
в рабстве у других народов. Посему не напрасно сказано в Божием
Писании, что благословение отчее
утверждает домы детей, а клятва
матерняя разрушает их до основания.
Недаром сложилось наше народное изречение, что с родительским
благословением на огне не горят и
в воде не тонут.
Если таковую силу имело благословение некоторых людей, если
родительское благословение делает
детей счастливыми, а проклятие –
несчастными, то что сказать о
благословении епископа или священника,
получивших от Господа чрез апостолов преемственно такую власть, какой на земле не
имеет никакой начальник. Хотя священник
не имеет того права, какое предоставляется земным властям, – он не имеет власти
над телом: не лишает виновного земных
прав, не лишает имущества, не связывает
узами, не заключает в темницу, – но зато
он имеет власть над душой, может лишить
человека его права на небесное наследие,
ибо апостолам, а чрез них епископам и
священникам сказано было Господом: «Что
вы разрешите на земле, то разрешено будет
на небесах» (Мф. 18:18). Это значит, если
кого свяжет священник на земле, тот связан будет на небе; а связанного в рай не
пустят, ему место в темницах ада.
А когда священник развяжет грешника именем Христовым и скажет
ему: прощаю и разрешаю тебя от
грехов твоих, то грешник будет
развязан на небе, т.е. получит свободный проход в райские обители.
Таковая власть дана только
священникам, не только праведным, но и грешным, иногда весьма
смиренным и немощным по своему
внешнему виду.
Итак, великая сила заключается
в словах благословения. Велика
сила родительского благословения,
но она простирается только на
детей. А благословение иерейское
или святительское простирается на
всех, с верою приемлющих его. Если это
так, с каким почтением нужно относиться
к этим смиренным носителям власти и как
дорожить нужно их благословением: итак –
Бога бойся и иерея Его чти. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да
приидет на тя благословение их.
По материалам сайта «Азбука веры»
|