В воскресенье перед Рождеством Христовым за Божественной литургией слышим
мы книгу родства Иисуса Христа. Это память
богоизбранного народа, память человечества.
Каждый народ и каждый человек имеет свою
родословную, которую мы не храним. Память
богоизбранного народа хранится вечной памятью – Духом Святым.
Вся родословная Господа Иисуса Христа
делится в Евангелии от Матфея на три части
по четырнадцать родов в каждой. Первая
часть рассказывает об истории народа до
Давида, величайшего царя Израиля: Давид
был тот, кто превратил Израиль в славный
народ, иудеи стали могущественной силой в
мире. Вторая идет до вавилонского пленения,
которое было позором нации и крушением
ее. Третья – до Иисуса Христа, Который
спасает народ Свой от рабства и гибели.
Это родословная всего человечества в
лице избранных его и каждого из нас. Накануне Рождества Христова каждый из нас
призывается с новой силой осознать свое
человеческое достоинство. Бог сотворил
человека по образу Своему и подобию.
Человек создан для общения с Богом. Мы
имеем родство с Самим Богом, «мы Его
и род» (ср.: Деян. 17:28), каждый из нас
рождается, чтобы быть царем, чтобы принадлежать царскому Христову роду. И каждый из нас, прежде чем наступил светлый праздник, должен глубоко осознать свою
греховность, свое отпадение от Бога, потому что Господь наш приходит спасти не
праведников, но грешников. И оттого что Бог
становится человеком – в Нем крепость и
любовь неодолимая, и нет ничего для Него
невозможного, чтобы восстановить попавших
в диавольский плен в достоинство, которое
дает благодать.
Эта родословная открывает нам, что
Иисус Христос не ворвался в историю человеческого рода, как метеор. Рождество не
есть случайность, непредвиденная милость
Божия. Иисус Христос – Тот, Чьи корни,
Чьи предки вполне человеческие, именно
человеческие. Иисус Христос – Тот, приход
Которого уготовлялся в течение всех веков,
пока не пришла полнота времен и пока не
нашлось в роде человеческом столь чистого
Существа, способного стать вместилищем
Бога, как Пресвятая Дева Мария. И мы видим, как вся история богоизбранного народа,
в особенности со дня, когда Бог призвал
Авраама, направлена к Рождеству Христову.
Евангелие от Матфея было
написано прежде всего для
иудеев: в нем больше, чем
в других Евангелиях, цитат
из Ветхого Завета, которые
возвещают о конце мира, о
Царстве Божием. Через эту
родословную святой евангелист
Матфей как бы взывает к богоизбранному народу: «Он от
нас, но мы – входим ли в Его
родословную, принадлежим ли
мы Его роду, оттого что Ему
надлежало так прийти в мир?»
Эта родословная заканчивается именем праведного
Иосифа, «мужа Марии», как
сказано в Евангелии, «от Которой родился Иисус, называемый
Христос». И далее мы слышим,
какое место занимает праведный Иосиф в родословной
Христа: «Рождество Иисуса
Христа было так: по обручении
Матери Его Марии с Иосифом,
прежде нежели сочетались они,
оказалось, что Она имеет во
чреве от Духа Святого. Иосиф
же, муж Ее, будучи праведен
и не желая огласить Ее, хотел
тайно отпустить Ее. Но когда
он помыслил это, – се, Ангел
Господень явился ему во сне
и сказал: "Иосиф, сын Давидов, не бойся
принять Марию, жену твою, ибо Родившееся
в Ней есть от Духа Святого"». Так просто и
чудесно нам показано, что эта родословная
праведного Иосифа не есть в полном смысле
родословная Христа. Однако Господь принимает праведного Иосифа и всех людей, имена которых мы слышали, за Своих предков.
Тем более мы не являемся Его наследством по крови. Однако Он называет нас
Своими родными и Своими чадами. Это
совершается по дару Его благодати – как
избрание Избранной от всех родов Пречистой Его Матери и как избрание праведного
Иосифа быть Ее обручником. Мы не можем
сравнивать себя с кем-либо из великих избранников Божиих, но Рождеством Христовым мы все вступаем с Богом в родство.
Эти имена родословной свидетельствуют,
что Христос восхотел воспринять всех предков праведного Иосифа – тех, от кого Он
не родился, но которых Своей Божественной благодатью Он возводит в достоинство
Своих предков, предков Христа Мессии.
В этой родословной мы встречаем имена
достойнейших святых людей, возлюбивших
более всего Бога, Божие добро, – таких
как Авраам, Исаак, Иаков, Вооз, Езекия и
Иосия. И имена людей, о которых, по существу, ничего не сказано, потому что о них
ничего не известно, – людей, которые не
оставили в истории никакого яркого следа,
ни плохого, ни хорошего. Таких большинство.
Большинство таких людей в истории рода
человеческого, и в этой родословной большинство таких. Следует череда неизвестных
людей, о которых Священное Писание ничего
не сообщает, кроме их имен. Мы знаем, что
эти Елиаким, Азор, Садок, Аким, Елеазар,
Матфан – люди из какой угодно среды и
какого угодно происхождения.
Но самое поразительное, что в родословной Спасителя мы находим имена людей,
совершивших тяжкие постыдные грехи прелюбодеяния, убийства и идолопоклонства.
Однако и они, – оттого что Бог был для
них единственным смыслом и надеждой в
жизни, – несмотря на свои падения, продолжали, падая и вставая покаянием, и с ними
все человечество, – свой путь к Богу. Здесь
начало Евангелия, поистине благой вести
для всех людей. Бог, ставший человеком,
принимает их в Свое родство. Из какой бы
то ни было среды, с какими бы то ни было
грехами – всех без единого исключения принимает Христос. И мы знаем, что Он будет
постоянно называть Себя Сыном Давидовым
– не только за любовь Давида к Богу и за кротость Его, но и потому что Давид не уберег
себя от страшных грехов. Горе было бы нам,
если бы в родословной Христа были только
безупречные по чистоте и вере люди, если
бы Бог наш был только Богом
Авраама, Исаака и Иакова. Мы
понимали бы, что Его жизнь –
не наша жизнь. Но это не так,
и надежда наша велика.
Как хорошо, что Церковь
напоминает нам об этом накануне Рождества Христова!
Он плоть от нашей плоти, Он
от нас, Он берет на Себя грехи
Своих предков и наши грехи.
Со слезами любви и благодарности приблизимся к источнику
нашей радости. Будем читать и
перечитывать в Библии историю
мужей и жен, описанных в этой
книге, и находить в них свою
жизнь. Это история нашего
усыновления Богу, история нашего прощения. Приготовиться
к Рождеству Христову значит
приготовиться к тому, чтобы
принять дар от Бога – Его
любовь, Его прощение, Его
родство. Принять Того, Кого
никакой человек не отпугивает,
никакой грех не отталкивает,
никакой грешник не приводит
в отчаяние. И только этой Его
любовью может измеряться
наше покаяние. Придя в мир,
Он взял на Себя судьбы всех
людей, грехи всех людей, жизнь
и смерть всех людей. Принесем
новорожденному Богомладенцу,
как воспевает Церковь непрестанно в своих стихирах, золото,
ладан и смирну – нашу веру, надежду и
любовь. И наше благодарение и хвалу за
Его родословную от лица всех тех, с кем Он
восхотел быть в вечном родстве.
Протоиерей Александр ШАРГУНОВ,
Православие.ру
|