Новый год – это уже давно традиционный праздник. Поэтому неудивительно, что до нас дошло немало слов, сказанных как раз в преддверии нового года нашими святыми. И я хотел бы предложить
вам эти слова в качестве поздравления и напутствия в предстоящем году.
|
Святитель Феофан Затворник писал: «С
новым годом, с новым счастьем! – приветствуем мы ныне друг друга. Но подвергал
ли кто рассмотрению, как это наступающий
год есть новый год? И откуда возьмется в
нем что-либо новое?»
Далее святитель показывает, что ни
сама перемена дней, ни череда предстоящих
дел не могут считаться в полном смысле
слова чем-то новым. И продолжает:
«Так что же – смысла нет в наших приветствиях?! – Быть не может, чтоб такой
всеобщий и древностию освященный обычай
не имел смысла, и смысла глубокого. Как
не подвергаем мы сомнению искренности
благожеланий, так не можем обличить их
в излишестве или беспредметности. Должно быть нечто истинно новое, в которое,
несмотря на окружающую нас ветхость,
верует душа, и появление которого готова
приветствовать во всем, что в каком-либо
отношении кажется новым. Что бы это
такое было?
"Будет небо ново и земля новая", – говорит Господь, – чего все мы, верующие,
ожидаем. Вот первая истинная новость! Она
откроется во всей славе уже по кончине
мира, но приготовление к ней начато с
первых почти дней бытия неба и земли…
Такова первая новость, которую можно
назвать вселенскою. Но есть подобная же
новость и для каждого из нас, – которая
входит в нас и являет в нас силу свою,
когда каждый из нас становится причастником восстановительных сил, принесенных на
землю: "кто во Христе, тот новое творение"
(2 Кор. 5, 17). Ведомо вам, что все силы
к новой жизни вверены Святой Церкви,
и все истинные сыны Церкви несомненно
наполняются ими и принимают через них
обновление… В этом, братия, предназначение наше.
Вот причина, почему мы так любим новое и так заботливо ищем его! Надо стать
новыми в себе, и жажда нового будет удовлетворена и постоянно удовлетворяема. Ибо
новая духовная жизнь во Христе Иисусе по
своему существу постоянно нова! Сего да
сподобит Господь всех вас! Лучшего пожелать вам не могу в нынешнее новое лето».
Так святитель Феофан объясняет, почему именно с радостью ассоциируется весть
о наступлении нового, чего именно нового
ожидает душа верующего и где она может
этого достичь в полной мере. В свою очередь преподобный Варсонофий Оптинский
предупреждал, что в нашей обычной жизни
новый год, конечно, будет нести нам не
только радости:
«Приветствую вас всех, здесь собравшихся, с Новолетием. Поздравляю вас с
радостями, которые Господь да пошлет
вам в наступающем году. Поздравляю вас
и со скорбями, которые неизбежно посетят
вас и в этом году: может быть, сегодня,
может быть, завтра или в скором времени. Впрочем, не смущайтесь и не бойтесь
скорбей. Скорби и радости тесно соединены
друг с другом. Вам это кажется странным,
но вспомните слова Спасителя: "Женщина,
когда рождает, терпит скорбь, потому что
пришел час ее; но когда родит младенца,
уже не помнит скорби от радости, потому
что родился человек в мир" (Ин. 16, 21).
День сменяет ночь, и ночь сменяет день,
ненастная погода – ведро. Так и скорбь, и
радость сменяют одна другую.
|
Апостол Павел произнес грозное слово
на тех, которые не терпят от Бога никакого
наказания: "Если вы останетесь без наказания, вы – незаконные дети" (ср. Евр. 12, 7-8).
Не надо унывать, пусть унывают те, которые
не веруют в Бога. Для тех, конечно, скорбь
тяжела, так как кроме земных удовольствий
они ничего не имеют. Но людям верующим
не должно унывать: скорбями они получают
право на сыновство, без которого нельзя
войти в Царство Небесное.
Скорби и есть "огненное прещение",
или испытание, но не надо их бояться, а,
как преподобные отроки, воспевать Бога в
скорбях, веруя, что они посылаются Богом
для нашего спасения [здесь отсылка к ирмосу 7-й песни канона на Рождество Христово: «Отроцы, благочестию совоспитани, злочестиваго веления небрегше, огненнаго
прещения не убояшася, но, посреде пламени стояще, пояху: отцев Боже, благословен
еси» – прим. ред.].
Да спасет же всех нас Господь и введет
в Царство Незаходимого Света!»
|
В свою очередь святитель Гавриил Имеретинский предлагал в Новый год подвести
христианину итоги уходящего года:
«У мирских людей есть одно замечательное и полезное правило: как только
закончится старый год и начинается новый,
тогда люди различных должностей и профессий составляют годовой отчет о проделанной
работе. Отдай, брат христианин, сегодня
отчет своей совести и Богу и узнай, каким
образом ты провел в течение прошлого года
свою христианскую жизнь – чисто и скромно
или рассеянно и беспечно? Умножил ли ты
в течение прошлого года благодать и добро
или к прежним грехам добавил и новые?
Стал ли лучше духовно или хуже? Приблизился к Богу или еще больше отдалился от
Него? Избавился ли от каких-либо плохих
привычек, дурных наклонностей, или, к сожалению, последние более укрепились в
твоей природе?
Итак, кем бы ни был ты, в первый
день этого нового года дай отчет самому
себе, каким путем исполнял ты свое дело,
по-христиански или подобно язычникам,
которые знали только внешнее проявление
каждого дела, то есть лишь свое самолюбие
и житейскую выгоду.
Обратимся же с мольбой к Богу, чтобы
Он всем нам в новом году дал мир и успех
во всяком благом деле, чтобы при этом
преимущественно исполняли мы Его волю».
|
А вот какие слова обращал к
своей пастве святой Иоанн Кронштадтский на Новый год:
«Творец времен сподобил нас, дорогие братья и сестры, и еще увидеть
новый по счету год, который по делам
нашим и нашим старым привычкам
опять будет старым и ветхим. Только
святая, добродетельная жизнь, соединенная с всегдашним покаянием,
обновляет человека на всякий день.
И это потому, что в каждом человеке
есть семя и зародыш тления – грех,
унаследованный от грешных предков, который непрестанно, хотя иногда незаметно,
тлит все существо человека.
Итак, что же после этого значит для нас
новый год? Это еще продолжающееся к нам
милосердие и долготерпение Божие, ожидающее нашего исправления, устраивающее
наше душевное спасение. Новый год – это
сильное побуждение к нашему покаянию и
добрым делам…
Будем же каяться, исправляться и приносить Господу плоды добрых дел. Тогда
наступивший год будет действительно новым, потому что принесет нам обновление
всего существа нашего – души и тела. Тогда,
хотя внешний человек наш будет тлеть в
болезнях и скорбях, но внутренний, потаенный сердца человек будет обновляться
всякий день».
И я со своей стороны хотел бы присоединиться к этим словам святых и пожелать,
чтобы всем нам Господь в наступающем
году помог стать ближе к Нему.
Иерей Георгий МАКСИМОВ,
г. Москва, 31.12.2020
|
|