Какие храмы были первыми в Тюмени на основании летописей и дозорных книг, как звали
священников, что известно о других служителях храмов, в частности о просфорнице Марье
Семеновне из Ильинского храма, которой явилась Богородица – обо всем этом в нашей передаче. В студии «Радио Вера Тюмень» Конев Алексей Юрьевич, кандидат исторических наук,
ведущий научный сотрудник Тюменского научного центра Сибирского отделения Российской
академии наук. Ведущий программы протоиерей Григорий Мансуров.
Протоиерей Григорий Мансуров: Сегодня у нас в гостях Конев Алексей Юрьевич,
кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Тюменского научного центра
Сибирского отделения Российской академии
наук. Сегодня мы будем говорить о первых
храмах города Тюмени.
Перед этим у нас к вам есть большая
просьба. Меня попросили обратиться ко
всем, кто нас слышит. У радиостанции
«Вера» в Тюмени за летние месяцы образовался большой долг по оплате услуг связи.
На данный момент сумма задолженности
составляет 400 000 рублей и с каждым месяцем только увеличивается. В случае если
в ближайшее время коллективу радиостанции
не удастся исправить текущее финансовое
положение дел, то может последовать отключение вещания в районных центрах нашего
региона. Радио «Вера» вещает практически
на всей территории юга Тюменской области,
за исключением Омутинского, Юргинского и
Армизонского районов. Наша радиостанция
работает без рекламы, поэтому существует
только за счет финансовой поддержки компаний, предприятий и просто неравнодушных
радиослушателей. Просим оказать финансовую поддержку радио «Вера». О способах
поддержки можно узнать по телефону 390-
900. Код города Тюмени 3452. Давно мы
уже не обращались с такими просьбами на
радио, как-то всегда обходились. Но сейчас
опять возникли сложности.
Алексей Юрьевич, давайте поговорим о
первых храмах города Тюмени. В этом году
нашей областной столице и первому сибирскому городу исполнилось 435 лет. Давайте
расскажем об этом. Это был уже русский
город, а всякий русский город начинал
строиться, наверное, как небольшое жилье.
Строили минимально – какой-то шалаш, а
потом начинали строить храм. Как это было,
что мы знаем об этом?
Алексей Юрьевич Конев: Строили
острог. Русские здесь были пришельцами.
Местное население не было лояльным к ним,
а было порой враждебно настроено. Поэтому
первое, что делалось, – строили укрепленное
поселение. Потом там возводились какие-то
сооружения, необходимые для размещения
небольшого гарнизона, где было, как правило,
несколько сот человек. Ну и храм строился
обыденный.
О. Григорий: Что значит обыденный?
Расшифруйте.
Алексей Юрьевич: Обыденный храм, как
правило, возводился в течение дня.
О. Григорий: Насколько это вообще
реально? Это было просто желание или
стремление к этому?
Алексей Юрьевич: Давайте будем исходить из определения. Думаю, что на это
требовалось, может быть, больше чем сутки.
Нужно было еще повалить лес, обработать
бревна, вытесать брусья.
Город Тюмень. Общий вид. Фото нач. XX в.
|
О. Григорий: Это – если все свезено,
отпилено, может быть, уже забиты чаши, и
остается уже только собрать и подогнать, и
то если много народу будет – эти бревна
подавать. Это же не маленький, как сейчас
делают, цилиндровый брус, бревно 18 см.
А если там шестиметровая балка, можно и
спину немного потянуть. Я как-то однажды
потянул.
Алексей Юрьевич: Да, у вас есть опыт!
Здесь, возможно, есть определенного рода
условности. Но это говорит о том, что такой
храм возводился очень быстро, что вполне
объяснимо. Ведь эта территория воспринималась русскими как не просвещенная
евангельским светом, в этом смысле чужая,
иная. Поэтому храм был не просто местом
для богослужения. Это была своего рода
духовная крепость. Острог возводился как
военно-административная крепость, а храм
– с тем чтобы человек мог находиться вместе, которое ему наиболее привычно с
точки зрения его культуры и мировоззрения,
его повседневных религиозных потребностей.
