18 октября под председательством Высокопреосвященнейшего Димитрия, митрополита
Тобольского и Тюменского, в Тюмени прошли
ежегодные Филофеевские образовательные
чтения, в рамках которых состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «К
350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность».
Организаторами чтений выступили: Тобольская митрополия, Тобольская духовная
семинария, Правительство Тюменской области,
департамент образования и науки Тюменской
области, комитет по делам национальностей
Тюменской области, Тюменское региональное
отделение Всемирного Русского Народного
Собора, Совет ректоров вузов Тюменской
области.
Уже двадцать лет целью проведения Филофеевских образовательных чтений является
совершенствование форм и методов работы
по приобщению молодого поколения к многовековому духовному и культурному наследию
отечественного Православия и повышение
статуса звания учителя в общественном сознании граждан России.
В работе конференции приняли участие
представители церковной и светской общественности, государственные служащие и священнослужители, преподаватели и учащиеся
духовных и светских учебных заведений,
представители научной и творческой интеллигенции, правоохранительных учреждений и
казачьих обществ.
В рамках Филофеевских образовательных
чтений состоялось более 20 мероприятий,
в том числе круглый стол Союза писателей
России в Духовно-просветительском центре
Тобольской митрополии на тему «Сибирский
край в эпоху Петра I», съезд по социальному
служению Тобольской митрополии. С 18 по 24
октября прошли мероприятия для православной
молодежи Тобольской митрополии, посвященные дню памяти святителя Филофея, митрополита Тобольского и всея Сибири чудотворца.
Филофеевские образовательные чтения
объединили более 700 человек: около 400
участников пленарного заседания и 300 участников 14 секций конференции. Секции были организованы в каждом вузе областного центра.
В 2020 году исполнилось 400 лет учреждению Тобольской епархии. Святейший
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл учредил особую юбилейную медаль «400-летие
Тобольской епархии». Ею были награждены
5 человек, внесших значительный вклад в
дело укрепления духовных и культурных
традиций и в дело развития традиционного
образования и просвещения.
В Знаменском кафедральном соборе Тюмени состоялось заключительное пленарное
заседание, где были подведены итоги XX
юбилейных Филофеевских образовательных
чтений и приняты предложения в резолюцию.
Тема нынешней конференции, посвященная 350-летию рождения Петра I, заставляет
нас глубоко задуматься о природе взаимоотношений государства и Церкви. Действительно, эпоха царя Петра I ставила перед
Россией важнейшие военно-политические и
экономические задачи, без решения которых
само государство оставалось бы слабым и
неустойчивым. При Петре I в России была
создана уникальная система образования,
поставившая со временем страну в ряд самых развитых государств мира. До Петра I
в России не существовало современного
военно-морского флота, а при нем такой
флот не только был создан, но одержал ряд
убедительных побед в сражениях с сильнейшим государством Европы – Швецией. На
Балтике было «прорублено окно в Европу»,
и на берегах Невы началось строительство
«города Петра», новой столицы Российской
империи, одного из красивейших городов
мира.
Церковь понимала значение трудов великого реформатора Руси, и святитель Митрофан Воронежский жертвовал значительные
средства на строительство военных кораблей
и поддержку армии России. Но он же отказался войти во дворец к царю на званый обед,
потому что у парадных дверей дворца были
статуи языческих богов. Гонения на старообрядчество при царе значительно усилились, и
это углубило раскол Церкви и русского общества. Упразднение Патриаршества и учреждение Святейшего правительствующего синода
(1721-1917) значительно ослабили позиции
Русской Православной Церкви, а начавшиеся
процессы отторжения церковных земель в
государственную пользу и упразднение многих
монастырей, начавшееся при Петре I, продолжалось весь XVIII век и подточило корни
духовной жизни, которые православный народ
всегда видел в монашестве.
С этими негативными последствиями Синодального периода Церкви, начавшегося под
давлением царя, мы не можем согласиться.
И все же при Петре I жили и действовали
выдающиеся проповедники и миссионеры,
среди которых апостол Сибири митрополит
Филофей Лещинский и его сомолитвенник и
друг святитель Иоанн Тобольский. И в петровские времена существовали понятия святости
и подвига. Было много святых: удивительные
проповедники, миссионеры, церковные писатели, выдающиеся педагоги. Именно в этот
непростой период шло становление Тобольской
епархии, самой большой в мире. Появлялись
храмы и духовные школы за Уралом. Вместе
с распространением христианства шло укрепление на дальних рубежах государства Российского. Сам царь умер в мире с Церковью,
исповедался, причастился, помиловал всех
осужденных на смерть или каторгу (исключая
убийц и уличенных в неоднократном разбое).
Жизнь, смерть и деяния Петра I вновь
ставят перед нами сложнейшие вопросы взаимоотношений Церкви и светского государства.
Официальная позиция Церкви по этому
вопросу выражена в «Основах социальной
концепции Русской Православной Церкви»
(Москва, 2000 год):
«В современном мире государство обычно является светским и не связывает себя
какими-либо религиозными обязательствами.
Его сотрудничество с Церковью ограничено
рядом областей и основано на взаимном
невмешательстве в дела друг друга.
Однако, как правило, государство сознает, что земное благоденствие немыслимо
без соблюдения определенных нравственных
норм – тех самых, которые необходимы и
для вечного спасения человека. Поэтому
задачи и деятельность Церкви и государства
могут совпадать не только в достижении
чисто земной пользы, но и в осуществлении
спасительной миссии Церкви.
