ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№12 2021 г.         

Перейти в раздел [Документы]

ХРАМ МОЕЙ ДУШИ… К 135-летию со дня основания храма святителя Николая в с. Перевалово



Какая к храму долгая дорога! –
Порой идем к нему всю свою жизнь.
И часто вспоминаем мы про Бога,
Когда закружат жизни виражи…

И это правда! У каждого своя дорога к храму. Анализируя свою жизнь, я понял, что Господь приводит каждого из нас к Себе разными путями и каждому посылает особые испытания.

За прожитые мною полвека многое менялось в нашей жизни: менялась страна, в которой мы живем, менялся общественно-политический строй, менялось мировоззрение, менялась духовность людей. Как мы видим, вся история человечества – это история совершенствования человека и его стремления к познанию истины. Верующие люди всегда знали и постоянно свидетельствуют о том, что все происходит по воле Бога, которая скрыта от нас. Не дано человеку знать о промысле Божьем, который основан на Его любви к людям. Святые отцы Церкви говорили, что Бог все делает во благо человека и во его спасение и без воли Божьей «ни один волос с головы нашей не упадет» (ср.: Лк. 12, 18). Поражение атеизма как государственной идеологии – это ли не подтверждение присутствия Бога в жизни человека и Его незримый промысел?

И наше с. Перевалово тоже не обошли эти перемены. Можно сказать, что мы стали непосредственными их участниками. Нам довелось пройти этот путь и почувствовать благодатную божественную заботу о нас и о нашем спасении.

В начале 90-х я работал водителем в совхозе «Переваловский». Гараж, где располагались на стоянке автомашины и находились мастерские, стоял рядом с заброшенным храмом, мимо которого я, молодой человек, проходил каждый день. Зрелище было удручающим: посреди поля из бурьяна возвышалось строение, мало напоминающее храм. Разве что кирпичная кладка с характерными переходами, формой окон да куполообразная крыша подсказывали, что здесь когда-то стоял храм. В остальном – типичное утилитарное строение, используемое для нужд совхоза, в бесхозном состоянии с отсутствием всех коммуникаций. Территория вокруг храма, заросшая бурьяном, имела неширокую утоптанную тропинку, по которой редко ходили люди.

Летом ходить по ней следовало аккуратно, чтобы не пожалиться крапивой.

Сам храм представлял собой убогое строение, слабо напоминающее место, когдато посвященное Богу и предназначенное для богослужений. Это было, скорее, полуразрушенное здание, крыша которого находилась в плачевном состоянии, однако продолжала исполнять свои функции. Стены внутри и снаружи были с ободранной штукатуркой. Кирпичная кладка была видимой, но местами имела разрушения, при этом оставалась достаточно прочной, обладая внушительным видом. По рассказам старожилов, богоборческая власть в свое время пыталась основательно разрушить храм, но сил едва хватило на слом легких конструкций и повреждение отделки. Господь Бог не попустил превратить святыню в развалины. Вход в храм прикрывали деревянные, наспех сколоченные двустворчатые ворота, а внутри располагался гараж для хранения и ремонта техники – тракторов и автомашин.

На месте, где размещался алтарь, лежали запасные части и инструмент, стоял смешанный запах ГСМ и продуктов горения. В то же время внутренняя отделка местами напоминала о ранее существовавшей чистоте, о том, что помещение внутри было побеленным и несло благодатный таинственный свет. Вероятно, поэтому и ощущения внутри разрушенного храма были иными, чем при нахождении в другом месте. Особенно это чувствовалось, когда там приходилось находиться продолжительное время.

При всей той грязи и захламленности пространства не покидало ощущение присутствия святости. Невольно, в подсознании, рисовались картины о том, что здесь когдато проводились таинства, был священник и прихожане, на стенах висели иконы, а в подсвечниках горели свечи.

Как получилось, что такое святое и светлое сооружение наполнилось грязью и смрадом? Что должно было произойти в сознании наших предков, чтобы отказаться от святого и окунуться в нечистоты? Почему, вместо священника, в алтаре стоял грязный трактор, и вместо ухоженности и чистоты – горы грязи? Почему случилась такая разруха, и чье это попущение?

Ответ на данный вопрос на тот момент казался мне естественным в силу молодого возраста, веры в светлое будущее (коммунизм) и атеистического воспитания, когда нас учили, что Бога нет, поэтому религия – «опиум для народа».