Другой вопрос, который возникает: кто
служил в этих первых церквах? Мы можем
предполагать, что с отрядом основателей
города или острога направлялось какое-то духовное лицо, хотя об этом ничего в
летописях не сказано ни применительно к
Тюмени, ни к другим сибирским городам.
Предположим, что в отряде Василия Сукина
и Ивана Мясного должен был находиться
священник, который начинал служить в этом
храме. Вообще нам мало что известно о
клире первой тюменской церкви.
О. Григорий: Священник тогда не был
статусным лицом. Если бы был епископ, тогда
пожалуйста. Ну был священник, был повар, конюшенный – примерно так это расценивалось.
До XIX века к священникам могли относиться
чуть ли не как к крепостным. Они часто были
необразованными, проповедь говорили редко.
Алексей Юрьевич, какой был в Тюмени
первый храм? Известно ли, где он конкретно
находился географически?
Алексей Юрьевич: Назову несколько
публикаций, из которых можно почерпнуть
различные достоверные сведения по интересующей нас теме. Наиболее известной подборкой документов по истории Тюмени XVII
века, изданной в 1903 году, является книга
П.М. Головачева «Тюмень в XVII столетии». В
ней, в частности, опубликованы очень важные
для нас «Дозорные книги» 1624 и 1700 годов.
«Дозорная книга» 1624 года до сих пор является основным источником по ранней истории
Тюмени. Аналогичного комплексного описания
города для этого периода нет.
О. Григорий: Она описывала историю
города?
Алексей Юрьевич: Это такой своеобразный срез состояния города, его тяглового
населения и построек. В книге Головачева
также опубликованы «Городовой список» 1696
года, таможенные книги, отписка воеводы
Тухачевского о строении Благовещенского
храма в начале XVIII века. Важное значение
имеют работы Петра Буцинского, изданные
в конце XIX века, и труды Николая Алексеевича Абрамова, которые недавно переизданы
Юрием Мандрикой – книга называется «Город
Тюмень». Она содержит, среди прочих, две
большие статьи, посвященные Тюмени XVII
века и истории Троицкого монастыря. Из советского и постсоветского периодов, конечно,
следует упомянуть о В.И. Кочедамове, знаменитом исследователе истории архитектуры
и строительства Тюмени и Тобольска. Из
числа самых новых работ назову вышедшую
в прошлом году монографию моей коллеги,
екатеринбургской исследовательницы Ирины
Леонидовны Маньковой, кандидата исторических наук. Она работает в Институте истории
и археологии Уральского отделения РАН. Ее
книга посвящена православному ландшафту
городов Западной Сибири XVII века. Эту книгу
я всем очень рекомендую. На сегодня это
самое полное исследование истории храмов и
церковной жизни первых сибирских городов.
Благовещенский собор г. Тюмени
(взорван в 1932 г.)
|
Обращаясь к появлению Тюмени, отметим следующий момент. Тюмень возникла на
полосе, где смыкаются несколько природноклиматических зон. Приграничное положение
Тюмени обуславливалось не только переходом
здесь лесной зоны в лесостепь, но и тем, что
формирование тут сети русских поселений,
городов и слобод, особенно Тюмени и Тары,
оказывалось на южном фронтире тогдашней
русской Сибири. Периодически эти города
подвергались нападению кучумовичей, которые не сложили оружия, и различных, как
тогда писали, «казачьих» (казахских)
и ногайских орд. Все это создавало
напряженную обстановку, поэтому
весь XVII век Тюмень провела в
боевом порядке и на боевом дежурстве. Тем не менее, это не мешало
росту города, даже способствовало
ему, так как постоянно приходилось
пополнять гарнизон служилых людей.
По оценкам историков, в городе к
концу XVII века проживало около 3
тысяч человек. Есть точные данные
на 1697 год из «Окладной книги
Сибири» – 990 человек служилого
населения, при этом женщины и дети
не учитывались. А в начале XVII века
город был совсем небольшой, менее
тысячи жителей. Для сравнения могу сказать,
что Тобольск, как самый крупный и главный
город Сибири, в конце XVII века насчитывал
2046 служилых людей различного звания.
