ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№12 2017 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Введение во храм Пресвятой Богородицы

По рождестве Твоем, Богоневесто Владычице, пришла eси в храм Господень воспитатися во Святая святых, яко освященна. Тогда и Гавриил послан бысть к Тебе Всенепорочней, пищу Тебе принося. Небесная вся удивишася, зряще Духа Святаго в Тя всельшася. Темже, Пречистая и Нескверная, Яже на небеси и на земли славима, Мати Божия, спаси род наш.

Стихира праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Днесь праздник чистоты, святости, света и радости, так как на ступенях ветхозаветной святыни, Иерусалимского храма, поставляется трехлетняя Юница – Пресвятая Богородица.

Родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, молясь о разрешении неплодства, дали обет Богу: если родится дитя, посвятить его на служение Богу. Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, святые родители выполнили свое обещание. Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Деву в лучшие одежды, с пением священных песен, с зажженными свечами в руках привели Ее в храм. Святую Деву поставили на первую ступень лестницы, ведущей во храм. Объятый священным восторгом, первосвященник Захария, благословив, принял Святую Отроковицу и по особому откровению Божию ввел Ее во Святая святых. К удивлению всех присутствовавших, Святая Дева, никем не поддерживаемая, как взрослая, взошла по всем 15 ступеням на верх лестницы.

Пресвятая Богородица, воспитываясь в храме в обществе благочестивых дев, училась славословить Бога, училась смирению, терпению, трудолюбию, воздержанию. Ее усердие к чтению слова Божия, к молитве и богомыслию было так велико, что Она забывала о пище и питии. Архангел Гавриил приносил Ей небесную пищу. Вскормленная небесным хлебом и воспитанная Святым Духом, Она промыслительно уготовилась к рождению миру Спасителя. Сердце Ее, отданное Богу, стало нерукотворенным храмом, вместилищем Богу.

В этот великий день нынешнего праздника нельзя не вдуматься и не осознать, что путь к Небу, открытый людям в те далеко отстоящие от нас времена, все тот же, и начинается он на пороге рукотворенного храма Божия, когда человек крещением приносится в дар Богу и становится нерукотворенным храмом, и Дух Божий поселяется в нем.

Первый храм Божий – рукотворенное святилище на земле, – сооруженный сыном царя и пророка Давида Соломоном в 1033 году до Рождества Христова, был создан непосредственно велением Божиим: «Я освятил сей храм… чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни», – сказал Господь» (3 Цар. 9, 3). В храме Божием все и всегда живо – и прошедшее, и настоящее, и будущее. И нет в жизни Таин, которых бы не знал храм Божий.

Но почему люди не знают этих Таин? Почему даже те, кто пребывает в храме, остаются и глухи, и слепы к ним? Почему зрячих и слышащих так мало?!

Почему погиб первый Иерусалимский храм вместе с великой своей святыней – Ковчегом Ветхого Завета? Почему великая святыня второго Иерусалимского храма, освященная пребыванием в нем Пресвятой Богородицы – Ковчега Нового Завета, оставила нам воспоминанием о себе лишь Стену плача?

Почему Россия, в течение девяти столетий созидавшая в себе Дом Божий, должна была пережить семидесятилетнее пленение у своих и мерзость запустения на святом месте – многие и многие разрушенные храмы Божии и монастыри?

Ответ на все горькие «почему?» опять же надо искать нам в храме и Святом Писании, которое хранит храм. Он хранит святыни, он хранит истины, но горе нам, живущим, ибо эти открытые хранилища, эти исполнившиеся до нас пророчества оказываются для нас, из-за нашего нерадения, ожесточения и неверия, тайной за семью печатями.

Вот что сказал Господь Саваоф в то время, когда первый ветхозаветный храм еще только освящался, и слова эти были сказаны всему человечеству как предостережение: «Если же вы и сыновья ваши отступите от Меня… то Я истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего…» (3 Цар. 9, 6-9). Или еще: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят, а этот храм – вы!» (1 Кор. 3, 19-17). Не услышали эти слова те, к кому они были обращены. Неужели не услышим и мы, видя их исполненными?

Отступление от Бога – вот причина всех бед во все времена. Мы должны задуматься над этим. Сегодня милость Божия дает нам время для покаяния. Любовь Божия терпит болезни нашего неверия. Господь ждет, чтобы собрать нас под крылья Свои. Вернемся в храм Божий, вернем Богу храм нашего сердца. И отверзнутся щедроты милостей Божиих, заключенных нашими грехами.

В храме – школа Иисуса Христа, в которой воспитываются будущие небесные граждане. В храме мы получаем и пищу небесную, и питье небесное, и одеяние небесное, и духовное оружие против врагов спасения. Собираясь вместе в храме, как дети одного Отца Небесного, мы научаемся любить друг друга. Дух Божий будет почивать там, где найдется верное, любящее Бога человеческое сердце. В храме мы учимся благодарить Господа.

Мы забываем о великих милостях Божиих. Нам кажется, что все, чем мы обладаем, мы имеем благодаря личным нашим заслугам, возможностям и талантам. Мы забываем, что те же таланты, как и сама жизнь, есть не что иное, как бесценный дар, полученный нами от Бога по Его величайшему милосердию к нам грешным. Один из святых отцов нашей Церкви говорил, что всякая наша благодарность Богу есть не что иное, как протянутая рука за новыми милостями Божиими.