И даже в те времена практически в каждом доме имелись иконы, но имя Бога в обиходе обычно упоминалось всуе, когда необходимо было усилить впечатление от сказанного, предать словам особую силу. Так, достаточно частыми были выражения «Бога не боится», «побойся Бога», «Бог все видит» или «Бог наказал». Таким высказываниям люди придавали сакральный смысл: ничего не происходит без последствий, и всегда следует помнить о высшей Божественной силе. Конечно, молодежь такие выражения воспринимала с иронией, но люди старшего возраста присутствие Бога в своей жизни ощущали более реально, хотя и боялись говорить об этом.

Будучи молодым человеком, я испытывал потребность в чем-то правильном, духовном и чистом, но определиться, что это такое, я не мог. Как-то размышляя с друзьями о судьбе церкви, мы говорили, что необходимо либо вернуть нашему храму прежнее состояние и восстановить его, либо сделать из него нормальный гараж с исправной крышей, дверями и отоплением. Нам тогда не верилось, что Православие в нашей стране может возродиться.

Тем не менее внутренне я склонялся к тому, что лучше восстановить храм. Этому было практическое обоснование, поскольку гаражей можно настроить сколько хочешь, а храм навряд ли. К тому же я считал, что храм – это красивое сооружение, имеющее какое-то таинственное назначение и не несущее негативного содержания. Однако все же понимал, что восстановлением храма никто в тот момент заниматься не будет, потому что в те времена у страны были другие цели и задачи – намолотить больше зерна, вырастить больше овощей, надоить больше молока.

Таким образом, наши предки решили сделать жизнь лучше, увеличив свое благосостояние за счет любых имеющихся в их распоряжении средств, в том числе и использования храмов не по назначению. Как здесь не вспомнить изречения Спасителя, что «никто не может служить двум господам… не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6, 24). Насколько верно это изречение для нас, стало очевидно позже.

А в то атеистическое время все усилия были брошены для служения маммоне, в том числе и здание нашего сельского храма.

Прошло не так много времени, и в обществе возникла потребность в восстановлении духовной жизни. И в селе Перевалово началось восстановление храма святителя Николая. Значительное участие в восстановлении духовной жизни приняли Ермакова Галина Дмитриевна – директор школы, где я учился, и Ермаков Виктор Николаевич – директор совхоза «Переваловский», где я работал. Усилиями прихожан, спонсоров, жертвователей и просто неравнодушных людей храм святителя Николая был восстановлен. Ничто больше не напоминает нам о безбожных временах. В селе стоит красивый и величественный храм с колокольней и ухоженной прилегающей территорией.

Сейчас верующих охватывает духовный трепет из-за того, что в нашем селе есть место, где можно встретиться с Богом. Постоянно увеличивается число прихожан, богомольцы из соседних деревень считают его своим, есть прихожане и из Тюмени. Храм получился благолепным, величественным, светлым на радость всем верующим независимо от их места жительства. Приезжающие в гости восхищенно говорят: «Какой у вас красивый храм!» 14 августа 2007 наш храм посетил Управляющий Тобольско-Тюменской епархией, в то время архиепископ, Димитрий.

Воистину неисповедимы пути Господни. 60 лет назад известный руководитель государства кричал с высокой трибуны: «Я вам через 20 лет последнего попа покажу». Однако указанный «вождь» давно оказался в небытии, а в стране строятся и восстанавливаются с поразительной быстротой православные храмы. Оглядываясь в прошлое, понимаешь, насколько все произошедшее объяснимо. Отказавшись от Бога, наши предки пытались построить счастливое общество равноправных людей. Они прожили тяжелую жизнь, у них была цель построить коммунизм, они были людьми честными и целеустремленными. При этом они же и заложили в кодекс строителя коммунизма правила поведения, основанные на Божьих заповедях, хотели заменить Бога другими ценностями. Но у них ничего не получилось – «Бог поругаем не бывает». И пройдя этот путь безбожия, мы все же возвратились к Богу, просим Его простить и принять нас, неразумных и блудных детей, в Свой отчий дом.

Храм открывает человеку Небо. Он – место общения Бога с людьми, в нем совершаются все Таинства Церкви. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Все в храме Божием свято: и самые стены, и помост, и воздух. Ангелы Божии и святые торжествующей Церкви нисходят в него. Присутствие в таком священном здании составляет величайшее счастье для земного странника».

От всей души поздравляю прихожан храма святителя Николая с юбилеем! Желаю благополучия и процветания родному храму!

Вячеслав КАТАНАЕВ,
прихожанин храма святителя
Николая Чудотворца с. Перевалово,
декабрь 2021 г.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.