Исходя из этого, полагаю, что его общее население составляло около 5-6 тысяч человек.
Итак, Тюмень была одним из самых населенных городов, и естественно, что рост
населения, достаточно заметный для того
времени, предполагал и увеличение числа
храмов. Мы сегодня поговорим о соборных
церквях и приходских храмах.
О. Григорий: Какой храм был первый,
как он назывался?
Алексей Юрьевич: Ряд источников и,
вслед за ними, историков указывает на то, что
первым храмом Тюмени была церковь Живоначальной Троицы. Эта информация была
почерпнута из «Погодинского летописца». Но
другие источники дают иные сведения. Отмечу, что данные ранних сибирских летописей
не очень точные, противоречивые, их приходится перепроверять другими документами.
Сразу скажу, на сегодня установлено, что не
Троицкий храм был первым в Тюмени. Сведения «Кунгурской летописи», что первой была
воздвигнута церковь Всемилостивого Спаса,
тоже не подтверждаются.
Самое раннее упоминание тюменских
церквей содержится в царской грамоте от
16 марта 1596 года. Она была обнаружена
Герардом Фридрихом Миллером и опубликована в приложениях к его «Истории Сибири».
«В городе Тюмени три престола, – пишется
в этой грамоте, – Пречистой Богородицы, да
Николы Чудотворца, да Федора Стратилата».
О. Григорий: Видимо, это был все-таки
уже соборный храм, если три престола в
одной церкви?
Алексей Юрьевич: Здесь не все так
просто. Это разные храмы. Ситуацию проясняют сведения, содержащиеся в царской
грамоте от 29 февраля 1600 года, которая
была адресована тюменскому воеводе Луке
Щербатому. Она стала ответом на челобитную
тюменского попа Саввы от 12 декабря 1599
года, в которой священник упомянул о том,
что в городе было две церкви: начальный
храм Рождества Пречистой Богородицы и
теплый храм Николая Чудотворца с приделом
Федора Стратилата.
О. Григорий: То есть большой летний и
маленький невысокий с двумя приделами.
Алексей Юрьевич: Они все были небольшие, как выясняется.
О. Григорий: Теплый – это значит отапливаемый, там печи стоят.
Алексей Юрьевич: Теплым храмом
был храм Николая Чудотворца с приделом, а летний соборный храм – Рождества Пречистой Богородицы. Этот храм
Рождества и упомянут как «началной».
Кстати, в работе Абрамова Николая
Алексеевича первым храмом Тюмени
тоже назван храм Рождества Богородицы. На сегодня, благодаря исследованию
И.Л. Маньковой, мы можем сказать точно,
что первым тюменским храмом следует
считать именно эту церковь. Тот же поп
Савва, который мною упомянут как автор челобитной 1599 года, отмечает, что
храм этот был мал, «ставлен обыдень, и тут
де служивым людем и крестьяном вместитесь
негде, а в остроге храма нет».
О. Григорий: А кому он писал челобитную?
Алексей Юрьевич: Эта написана на имя
царя: вопросы, связанные с постановкой храмов, решались через Москву. Они не могли
тогда решаться на местном уровне, нужно
было получить соответствующее разрешение и
финансирование. Итак, делопроизводственные
документы, в которых впервые встречаются
названия тюменских храмов, относятся к
1596-1600 годам. И один из первых известных
нам тюменских священников был поп Савва.
Поскольку Рождественского храма не хватало, жители города построили рядом с ним
Николаевскую теплую церковь. Скорее всего,
холодный Рождественский и теплый Николаевский храмы действовали как единый соборный
комплекс. На это указывает то обстоятельство,
что церковные книги этих храмов составляют
единый комплекс для богослужения, перечень
их тоже известен из описаний 1620-х годов.