В храме мы приобретаем опыт общения с Богом, Божией Матерью, ангелами Божиими и со святыми. Именно на этом опыте основывается наша вера, храм сильнее любых человеческих аргументов и человеческих мудрований. Об этом хорошо знали гонители Церкви. В первую очередь они разрушали храмы, чтобы люди не имели опыта общения с Богом, чтобы они не имели жизненного доказательства Божественного бытия.

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы научает нас духовно осмысливать это величайшее событие. Каждый человек получает от Бога дар – свободную волю. Но не каждый использует ее правильно. Праведные родители Иоаким и Анна своей жизнью показали нам, что доверие воле Божией есть истинное счастье, так как источником счастья может быть только Господь. Они страдали, ждали, молились, терпели унижение от соотечественников из-за бесчадия, но они до конца доверяли Богу. Пятьдесят лет готовил Господь святых праведных Иоакима и Анну сподобиться быть родителями Пресвятой Богородицы. Пятьдесят лет испытывал Господь смиренных родителей и ни разу не слышал ни тени ропота от них. Господь вознаградил их – и родилось такое чистейшее, совершеннейшее дитя в их престарелые годы. Они удостоились великого названия богоотцов и стали самыми счастливыми родителями.

Все отцы и матери хотят быть счастливыми, иметь послушных, счастливых детей. Но для этого, по примеру праведных родителей Иоакима и Анны, они должны доверять Богу, уметь ждать и благодарить, должны обновить свое отношение к Богу, понять величайшую важность посещения храма, молитвы и участия в Святых Таинствах Церкви. Мы так же, как Пресвятая Богородица, должны подниматься по лестнице духовного совершенствования с первой ступени, на которую мы поставлены в Таинстве Крещения, все выше и выше, к тому самому совершенству, именуемому Святая святых.

Мы крестим младенцев, приносим их в храм, быть может, до конца не отдавая себе отчет в том, что благословляем их на особую жизнь. И они получают дар Святого Духа. Но нередко бывает, что из-за невнимательности родителей к духовной жизни, из-за отдаленности от Бога ребенок не возрастает духовно, и поэтому главное событие, которое с ним произошло, – крещение – отрывается от всей его дальнейшей жизни.

В богослужебной книге приведены слова святых Иоакима и Анны: «Чадо, иди! И будь Тому, Который все тебе дал, возношением и сладким благоуханием! Вступи в ту область, куда не ведет никакая вещественная дверь. Научись тайнам и готовься стать местом вселения Самого Бога…». Только истинная любовь к Богу могла принести такую жертву. Любовь – это когда мы уповаем на Бога. Он лучше знает, что нам полезно.

Наш праздный ум не может этого знать, так как мы увлекаемся прелестями мира. Для выполнения воли Божией необходимо мужество для борьбы со своим падшим естеством. Тогда наш горделивый ум постепенно отступает, и человек становится мудрым.

Мудрость – соответствие нашей воли воле Божией через постоянное прислушивание к своей совести. Это плод жизненного пути при размышлении над своими ошибками. Сам по себе голый ум – это еще не благо. Самым умным творением был некогда тот, кто стал сатаной: высочайший интеллект – но куда себя направил этот интеллект?! Много на свете умных людей. Но без искания Божьего разума, Божией воли, без хранения своей совести – на добро ли направлен их ум?! Заметьте: умный, но безнравственный человек обычно самонадеян, горд, высокомерен, совершенно уверен в своей правде, основанной на собственном эгоизме. Древняя мудрость учит: «Чадо мое, подумай, может быть, и тот человек прав?!» Младенчествовать в страстях учит Сам Господь: «Будьте как дети!»

Сегодня родители больше заботятся развивать ум ребенка. Но мирское мудрование счастья не дает. Матерь Божия в свои три года, без всякого ума, имея детскую чистоту, во всем слушалась сперва родителей, потом наставника – старца Захарию, а потом полностью отдала Себя Богу. В результате выросла абсолютно непорочная, благородная Дева, Которая, жертвуя Собою для нашего спасения, перенесла величайшие скорби. Она наша Молитвенница, наша Помощница, наша Заступница – Матерь всего православного рода. Вот каковы плоды послушания воле Божией. Почему так важно именно послушание? Потому, что его нарушил в свое время Адам – и вкусил смерть.

Господь всем детям дарует чистоту сердца, поэтому они наиболее восприимчивы к принятию благодати Божией. Эти качества детского сердца нужно беречь, развивать и с самого раннего возраста приводить детей к живоносному источнику счастья и любви – к Богу, в дом Божий – в храм. Ребенок будет укрепляться духовно, воспитывать волю, развивать свои добрые качества и, когда будет взрослеть, сможет противостоять лукавым внушениям и дурманам мира сего. Приводите детей в храм, пока их сердце не тронуто, не осквернено грехами. Если мы не дадим им вкусить сладость молитвы, сладость духовной жизни, не будем питать их души небесной пищей – Причастием, то долго они будут блуждать по жизни, пока жизнь сама не приведет их в храм через болезни, скорби и разные катаклизмы. Огромная ответственность лежит на родителях и педагогах! Помочь ребенку обогатить внутренний мир духовным смыслом – наш долг перед ним и перед Богом.

Поздравляю с великим праздником – Введением во храм Пресвятой Богородицы! Желаю всем уразуметь Тайну любви Божией к нам.

Игумения Нина (СХУЛУХИЯ),
настоятельница Богородице-Рождественского
женского монастыря г. Тюмени

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.