|
Басня Ивана Андреевича Крылова «Два
мужика» впервые была издана в 1825 году.
Эта басня иронично повествует о трагичном положении двух подвыпивших мужиков.
Рассказ ведется красочно и поэтично.
Басня сразу стала классикой в первую
очередь за передачу разговорной речи, в
которой запечатлен истинно русский язык.
Простонародный говор украшен поэтическим слогом и рифмой. При этом ясно
просматривается забота об общественной
нравственности и подчеркивается пагубность невоздержания и нетрезвой жизни.
Утрата трезвого образа жизни унижает
человеческое достоинство, и даже великий
праздник может закончиться непоправимым горем и страданием для нетрезвого
человека и для всех, кто живет с ним. Так
вместо всеобщей радости и праздничного
веселья человек, помрачивший свой разум,
пожинает горе.
ДВА МУЖИКА
«Здорово, кум Фаддей!» –
«Здорово, кум Егор!» –
«Ну, каково приятель, поживаешь?» –
«Ох, кум, беды моей, что вижу,
ты не знаешь!
Бог посетил меня: я сжег дотла свой двор
И по миру пошел с тех пор». –
«Как так? Плохая, кум, игрушка!» –
«Да так! О Рождестве была
у нас пирушка;
Я со свечой пошел дать корму лошадям;
Признаться, в голове шумело;
Я как-то заронил, насилу спасся сам;
А двор и все добро сгорело.
Ну, ты как?» – «Ох, Фаддей, худое дело!
И на меня прогневался, знать, Бог:
Ты видишь, я без ног;
Как сам остался жив, считаю,
право, дивом.
Я тож о Рождестве пошел в ледник
за пивом,
И тоже чересчур, признаться, я хлебнул
С друзьями полугару;
А чтоб в хмелю не сделать мне пожару,
Так я свечу совсем задул:
Ан бес меня впотьмах так
с лестницы толкнул,
Что сделал из меня совсем не-человека,
И вот я с той поры калека».
«Пеняйте на себя, друзья!» –
Сказал им сват Степан:
«Коль молвить правду, я
Совсем не чту за чудо,
Что ты сожег свой двор,
а ты на костылях:
Для пьяного и со свечою худо;
Да вряд, не хуже ль и впотьмах».
Басня показывает, как пагубны невоздержание и утрата меры, особенно употребление спиртного. Среди самых первых
заповедей, данных человеку, была заповедь
воздержания. Человек должен воздерживаться от познания зла. Человек призван
«отойти от зла и творить благо» (Пс. 33).
Всякое благо и добро творятся по любви
к Богу и людям, а всякое зло – по греховному эгоизму, насаждаемому дьяволом.
Человек должен воздерживаться от греховных влечений, от лукавства, от неправды, от
зависти, от всего того, что порождается греховным эгоизмом и греховными хотениями.
Воздержание предусматривает умеренность во всем. Телесное воздержание дает
возможность духовно раскрыться душе
человека. Мерой в питании должна быть
действительная нужда, а не безудержное
удовольствие, переходящее в излишество,
которое пагубно для души и болезненно
для тела. За двухтысячелетнюю историю
христианства Церковью выработана культура
питания, которая идеальна с точки зрения и
духовной, и медицинской. Здесь речь идет
об однодневных постах (среда и пятница)
и многодневных постах (Рождественский,
Великий, Петров и Успенский).
Церковь особо обращает внимание на
необходимость трезвения: «Не упивайтесь
вином, от которого бывает распутство, но
исполняйтесь Духом», – говорит святой
апостол Павел в Послании к Ефесянам
(5:18). Святитель Иоанн Златоуст говорит:
«Не вино худо, но его злоупотребление». У
святых отцов мы видим такие высказывания: «Не вино производит
пьянство, а злая невоздержанная
наша душа»; «вино есть Божье
дело, а пьянство дьявольское».
У пьяного человека в первую
очередь помрачается разум, затем ослабевает и воля, делая
человека преклонным ко греху.
Заглушается голос совести, голос
Божий, поскольку разрушаются
Божественные свойства души в
человеке.
Разрушение духовной природы человека приводит и к болезням телесной природы. Человек
попадает в физиологическую
зависимость от развившейся
порочности. Поскольку все это
противоестественно Божественной природе человека, то угасает
духовный мир его души и умерщвляется изможденное грехом
тело. Вывод прост: пьянство –
это душегубство для самого себя
и отравление своего тела. Пьянство – это
зло как для самого человека, так и для
общества. Пьянство производит вражду, драки, убийства, оскорбления, сквернословия,
ложь, воровство, гнев. Пьяный человек мир
наполняет злобой, являясь порабощенным
орудием дьявола.
Медицина давно бьет тревогу: алкоголь
– это яд для человека. Употребление алкогольных напитков приводит к отравлению
организма, необратимому поражению нервной системы, снижению трудоспособности,
расстройству памяти и ухудшению кровообращения мозга, к заболеваниям сердца,
сосудов, легких, печени, почек, желудка.
Все органы человека страдают, включая и
репродуктивную функцию. Физиологическая
зависимость приводит к разрушению личности человека. Не менее вредным и пагубным для человека является табакокурение.
Вступая в новый год, готовясь встретить
праздник Рождества, давайте постараемся
встать на путь воздержания и трезвения,
освободившись от всех пагубных привычек
и зависимостей. Наступившее время Рождественского поста – это благоприятное
время для воздержания и трезвения. Пусть
назидательной для каждого из нас будет печальная участь двух подвыпивших мужиков.
+М. Д
|