О. Григорий: Можно привести как подобный пример Покровский и Софийский соборы в
Тобольске. Их два, но там и там служат одни
и те же священники в разное время, и приход
один. Даже сейчас, в XXI веке, религиозная
организация одна, и это естественно. Когда
есть зимний и летний храмы, их используют
те же самые люди: летом, на Троицу, а может
быть, уже на Пасху переходили из зимнего в
летний храм, если позволяла температура. А
в теплый храм возвращались на зиму. Это
действительно был один и тот же приход. Но я
не понимаю, что насчет книг, они сохранились?
Алексей Юрьевич: Сохранился их перечень в описании церквей. Еще один момент:
посвящение храмов тому или иному святому
– это было не случайно. Так, И.Л. Манькова
обращает внимание на придел Никольской
церкви в честь Федора Стратилата. Это посвящение могло быть связано с тем, что церковь
была возведена во время правления Федора
Иоанновича, чьим небесным покровителем
и считался Федор Стратилат. Напомним, что
именно по указу царя Федора возникли Тюмень
и Тобольск. Рождественский был первым, а уже
второй храм содержал посвящение небесному
покровителю правящего лица.
Где находились храмы? Соответствующая
топография реконструируется историками.
Всем известно место основания русской
Тюмени – это стрелка рядом с музеем
«Городская Дума» и Гостиным двором, при
впадении в Туру речки Тюменки. Здесь, по
всей видимости, и находились эти два храма.
Интересно, что многострадальный Благовещенский храм Тюмени был построен на
месте сгоревшей Рождественской церкви. Это
известный факт. Правда, этот Рождественский
храм уже не был той самой первой церковью.
К сожалению, города тогда периодически
горели. Скорее всего, это был второй Рождественский храм, заместивший утраченный,
и он был больше по размерам. Вообще это
место для Тюмени священное, с ним связано
начало христианской жизни города.
О. Григорий: Какие есть сведения о
следующих храмах?
Алексей Юрьевич: Конечно, определенные сведения сохранились. Надо сказать, что
храмов, которые возникли в XVII веке, было
несколько: кроме соборной Рождественской
и Никольской церквей, это Спасская и Михайловская (прошу ее не путать с церковью
Михаила Архангела). Кстати – это в продолжение темы, кому посвящались храмы
и как это было связано с представителями
правящей династии, – в данном случае это
посвящение Михаилу Романову, точнее, его
святому Михаилу Малеину.
Истоки появления в Тюмени Ильинского
монастыря, вероятно, восходят к Ильинскому
храму, в приходе которого возникла первая
женская монашеская община. Это тема,
которой можно посвятить нашу следующую
встречу. История тюменских монастырей
очень насыщенна различного рода примечательными событиями. В целом можно
сказать, что историческая топография Тюмени
сохранила наследие XVII века, его следы мы
обнаруживаем и в современном православном ландшафте города.
Хочу ответить на другой ваш вопрос. Вы
просили меня назвать богослужебные книги, которые находились в Рождественской и Никольской церквях. В первой церкви были Псалтирь,
два Октоиха, общая Минея, Триодь постная,
Апостол. Во второй – напрестольное Евангелие,
Триодь цветная, Служебник, Часовник. У этих
храмов была также общая колокольня с двумя
«зазванными» и благовестным колоколами.
О. Григорий: Это в челобитной перечисляется?
Алексей Юрьевич: Это уже другие документы, сохранившиеся в фондах Российского
государственного архива древних актов.
О. Григорий: Даже на колокольню потратились.
Алексей Юрьевич: А как же? Естественно. Тюмень – крупный сибирский город. Прошло уже несколько десятилетий с момента
его основания.
О. Григорий: Что собой представляла
упомянутая вами «Дозорная книга»?
Алексей Юрьевич: Она имела прикладное
значение, составлялась по указу из Москвы.
Если сказать совсем просто, то это перепись
с целью корректного налогообложения. Но
эти «Дозоры» содержат сведения не только о
тяглом населении, но и обо всем «городовом
строении».
