– Добрый день, Сергей Анатольевич!
Расскажите, пожалуйста, как вам пришла идея исследовать родословную Петра
Павловича Ершова – писателя, создавшего
«Конька-Горбунка»?
– Здравствуйте. Не отношу себя к исследователям жизни и творчества Петра Павловича Ершова, хотя, конечно, кто не знает
автора «Конька-Горбунка»? Точнее будет
сказать, это попытка очертить круг поиска
возможных документальных доказательств по
теме родословной писателя. Попытка определить, откуда пошел этот род.
– Тогда с чего все начиналось, и почему вы сделали такие выводы?
– Все началось осенью 2018 года. Могу
сказать даже дату: на празднование Владимирской иконы Божией Матери. В тот день
шла праздничная литургия в селе Нижнеманай
Упоровского района. Это был престольный
праздник храма. Литургию проводили благочинный Ялуторовского благочиния протоиерей
Александр Лемешко и приехавшие погостить
из Ярославской епархии на родину три братасвященника: архимандрит Адриан, протоиереи
Василий и Анатолий Денисовы, уроженцы села
Пятково. В конце дня, после всех торжеств,
меня пригласили на разговор и предложили
начать организацию строительства в селе
Пятково нового храма в честь святых
апостолов Петра и Павла вместо
снесенного в шестидесятых годах
прошлого века деревянного Петропавловского храма.
– Удалось построить храм?
– Каменный храм в честь святых
апостолов Петра и Павла в селе
Пятково по благословению митрополита Тобольского и Тюменского
Димитрия был построен в короткие
сроки. В 2021 году в нем была проведена первая Божественная литургия.
Этот храм построен трудами многих
верующих и неравнодушных людей,
объединенных одной целью.
– Откуда появился интерес к истории
этой местности?
– Сам я родился и вырос в Тюмени,
но мои предки по отцовской и материнской
линиям жили в Упоровском районе. В том
же селе Пятково жили родственники. А в деревне Суклем, что недалеко от Пятково, жила
моя двоюродная бабушка, слепая Елизавета
Яброва, которая в юные годы воспитывалась
в богадельне при монастыре и принимала
участие в исторических событиях, которые
происходили с Суклемским Троицким мужским монастырем в начале прошлого века.
В детстве бывал у нее в гостях.
– И все же при чем тут род Ершова?
– В семи километрах от села Пятково
Упоровского района Тюменской области есть
место, которое у жителей близлежащих деревень называется Коврижка. Это небольшой
одиноко стоящий холм на правом берегу
реки Емуртла. На нем в 1900 году началась
история Суклемского Троицкого мужского
монастыря. Точнее сначала это была православная община, которую создали два отшельника недалеко от деревни Суклем: местный житель старец Никон и присоединившийся
к нему странник Михаил Косьмич Ершов,
уроженец села Нижне-Острожного Удинского
уезда Иркутской губернии. Статью об этой общине напечатали «Тобольские епархиальные
ведомости» в ноябрьском номере за 1911 год.
– То есть вы посчитали, что фамилия
Ершов дает основание считать его одним
из рода писателя Ершова?
– Сначала нет: мало ли однофамильцев
Ершовых в России? Моей целью было найти
фамилию старца Никона, так как в статье
«Тобольских епархиальных ведомостей» она
не была названа. Для этого обратился в
Тобольский государственный архив, где в
переписных листах Первой переписи населения Пятковской волости 1895 года нашел
информацию, которая меня озадачила.
– И что вы нашли?
Храм апостолов Петра и Павла в с. Пятково Упоровского района
|
– Первое – это то, что старец Никон – это
Никон Баранов, уроженец несуществующей
ныне деревни Чистовки. Согласно переписи
он был деревенским сторожем деревни Суклем. И на момент ухода в отшельники ему
было около 50 лет.
Второе – это то, что в деревне Суклем
и недалеко от нее стоящей деревне Пантелеевке в конце XIX века жили два человека
с фамилией Ершов. В деревне Пантелеевке
проживал старец возрастом 90 лет, который
ослеп и оглох в 30 лет и жил при сестре.
Переписчик, видимо, так сопереживал этому
старцу, что на полях переписного листа карандашом рассказал о его печальной судьбе,
что было совсем нехарактерно для такого
рода документов.
