В 1818 году Иван Андреевич Крылов
написал басню «Крестьянин и змея».
Первоначально она называлась «Мужик и
змея». В басне повествуется о том, как к
крестьянину в дом вползла змея и пред-
ложила жить дружно, поскольку, сменив
шкуру, она на вид стала другой. Однако
это мужика не убедило, и он обухом топора
прикончил змею.
Крестьянин и змея
К Крестьянину вползла Змея
И говорит: «Сосед! Начнем жить дружно!
Теперь меня тебе стеречься уж не нужно;
Ты видишь, что совсем другая стала я
И кожу нынешней весной переменила».
Однако ж Мужика Змея не убедила.
Мужик схватил обух
И говорит: «Хоть ты и в новой коже,
Да сердце у тебя все то же».
И вышиб из соседки дух.
Когда извериться в себе ты дашь причину,
Как хочешь, ты меняй личину:
Себя под нею не спасешь,
И что с Змеей, с тобой случиться может то ж.
|
Поступки каждого человека произрастают из его сердца, из глубины души. Если
наше сердце наполнено любовью к Богу
и ближнему, то и дела, находясь в соответствии с волей Божией, будут добрыми.
И мы не допустим тогда ничего лукавого
и злого по отношению к нашим ближним.
Бог, по беспредельной Своей любви, дарует
человеку жизнь. Каждый человек, как чадо
Божие, призван исполнять Его волю благую
во всех своих мыслях и делах и быть носителем божественного дара любви.
Однако враг человека дьявол своими
ухищрениями, через прельщения и соблазны навязывает нам свою волю, склоняет
к греху и неправде, а это противно воле
Божией. Так человек становится зависимым
от лукавого, и все его существо склоняется
к злу. Греховный эгоизм поражает душу человека. Разум и воля становятся удобопреклонны к греховному и злому. При этом сам
человек может прикрывать свои поступки
добрыми намерениями и не задумываться
о последствиях своего поведения. Находясь
в таком состоянии, мы нередко приносим
своим ближним не только огорчения, но и
нравственные страдания.
Так могут жить и действовать не только
отдельные личности, но и целые сообщества.
Можно менять внешний вид, менять вывески
и названия, менять лозунги и призывы, но
по сути оставаться прежними. «Когда извериться в себе ты дашь причину, как хочешь,
ты меняй личину: себя под нею не спасешь».
Надо беречь себя от фальши и от злых
помышлений и дел, а совершенные по отношению к ближним ошибки и неправды
заглаживать искренним покаянием и стремлением в своей душе, в своем сердце –
через любовь к Богу – обрести любовь к
ближним, жить по правде. А тот, кто живет
по правде и любви, не теряет и доверие и
уважение окружающих.
+ М. Д.
|