Поговорим о приходских храмах, которые
появились в Тюмени. В 1600 году жители
Тюмени подали царю Борису Федоровичу челобитную с просьбой разрешить строительство на
посаде церкви во имя страстотерпцев Бориса
и Глеба с приделами во имя мучеников Флора и Лавра и пророка Ильи. Опять обратим
внимание на посвящение. Скорее всего, выбор
святых для главного престола был связан с
именем правящего царя Бориса Годунова. Посвящая храм пророку Илии, православное население стремилось найти защиту от стихийных бедствий, в первую очередь пожаров и засухи.
Жители просят построить храм не в городе,
в укрепленной части, а на посаде. Это свидетельствует о том, что в Тюмени идет процесс
формирования приходской посадской общины.
В июне 1605 года в Москве происходит смена
власти. Российский престол занимает Лжедмитрий I, и в «Дозорной книге» 1624 года эта
церковь названа уже по-другому – Ильинская
с приделами во имя Бориса и Глеба, Флора и
Лавра. Такое изменение приоритета престолов
храма, по мнению И.Л. Маньковой, связано
со сменой монархов в России. Это было нередким явлением. Отмечу в этой связи, что
когда неспециалисты обращаются к источникам,
чтобы выяснять, какие были храмы, они не
задумываются над этим моментом, после чего
может возникнуть путаница в их определении.
О. Григорий: Надо сказать, что происходило не так, что поменялся царь
– и приходит от священника или от
архиерея какая-то грамота: давайте
переименуем храм (если только храм
не разрушался или сгорал).
Алексей Юрьевич: Сведений о том,
что храм погиб, не было.
Гравюра с изображением Тюмени XVII века
из книги Н.К. Витсена
«Северная и Восточная Тартария» |
О. Григорий: Но переосвятить просто так храм нельзя. Это делают, когда
он сильно пострадал.
Алексей Юрьевич: В данном случае
речь не о переосвящении храма, а о
том, наименованиям каких престолов
отдавался приоритет.
Согласно «Дозорной книге» 1624 года,
иконы, книги, семь больших и малых
колоколов Ильинской церкви являлись «государевым жалованьем», то есть даром от
имени государя. Храм был достаточно хорошо
обеспечен богослужебными книгами, в частности имел два Октоиха, две Триоди, Евангелие, Апостол, Псалтирь, Часовник, Минеи,
изданные на Московском печатном дворе, а
также выполненный рукописью Устав. К тому
времени духовенство и причт Ильинской церкви
имели свои дворы на посаде. Известны имена
священников и служителей одного из храмов.
Назовем их имена: попы Василий Авдеев,
Микифор Якимов и Иван Степанов, дьякон
Епифан Степанов, пономарь Васка Иванов.
Это был редкий случай, когда храм имел одновременно трех священников и дьякона. Даже
в Тобольске не во всех храмах так бывало.
На посаде находился также двор просфорницы
Марьицы, которая пекла просфоры для всех
тюменских церквей.
О. Григорий: Что еще интересного нам
дают источники?
Алексей Юрьевич: Интересно, что просфорнице Марии (Марьице) Семеновой было
видение Богородицы в ночь на 28 октября 1647
года. Обнаруженный И.Л. Маньковой документ
свидетельствует: «Лета 7156 году бысть явление Пресвятыя Богородицы в граде Тюмени
архангелской просвирницы Марьи Семенове
дочери». «В полунощи», когда Мария спала, к
ней пришла «Жена с посохом» и говорила ей
сказать «отцу своему духовному, и воеводе,
и приказным людем, чтобы в городе и уезде
православные христиане… матерным и иною
всякою неподобною лаею меж собою не лаялись и христианства своего не сквернили…».
К сожалению, в последнее время этот порок
снова становится проблемой, в том числе в
нашем городе. Так что это и для нас поучительная история. Послушайте, что произошло
дальше. Богородица говорит Марье, что если
не уймутся люди, то пошлет Господь Бог на
них «гнев Свой без милости». Если покаются,
то «Бог на их покаяние умилосердица... а наказание де Я наперед над тобою покажу». И
после этого видения, если верить сообщению,
она заболела, впала в расслабление и три дня
пролежала, затем выздоровела и к воскресной
службе сама напекла просфоры, что привело в
изумление всех людей, которые это наблюдали.