Второй Ершов жил в соседней деревне
Суклем. Ему было за 70 лет. Судя по переписи, он был одинок, а в графе «род занятий»
указано: «торговец мехом».
Оба этих Ершовых имели разные отчества, что может говорить о том, что у них
был общий предок во втором или
третьем колене. И у них обоих
указано место рождения – «здесь».
То есть это были коренные жители
этих деревень.
– Вы хотите сказать, что
странник Михаил Ершов из Иркутской губернии оказался не
просто так в этих местах?
– Да. Он шел по глухим сибирским дорогам далеко от Сибирского
тракта к своим родственникам.
– И какую же связь вы нашли
между странником и жителями
этих деревень?
– Логичным продолжением этой
истории было присмотреться к Иркутской
губернии, точнее современной Иркутской
области, родом из которой был странник
Михаил Ершов.
– Вы нашли село Нижне-Острожское в
Иркутской области?
– Нет. Село Нижне-Острожское ныне
не существует. Однако в Иркутской области
существует деревня Ершово. Она расположена на берегу реки Ангара Усть-Илимского
водохранилища, точнее на берегу большого
залива Ангары под тем же названием «Залив
Ершова». Жители деревни Ершово считают
датой образования этой деревни 1630 год, а
заложил ее некий купец Ершов. Верить этой
дате или нет, не могу сказать, документов
не видел. Но в «Справочнике населенных
пунктов Иркутской области» от 1926 года
за номером 601 указано с. Н.-Острожное,
дата образования которого 1650 год. То
есть человек по имени Ершов действительно
жил на реке Ангара в XVII веке. Сам факт
существования именного населенного пункта
и официального географического названия Ангарского залива говорят о том, что купец по
фамилии Ершов был незаурядным человеком.
– Таким образом, вы связали иркутского Ершова с Ершовыми
Пятковской волости?
– Тут надо вспомнить,
что до революции 1917 года
в Российской империи общество делилось на сословия,
которые определялись видом деятельности представителей одного рода, передаваемым по праву рождения.
Поэтому есть вероятность
того, что основатель деревни Ершово на Ангаре был
прародителем ветвей рода
Ершовых, которые жили в
Тобольской губернии. Во
всех приведенных случаях
речь идет о торговле как
виде деятельности, возможно, разных ветвей одного
рода, переданном их потомкам по праву рождения. И,
кстати, это предположение
не противоречит бытующему
сегодня мнению о происхождении рода писателя Петра
Ершова от купца Ершова,
жившего в 18 веке в городе Тобольске. Тут
тоже речь может идти о торговле как виде
деятельности одного из ветвей этого рода.
Суклемский Ершов – торговец мехом,
это тот же вид торговли, что и у иркутского
Ершова. Это некая историческая линия, которая их объединяет через века. Православный
странник Михаил Косьмич Ершов замкнул эту
линию и, если мои предположения верны,
показал, что иркутские и суклемские Ершовы
поддерживали между собой связь. Он мог
идти не просто к родственникам – на свою
далекую родину, откуда и могла выйти иркутская ветвь рода Ершовых.
– Если есть в Иркутской области деревня Ершово, имеется вероятность того,
что существует иркутский род Ершовых?
Общий вид монастырского подворья в д. Суклем.
Единственная уцелевшая фотография начала 1900-х годов
|
– Я задавал этот вопрос. Местные жители
отрицательно ответили на него. В Иркутской
деревне Ершово нет семей с такой фамилией. Сохранился профессиональный промысел
пушного зверя, основу которого, видимо, составляла торговля первого иркутского Ершова.
Что же касается фамилии Ершов в Иркутской области, она присутствует в городе
Иркутске. Носителем ее является бывший
депутат Иркутской краевой думы, который
подтвердил, что он является коренным жителем Иркутской области. А его деда купца
Ершова разорили в годы революции.
– Значит, вы считаете прародителем
рода Ершовых иркутского купца Ершова?
– И да, и нет.
– Поясните.
