11 декабря – память мученической
кончины священномученика митрополита
Серафима (Чичагова) (1856-1937).
Потомственный дворянин и гвардейский
офицер Леонид Михайлович Чичагов – участник русско-турецкой войны 1877-1878 гг.,
кавалер орденов святой Анны IV, III и II
степени, святого Станислава III и II степени,
креста ордена Почетного легиона и черногорского ордена Данилы Первого IV степени,
Румынского Железного креста, Болгарского
ордена святого Александра III степени.
По благословению своего духовного отца,
праведного Иоанна Кронштадтского, в 1890
году оставляет военную службу (получив в
1891 году звание полковника). Становится
священником, а после смерти супруги принимает монашество с именем Серафим. Составитель «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», этим трудом способствовавший
канонизации преподобного Серафима Саровского, а затем и организатор церковного
прославления преподобного Серафима.
С 1905 года – епископ, участник Поместного Собора 1917-1918 гг. Арестован в
1921 году, после Таганской тюрьмы сослан в
Архангельскую область, затем в Марийскую
область. В 1924 г. вновь арестован – по
обвинению в организации прославления
преподобного Серафима Саровского в 1903
году. Освобожден по ходатайству Святейшего
Патриарха Тихона.
С 1928 года – митрополит Ленинградский
и Гдовский. В 1933 году уволен на покой
по состоянию здоровья, жил в Москве и
Подмосковье.
30 ноября 1937 г. арестован в состоянии
тяжелой болезни, на носилках доставлен в
Таганскую тюрьму. Обвинен в контрреволюционной монархической агитации и расстрелян 11 декабря 1937 г. на Бутовском полигоне НКВД.
Причислен к лику святых как новомученик на Архиерейском Соборе Русской
Православной Церкви в 1997 году.
Вот тропарь священномученику Серафиму (Чичагову), о котором расскажу интересную и памятную мне историю.
Тропарь, глас 5:
Воинство Царя Небеснаго паче земнаго
возлюбив, служитель пламенный Святыя Троицы явился еси. Наставления Кронштадтскаго
пастыря в сердце своем слагая, данная ти
от Бога многообразная дарования к пользе
народа Божия преумножил еси. Учитель
благочестия и поборник единства церковнаго
быв, пострадати даже до крове сподобился
еси. Священномучениче Серафиме, моли
Христа Бога спастися душам нашим.
А вот история, связанная с этим богослужебным текстом. Я слышал ее во время
учебы в Московской духовной академии,
которую окончил в 2002 году. Привожу по памяти – так, как запомнил. Поэтому заранее
прошу прощения в возможных неизбежных
неточностях и буду благодарен, если меня
поправят те, кто знают эту историю точнее.
Историю эту рассказал нам преподаватель литургики, а вот кто именно – то ли
архимандрит Матфей (Мормыль), то ли протоиерей Сергий Правдолюбов, – не помню:
оба преподавали литургику, один на 1-м,
второй на 3-м курсе академии.
Гвардейский офицер-артиллерист
Леонид Чичагов. 1870-е гг.
|
Содержание истории следующее. Один
человек, мужчина, пришел однажды в какойто московский храм (какой именно – не помню, но преподаватель рассказывал нам все с конкретными данными). Увидев на иконе
священномученика Серафима (Чичагова),
человек этот рассказал священнику, служившему в том храме, как получил исцеление
от священномученика Серафима. Случилось
это несколько лет назад. Мужчина был тяжело болен, лежал в больнице. Ему было
видение: к его больничной койке подошел в
церковной одежде, кажется, в рясе, какой-то
старец. Сказал ли он какие-то добрые слова
или ничего не сказал – не помню, как было
в истории. При этом мужчина слышал во
время явления старца (имя которого он тогда
еще не знал) пение какого-то церковного
песнопения, отдельные слова которого запечатлелись в памяти больного. После видения
больной получил исцеление. Но кто являлся
ему в видении, он не знал. А теперь, спустя
долгое время, опознал явившегося в лике на
иконе священномученика митрополита Серафима. Больной процитировал священнику и
те слова из песнопения, которые он слышал
во время видения митрополита Серафима
и которые запомнил. Священник узнал, что
это были за слова – они были из тропаря
священномученику Серафиму. (Примечу от
себя, что тропарь этот, как я подозреваю,
написал, составил, возможно, как раз отец
Матфей (Мормыль), рассказчик этой истории
о больном человеке.)
И вот теперь – самое драгоценное в этой
истории. А самое удивительное в этой истории
не чудо исцеления: мы знаем, что святые
Божии люди любят нас и готовы помочь в
трудную минуту, даже без нашей просьбы. И
священномученик Серафим (Чичагов) – замечательный святой, старец-мученик, верный Отечеству и Церкви служитель. Самое
удивительное и поразительное то, что на
момент явления больному человеку святого
Серафима, на тот момент, когда слышал он
слова из тропаря святому мученику, – этот
тропарь еще не был написан, не был составлен! Больной слышал в видении пение текста, еще не написанного автором (по моему предположению – архимандритом Матфеем
(Мормылем)). Вот это поразительное чудо!
И о чем оно нам говорит? А о той связи,
реальной связи, которая существует между
Церковью земной и небесной, между святыми
Божиими человеками и нами, кто их любит
и почитает. Кому-то из древних церковных
песнотворцев (авторов богослужебных текстов) явились перед смертью святые, которым
он составлял церковные тексты. Они стали
поручителями за него пред Господом, сопроводили душу его из земного мира в вечность.
А еще эта история – о небесном источнике вдохновения церковного словесного
творчества. «Возсияй в сердцах наших, человеколюбче Владыко, Твоего богоразумия
нетленный свет!» Дух Святой, Дух истины
движет жизнью Церкви Христовой. Его Божественной благодатью дышит каждая строчка
церковных молитвословий, составленных с
молитвой, с верой, надеждой и любовью
людьми Церкви. Как важно принадлежать
Церкви Христовой Православной и дорожить
этим сокровищем! Светло, тепло, мирно,
уютно душе в Церкви Господней. Знали это
святители и преподобные, знали праведники
и подвижники благочестия, знали наши новомученики и исповедники.
После составления священномучеником
Серафимом «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» было автору видение
преподобного Серафима. Саровский старец
благодарил составителя за Летопись и любезно предлагал просить награду за труд.
Будущий мученик попросил преподобного
Серафима, что хочет быть возле него, ничего
другого не нужно.
Крепка, как смерть, любовь. И сильнее
она смерти!
Священник Петр ОВСЯННИКОВ,
настоятель храма святой блаженной
Ксении Петербургской г. Тобольска
|