ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№12 2021 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Новогодние пожелания от русских святых

Новый год – это уже давно традиционный праздник. Поэтому неудивительно, что до нас дошло немало слов, сказанных как раз в преддверии нового года нашими святыми. И я хотел бы предложить вам эти слова в качестве поздравления и напутствия в предстоящем году.


Святитель Феофан Затворник писал: «С новым годом, с новым счастьем! – приветствуем мы ныне друг друга. Но подвергал ли кто рассмотрению, как это наступающий год есть новый год? И откуда возьмется в нем что-либо новое?»

Далее святитель показывает, что ни сама перемена дней, ни череда предстоящих дел не могут считаться в полном смысле слова чем-то новым. И продолжает: «Так что же – смысла нет в наших приветствиях?! – Быть не может, чтоб такой всеобщий и древностию освященный обычай не имел смысла, и смысла глубокого. Как не подвергаем мы сомнению искренности благожеланий, так не можем обличить их в излишестве или беспредметности. Должно быть нечто истинно новое, в которое, несмотря на окружающую нас ветхость, верует душа, и появление которого готова приветствовать во всем, что в каком-либо отношении кажется новым. Что бы это такое было?

"Будет небо ново и земля новая", – говорит Господь, – чего все мы, верующие, ожидаем. Вот первая истинная новость! Она откроется во всей славе уже по кончине мира, но приготовление к ней начато с первых почти дней бытия неба и земли… Такова первая новость, которую можно назвать вселенскою. Но есть подобная же новость и для каждого из нас, – которая входит в нас и являет в нас силу свою, когда каждый из нас становится причастником восстановительных сил, принесенных на землю: "кто во Христе, тот новое творение" (2 Кор. 5, 17). Ведомо вам, что все силы к новой жизни вверены Святой Церкви, и все истинные сыны Церкви несомненно наполняются ими и принимают через них обновление… В этом, братия, предназначение наше. Вот причина, почему мы так любим новое и так заботливо ищем его! Надо стать новыми в себе, и жажда нового будет удовлетворена и постоянно удовлетворяема. Ибо новая духовная жизнь во Христе Иисусе по своему существу постоянно нова! Сего да сподобит Господь всех вас! Лучшего пожелать вам не могу в нынешнее новое лето».

Так святитель Феофан объясняет, почему именно с радостью ассоциируется весть о наступлении нового, чего именно нового ожидает душа верующего и где она может этого достичь в полной мере. В свою очередь преподобный Варсонофий Оптинский предупреждал, что в нашей обычной жизни новый год, конечно, будет нести нам не только радости:

«Приветствую вас всех, здесь собравшихся, с Новолетием. Поздравляю вас с радостями, которые Господь да пошлет вам в наступающем году. Поздравляю вас и со скорбями, которые неизбежно посетят вас и в этом году: может быть, сегодня, может быть, завтра или в скором времени. Впрочем, не смущайтесь и не бойтесь скорбей. Скорби и радости тесно соединены друг с другом. Вам это кажется странным, но вспомните слова Спасителя: "Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир" (Ин. 16, 21). День сменяет ночь, и ночь сменяет день, ненастная погода – ведро. Так и скорбь, и радость сменяют одна другую.


Апостол Павел произнес грозное слово на тех, которые не терпят от Бога никакого наказания: "Если вы останетесь без наказания, вы – незаконные дети" (ср. Евр. 12, 7-8). Не надо унывать, пусть унывают те, которые не веруют в Бога. Для тех, конечно, скорбь тяжела, так как кроме земных удовольствий они ничего не имеют. Но людям верующим не должно унывать: скорбями они получают право на сыновство, без которого нельзя войти в Царство Небесное.

Скорби и есть "огненное прещение", или испытание, но не надо их бояться, а, как преподобные отроки, воспевать Бога в скорбях, веруя, что они посылаются Богом для нашего спасения [здесь отсылка к ирмосу 7-й песни канона на Рождество Христово: «Отроцы, благочестию совоспитани, злочестиваго веления небрегше, огненнаго прещения не убояшася, но, посреде пламени стояще, пояху: отцев Боже, благословен еси» – прим. ред.].

Да спасет же всех нас Господь и введет в Царство Незаходимого Света!»


В свою очередь святитель Гавриил Имеретинский предлагал в Новый год подвести христианину итоги уходящего года: «У мирских людей есть одно замечательное и полезное правило: как только закончится старый год и начинается новый, тогда люди различных должностей и профессий составляют годовой отчет о проделанной работе. Отдай, брат христианин, сегодня отчет своей совести и Богу и узнай, каким образом ты провел в течение прошлого года свою христианскую жизнь – чисто и скромно или рассеянно и беспечно? Умножил ли ты в течение прошлого года благодать и добро или к прежним грехам добавил и новые? Стал ли лучше духовно или хуже? Приблизился к Богу или еще больше отдалился от Него? Избавился ли от каких-либо плохих привычек, дурных наклонностей, или, к сожалению, последние более укрепились в твоей природе?

Итак, кем бы ни был ты, в первый день этого нового года дай отчет самому себе, каким путем исполнял ты свое дело, по-христиански или подобно язычникам, которые знали только внешнее проявление каждого дела, то есть лишь свое самолюбие и житейскую выгоду.

Обратимся же с мольбой к Богу, чтобы Он всем нам в новом году дал мир и успех во всяком благом деле, чтобы при этом преимущественно исполняли мы Его волю».


А вот какие слова обращал к своей пастве святой Иоанн Кронштадтский на Новый год: «Творец времен сподобил нас, дорогие братья и сестры, и еще увидеть новый по счету год, который по делам нашим и нашим старым привычкам опять будет старым и ветхим. Только святая, добродетельная жизнь, соединенная с всегдашним покаянием, обновляет человека на всякий день. И это потому, что в каждом человеке есть семя и зародыш тления – грех, унаследованный от грешных предков, который непрестанно, хотя иногда незаметно, тлит все существо человека.

Итак, что же после этого значит для нас новый год? Это еще продолжающееся к нам милосердие и долготерпение Божие, ожидающее нашего исправления, устраивающее наше душевное спасение. Новый год – это сильное побуждение к нашему покаянию и добрым делам…

Будем же каяться, исправляться и приносить Господу плоды добрых дел. Тогда наступивший год будет действительно новым, потому что принесет нам обновление всего существа нашего – души и тела. Тогда, хотя внешний человек наш будет тлеть в болезнях и скорбях, но внутренний, потаенный сердца человек будет обновляться всякий день».

И я со своей стороны хотел бы присоединиться к этим словам святых и пожелать, чтобы всем нам Господь в наступающем году помог стать ближе к Нему.

Иерей Георгий МАКСИМОВ,
г. Москва, 31.12.2020

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.