– Ответ на этот вопрос сложнее, чем
кажется. Тут дело вот в чем. Как я уже сказал, сославшись на «Справочник Иркутской
области» от 1926 года, купец Ершов появился
в Приангарье в XVII веке. Но ведь он откудато туда пришел. И совсем необязательно,
что родом он был из Тобольска. Напомню,
Тобольск был заложен в 1587 году. То есть
этот человек мог прийти в Сибирь между
1587-м – датой закладки
первого камня Тобольска
– и датой закладки, если
верить жителям, деревни
Ершово – 1630-м годом.
Сразу оговорюсь, это
мои предположения, которые не могут быть подтверждены архивными документами за давностью
лет.
– По этим выводам
нельзя быть полностью
уверенным в родстве
всех этих Ершовых, тем
более что речь идет о
таком продолжительном
времени.
– Полностью с вами
согласен. Делать далеко
идущие выводы на основе
не подтвержденных документально доказательств
было бы с моей стороны
неверным шагом, и я отложил их в сторону – если
бы эта тема вновь неожиданно для меня не прозвучала летом 2022
года, и совсем с другой стороны.
Предметы из утраченного Суклемского монастыря.
Упоровский краеведческий музей. Фото начала 2010-х годов |
– И что же произошло?
– Как я уже говорил, с осени 2018
года в селе Пятково началось возрождение
Православия. И выразилось это не только
в строительстве Петропавловского храма.
Это привело, прежде всего, к возрождению
приходской жизни в селе Пятково – под
руководством окормляющего эти места священника Димитрия Парамузова, настоятеля
храма святителя Николая, Мир Ликийских
Чудотворца, который находится в поселке
Кизаке Упоровского района.
Произошло объединение православных
жителей села. Для этого отец Димитрий
сделал многое за столь короткое время. В
том числе им введена традиция проведения
крестного хода, протяженностью семь километров, от Петропавловского храма села
Пятково до места бывшего Суклемского Троицкого мужского монастыря. Этот крестный
ход проходит в день Святого Духа по старой
дороге, окруженной густым сосновым бором.
В нем принимают участие жители близлежащих деревень, а также гости из Тюмени,
Ялуторовска, Заводоуковска, районного центра села Упорова.
На крестном ходу 2022 года, после молебна, одна из его участниц, жительница села
Емуртла, в разговоре со мной об истории этих
мест обронила фразу, что Ершовы и сейчас
живут в этих местах. Понятно, что эта информация не могла меня не заинтересовать,
и в следующий приезд я заехал в указанную
моей собеседницей деревню.
– Знакомство состоялось?
– Да, знакомство состоялось, и я впервые
увидел эту историю не просто в архивных
бумагах, а, что называется, вживую.
– И в чем это выразилось?
– Первое. Стало понятно, что род суклемских и пантелеевских Ершовых продолжает
свое существование по мужской линии на
упоровской земле, хотя и в другой, близкой
к ним деревне. История ныне живущей ветви
этого рода документально подтверждается
XIX веком. И, скорее всего, это не окончательный временной отрезок, так как я уже
говорил, что у суклемского и пантелеевского
Ершовых, родившихся в начале XIX века, был
один предок во втором колене. Это означает,
что речь может идти как минимум о том, что
их общий предок жил в этих местах в первой
половине XVIII века.
Второе. Ныне живущая в Упоровском
районе ветвь рода Ершовых богата своими
представителями как по мужской, так и по
женской линии – в то время как в мужской
линии писателя Ершова остался один представитель, который проживает в городе Омске.
И третье, главное. Прощаясь, я сделал
фотографию на память о нашей встрече с
главой ныне живущего рода Ершова в Упоровском районе – что называется, без задней
мысли. Но, сев дома за компьютер, решил
сравнить известный прижизненный портрет
Петра Павловича Ершова и сделанную мною
на память фотографию. И представьте мое
удивление, когда я увидел практически одно
лицо с разницей в возрасте в тридцать лет.
– Да, но ведь это может быть случайностью?
– Конечно. Прижизненный портрет писателя и фотография ныне живущего в тех краях
Ершова – схожесть их черт лица может быть
случайностью, как и все то, о чем мы говорили выше. Но с такой же долей вероятности
можно говорить о том, что ему переданы
внешние признаки на генетическом уровне.
Да и вообще, согласитесь, как-то слишком
много случайных совпадений для одной рассказанной истории.
Материал предоставлен
Сергеем Анатольевичем ТИМОФЕЕВЫМ,
г. Тюмень
|