Нельзя понимать принцип светскости
государства как означающий радикальное
вытеснение религии из всех сфер жизни народа, отстранение религиозных объединений
от участия в решении общественно значимых
задач, лишение их права давать оценку действиям властей. Этот принцип предполагает
лишь известное разделение сфер компетенции Церкви и власти, невмешательство их
во внутренние дела друг друга.
Церковь не должна брать на себя функции, принадлежащие государству: противостояние греху путем насилия, использование
мирских властных полномочий, принятие на
себя функций государственной власти, предполагающих принуждение или ограничение.
В то же время Церковь может обращаться
к государственной власти с просьбой или
призывом употребить власть в тех или иных
случаях, однако право решения этого вопроса остается за государством.
Государство не должно вмешиваться в
жизнь Церкви, в ее управление, вероучение,
литургическую жизнь, духовническую практику
и так далее, равно как и вообще в деятельность канонических церковных учреждений,
за исключением тех сторон, которые предполагают деятельность в качестве юридического лица, неизбежно вступающего в соответствующие отношения с государством, его
законодательством и властными органами.
Церковь ожидает от государства уважения к
ее каноническим нормам и иным внутренним
установлениям» (ОСК РПЦ, III глава «Церковь и государство», §3).
Не расходится с этой позицией Церкви
и современный конституционный принцип
светскости российского государства (14
статья Конституции РФ). И все же он не
предполагает автономию морали от духовнонравственных норм, сложившихся в нашем
отечестве.
Участниками XX юбилейных Филофеевских чтений были высказаны и конкретные
предложения:
1. Укреплять взаимодействие департамента
образования и науки Тюменской области и
ОРОиК Тобольско-Тюменской епархии через
совместные мероприятия, направленные на
духовно-нравственное воспитание детей и
молодежи.
2. Транслировать опыт учителей светских
школ и православных гимназий по духовнонравственному воспитанию учащихся.
3. Рекомендовать преподавателям образовательных учреждений всех уровней
образования участие в конкурсе «За нравственный подвиг учителя», предлагать к
использованию в работе уже накопленный
опыт участников.
4. ТОГИРРО провести семинары для
разных категорий участников (уровня дошкольного, школьного и профессионального
образования) по вопросам оформления
конкурсной документации.
5. В муниципальных образованиях искать пути взаимодействия образовательных
учреждений и воскресных школ в вопросах
проведения Общероссийской олимпиады по
основам православной культуры, участия в
епархиальных конкурсах.
6. Развивать практику проведения секций
(круглых столов) «Филофеевских образовательных чтений» на базе высших учебных
заведений г. Тюмени и Тюменского региона.
7. Актуализировать исследование (осмысление, освещение) темы «Особенностей
взаимодействия светского образования и религиозного воспитания на современном этапе
развития общества» на площадке всероссийского образовательного форума.
8. Продолжить обоснование процессов
и разработку механизмов органического
взаимодействия науки и религии с целью
поиска и достижения согласованных позиций
– консенсуса, релевантного и эффективного
диалога системы светского образования и
институтов религиозного воспитания.
9. Организовать тиражирование позитивного новационного опыта интеграции моделей
светского образования и религиозного воспитания в регионе.
10. Предлагать и апробировать технологии
современных содержательных аспектов интеграции науки и религии, среди которых:
• начать и вести в светских и религиозных научных журналах конструктивный диалог
относительно обнаружения общих для науки и
религии черт, характеристик и ценностей;
• организовывать просветительскую работу среди педагогической общественности на
тему единства основополагающих ценностей
как науки, так и религии.
11. Организовать теле- и радиопередачи,
публикации в СМИ, интернет-изданиях по
теме круглого стола «Перспективы и возможности модернизации аграрной сферы с
учетом наследия Петра Великого».
12. Образовательным учреждениям аграрного профиля продолжить воспитательную
работу, направленную на формирование
аграрного сознания у детей и молодежи.
13. Проводить силами участников правления молодежного движения «Сибирь молодая
православная» встречи со школьниками епархии, а также прямые трансляции в связи с
карантинными мерами.
14. Информировать приходское духовенство
и катехизаторов об актуальных положениях
в принимаемых общецерковных документах.
15. Осуществлять методическую поддержку приходов в проведении огласительных
бесед перед крещением и просветительской
работе со взрослыми на приходском уровне.
16. Рекомендовать педагогам воскресных
школ в образовательную программу вводить
содержание регионального компонента «Сибирь, освященная светом веры» различными
способами:
• при изучении отдельных тем курса
учитель может спланировать специальные
отдельные уроки или фрагменты уроков, посвященные изучению православной культуры
родного края. Учебный материал по основным
темам усложняется по возрастным категориям;
• допустимо введение на каждом уроке
5-минутной беседы по тематике регионального компонента;
• через оформление в школе экспозиции, раскрывающей значимые вехи развития
и становления ТТЕ;
• через внеурочную деятельность –
театрализованные представления, паломнические поездки, экскурсии;
• через участие в викторинах, квестах,
олимпиадах, конкурсной деятельности как
внутри, так и на епархиальном уровне по
тематике истории Православия родного края.
Планируется информационная рассылка
материала «Методическое обеспечение»
для воскресных школ Тобольско-Тюменской
епархии в двух частях:
1 часть «Региональный компонент»;
2 часть «Лучшие образовательные проекты по основам веры».
Работа всех секций XX юбилейных Филофеевских чтений подтверждает общую согласованную позицию участников чтений в
«совершенствовании форм и методов работы по приобщению молодого поколения к многовековому духовному и культурному наследию
отечественного Православия, а также повышения статуса звания учителя в общественном
сознании граждан России».
Оргкомитет Филофеевских
образовательных чтения
/p>
|