Басня Ивана Андреевича Крылова
«Гуси» была впервые опубликована в 1811
году. В басне повествуется, как крестьянин гнал гусей в город на продажу. Он
торопился на базар и подгонял своих гусей хворостиной. Горделивым гусям такое
обхождение не понравилось. Они стали
выражать свое недовольство прохожему,
сетуя на неучтивость необразованного крестьянина, который не считается с тем, что
их знатный род идет от тех гусей, которые
некогда спасли Рим. Прохожий подтвердил
величие подвига их предков в истории Рима
и спросил: «А какую вы принесли пользу?»
Гуси ответили: «Никакой». Прохожий говорит: «Вашим предкам по делам была и
честь, а вам хвалиться нечем».
Почитаем басню.
ГУСИ
Предлинной хворостиной
Мужик Гусей гнал в город продавать;
И, правду истину сказать,
Не очень вежливо честил свой гурт гусиной:
На барыши спешил к базарному он дню
(А где до прибыли коснется,
Не только там гусям, и людям достается).
Я мужика и не виню;
Но Гуси иначе об этом толковали
И, встретяся с прохожим на пути,
Вот как на мужика пеняли:
«Где можно нас, Гусей, несчастнее найти?
Мужик так нами помыкает,
И нас, как будто бы простых Гусей, гоняет;
А этого не смыслит неуч сей,
Что он обязан нам почтеньем;
Что мы свой знатный род ведем от тех Гусей,
Которым некогда был должен
Рим спасеньем:
Там даже праздники им в честь учреждены!» –
«А вы хотите быть за что отличены?»
Спросил прохожий их. – «Да наши
предки...» – «Знаю,
И все читал: но ведать я желаю,
Вы сколько пользы принесли?» –
«Да наши предки Рим спасли!» –
«Все так, да вы что сделали такое?» –
«Мы? Ничего!» – «Так что ж и доброго в вас есть?
Оставьте предков вы в покое:
Им по-делом была и честь;
А вы, друзья, лишь годны на жаркое».
Баснь эту можно бы и боле пояснить –
Да чтоб гусей не раздразнить.
Жизнь на земле представляет собой
смену поколений. Одно поколение сменяет
другое. Изучая историю, можно видеть
плоды деятельности отдельной личности и
всего поколения. Что предыдущее поколение
передает последующему в области благоустройства жизни на земле, в культурном
творчестве и в духовном плане? Хорошо,
когда молодое поколение опирается на опыт
старших и с благодарностью, с доброй памятью сохраняет и приумножает наследие,
которое оставили предыдущие поколения.
Наследство – это результат творческой
деятельности человека и целых поколений.
Этот результат формировался в условиях
различных исторических обстоятельств:
мира и войны, свободы и внешней агрессии, благоденствия и тяжелых испытаний
– стихийных бедствий, эпидемий, измены и
предательства. Эти и многие другие обстоятельства оказывают влияние на жизнь как
отдельного человека, так и всего общества.
Жизнь человека на земле – это поле
постоянного противостояния добра и зла.
Федор Михайлович Достоевский это противостояние обозначил так: «В мире дьявол
борется с Богом, зло борется с добром,
а поле битвы – сердце (душа) человека».
Что преобладает в жизни человека: добро
или зло? стремление к Богу или к дьяволу?
жизнь по Божественному дару любви
или по греховному эгоизму? – От
этого зависит, какого качества будут
намерения и деятельность человека.
Если потомки добродетельных предков в своей жизни склоняются к
злу, то в силу злонамеренности они
разоряют доброе наследие.
Мораль проста. Пользуясь богатством предыдущих поколений, мы не
должны гордиться и тщеславиться,
уподобляясь гусям из басни. Будем
извлекать урок из истории Отечества. Молодому поколению важно
познавать и сохранять богатую
культуру своего народа, основанную
на православной вере. В противном
случае забывших свою историю ждет
участь горделивых гусей, которых
гнали на продажу. Постараемся – не
осуждая, но рассуждая – не допускать проявления зла и греховного
эгоизма в своих намерениях и делах.
Будем познавать доброе наследие
предыдущих поколений. Будем стараться сохранить и приумножить это доброе
наследие для успешного будущего своего
народа. Будем стремиться быть достойными
наследниками того духовного и культурного
богатства, которое оставили нам благочестивые предки.
+М.Д.
|