Просфорница рассказала это видение своему
духовному отцу, известно его имя – архангельский поп Автоном. По указанию воеводы
православные города «ходили со кресты к
Знамению Пресвятыя Богородицы от мала
до велика по три дни». Отмечу, что Марья
отнюдь не вымышленное лицо. Она указана в
«именных книгах» Тюмени за 1644-1645 годы.
Таким образом, нам известно о православной
жизни города в XVII веке не так уж мало.
О. Григорий: Очень важный момент –
именно Богородица явилась. Ведь мат – это
хула на Божью Матерь, это же не всем понятно. Поминается чья-то мать. Чья? Скажет,
что не знал. Вот теперь знайте.
Алексей Юрьевич: Что еще следует отметить. Чертежи Семена Ульяновича Ремезова
– там, где представлены схематически планы
сибирских городов конца XVII – начала XVIII
веков, – показывают, что церкви были центрами прилегающей территории и располагались
на площадях. Рядом с храмами были незастроенные пространства. Это не случайно. Вокруг
церквей могли собраться люди, для этого нужна
была свободная площадь. Люди собирались
здесь во время праздников, крестных ходов.
В храмах объявлялись царские указы, касавшиеся жизни конкретного региона и страны в
целом. Удаление жилой застройки от церквей
являлось и противопожарной мерой. Пожары
были бичом всех сибирских городов.
Река Тура в Тюмени на старой фотографии
|
Итак, на ремезовском изображении
Тюмени, с которым перекликается гравюра
из книги Витсена «Северная и Восточная
Тартария», город разделен на своеобразные
ячейки. В центре каждой из них показана
церковь. Это изображение доказывает, что с
начала XVIII века территориальное деление
посада Тюмени было организовано по приходам. Храмы служили ориентиром, значимыми объектами, которые структурировали
пространство города. Тюмень развивалась
вдоль Туры, которая течет с запада на восток. И город с запада на восток расширялся
веером. Это было характерно для многих
городов, которые строились при слиянии рек,
например для Тобольска.
О. Григорий: Есть ли сведения, что
храмы подмывало рекой?
Алексей Юрьевич: Я бы не утверждал этого. В известных мне источниках
нет сведений о том, что церкви, которые
располагались близко к береговой линии,
перестраивались в связи с тем, что могли
рухнуть в Туру. Основная причина нового
строительства – пожары. Никакой катастрофической подвижки берега Туры, хотя берег
осыпался, не было. Храмы в реку не падали.
Насчет Благовещенского храма могу
сказать, что, когда в 1920-е годы был организован его осмотр, в заключении комиссии не
было сказано, что он находился в аварийном
состоянии, то есть что ему грозит обрушение.
После закрытия в нем был организован музей антирелигиозной пропаганды. А сломали
потому, что очень хотелось сломать, искали
повод. А ведь как долго простоял этот храм!
С начала XVIII и до первой трети XX века.
Отмечу, что Благовещенский собор был возведен на каменном амбаре, построенном для
хранения казны. Интересно, что и в первой,
Рождественской, церкви тоже хранилась
казна и важные документы. В Тюмени мы
можем проследить эту традицию до XVIII века
включительно. В Тобольске для этих целей
строили специальные помещения вне храмов.
О. Григорий: Еще два слова дополню,
что Благовещенский собор, который взорвали, был первым каменным строением и
первым каменным храмом в Тюмени. Второй
каменный храм – это Троицкий собор, который сохранился по сей день. В нем покоятся
мощи его строителя – святителя Филофея
(Лещинского). Изначально на его месте находился Спасо-Преображенский храм.
Алексей Юрьевич: Основание Преображенского монастыря связано с монахом
Нифонтом. Его имя и сейчас поминается
за богослужением. Надеюсь, у нас появится
возможность рассказать и об этой части
многовековой тюменской истории.
О. Григорий: Благодарим вас, Алексей
Юрьевич, за интересный рассказ о первых
страницах церковной истории города Тюмени.
Подготовила Наталья ЛИПАЕВА,
г. Тюмень
|