ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№12 2022 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Размышления над басней И.А. Крылова «Два мужика»

Басня Ивана Андреевича Крылова «Два мужика» впервые была издана в 1825 году. Эта басня иронично повествует о трагичном положении двух подвыпивших мужиков. Рассказ ведется красочно и поэтично. Басня сразу стала классикой в первую очередь за передачу разговорной речи, в которой запечатлен истинно русский язык. Простонародный говор украшен поэтическим слогом и рифмой. При этом ясно просматривается забота об общественной нравственности и подчеркивается пагубность невоздержания и нетрезвой жизни. Утрата трезвого образа жизни унижает человеческое достоинство, и даже великий праздник может закончиться непоправимым горем и страданием для нетрезвого человека и для всех, кто живет с ним. Так вместо всеобщей радости и праздничного веселья человек, помрачивший свой разум, пожинает горе.

ДВА МУЖИКА


«Здорово, кум Фаддей!» –
«Здорово, кум Егор!» –
«Ну, каково приятель, поживаешь?» –
«Ох, кум, беды моей, что вижу,
ты не знаешь!
Бог посетил меня: я сжег дотла свой двор
И по миру пошел с тех пор». –
«Как так? Плохая, кум, игрушка!» –
«Да так! О Рождестве была
у нас пирушка;
Я со свечой пошел дать корму лошадям;
Признаться, в голове шумело;
Я как-то заронил, насилу спасся сам;
А двор и все добро сгорело.
Ну, ты как?» – «Ох, Фаддей, худое дело!
И на меня прогневался, знать, Бог:
Ты видишь, я без ног;
Как сам остался жив, считаю,
право, дивом.
Я тож о Рождестве пошел в ледник
за пивом,
И тоже чересчур, признаться, я хлебнул
С друзьями полугару;
А чтоб в хмелю не сделать мне пожару,
Так я свечу совсем задул:
Ан бес меня впотьмах так
с лестницы толкнул,
Что сделал из меня совсем не-человека,
И вот я с той поры калека».
«Пеняйте на себя, друзья!» –
Сказал им сват Степан:
«Коль молвить правду, я
Совсем не чту за чудо,
Что ты сожег свой двор,
а ты на костылях:
Для пьяного и со свечою худо;
Да вряд, не хуже ль и впотьмах».

Басня показывает, как пагубны невоздержание и утрата меры, особенно употребление спиртного. Среди самых первых заповедей, данных человеку, была заповедь воздержания. Человек должен воздерживаться от познания зла. Человек призван «отойти от зла и творить благо» (Пс. 33).

Всякое благо и добро творятся по любви к Богу и людям, а всякое зло – по греховному эгоизму, насаждаемому дьяволом. Человек должен воздерживаться от греховных влечений, от лукавства, от неправды, от зависти, от всего того, что порождается греховным эгоизмом и греховными хотениями. Воздержание предусматривает умеренность во всем. Телесное воздержание дает возможность духовно раскрыться душе человека. Мерой в питании должна быть действительная нужда, а не безудержное удовольствие, переходящее в излишество, которое пагубно для души и болезненно для тела. За двухтысячелетнюю историю христианства Церковью выработана культура питания, которая идеальна с точки зрения и духовной, и медицинской. Здесь речь идет об однодневных постах (среда и пятница) и многодневных постах (Рождественский, Великий, Петров и Успенский).

Церковь особо обращает внимание на необходимость трезвения: «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство, но исполняйтесь Духом», – говорит святой апостол Павел в Послании к Ефесянам (5:18). Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Не вино худо, но его злоупотребление». У святых отцов мы видим такие высказывания: «Не вино производит пьянство, а злая невоздержанная наша душа»; «вино есть Божье дело, а пьянство дьявольское».

У пьяного человека в первую очередь помрачается разум, затем ослабевает и воля, делая человека преклонным ко греху. Заглушается голос совести, голос Божий, поскольку разрушаются Божественные свойства души в человеке.

Разрушение духовной природы человека приводит и к болезням телесной природы. Человек попадает в физиологическую зависимость от развившейся порочности. Поскольку все это противоестественно Божественной природе человека, то угасает духовный мир его души и умерщвляется изможденное грехом тело. Вывод прост: пьянство – это душегубство для самого себя и отравление своего тела. Пьянство – это зло как для самого человека, так и для общества. Пьянство производит вражду, драки, убийства, оскорбления, сквернословия, ложь, воровство, гнев. Пьяный человек мир наполняет злобой, являясь порабощенным орудием дьявола.

Медицина давно бьет тревогу: алкоголь – это яд для человека. Употребление алкогольных напитков приводит к отравлению организма, необратимому поражению нервной системы, снижению трудоспособности, расстройству памяти и ухудшению кровообращения мозга, к заболеваниям сердца, сосудов, легких, печени, почек, желудка. Все органы человека страдают, включая и репродуктивную функцию. Физиологическая зависимость приводит к разрушению личности человека. Не менее вредным и пагубным для человека является табакокурение.

Вступая в новый год, готовясь встретить праздник Рождества, давайте постараемся встать на путь воздержания и трезвения, освободившись от всех пагубных привычек и зависимостей. Наступившее время Рождественского поста – это благоприятное время для воздержания и трезвения. Пусть назидательной для каждого из нас будет печальная участь двух подвыпивших мужиков.

+М. Д

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.