ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№12 2016 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Из чистого истока мы начинаем путь…

Уже более 20 лет дошкольные учреждения России работают в условиях свободного выбора образовательной программы. Благодаря вариативности образования разработано немало интересных обучающих и развивающих программ, которые активно распространяются по всей территории нашей необъятной страны. Среди них особое место занимает воспитательная программа «Социокультурные истоки», основная цель которой – приобщение детей, их родителей, педагогов к не-преходящим духовно-нравственным и социокультурным ценностям нашего Отечества и формирование на их базе стержневой основы личности. По насыщенности духовно-нравственными и этическими категориями «Социокультурные истоки» не имеют аналогов в современном образовании.

Авторы программы – профессор, членкорреспондент Российской академии естественных наук, главный редактор Издательского дома «Истоки» И.А. Кузьмин и доктор исторических наук, член-корреспондент Российской академии естественных наук, профессор Вологодского государственного педагогического университета А.В. Камкин.

С данной программой познакомились также тюменские педагоги-дошкольники. По инициативе Тюменского родительского комитета (ТРК) и при поддержке Департамента образования г. Тюмени в июне, в течение трех дней, на базе детского сада №146 проходил учебный практико-ориентированный семинар «Программа «Социокультурные истоки» в дошкольном образовании».

Семинар проводила Абрамова Ольга Сергеевна – методист Истоковедения Издательского дома «Истоки» (г. Москва), авторсоставитель книг по развитию детей дошкольного возраста и методического пособия «Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» во ФГОС дошкольного образования», автор методической разработки «Мониторинг социокультурного развития ребенка-дошкольника», почетный работник общего образования.

– Ольга Сергеевна, прежде чем говорить об «Истоках», хотелось бы спросить Вас, почему так важен именно дошкольный период детства в жизни человека? Существует распространенное мнение о том, что для понимания характера и жизненных приоритетов личности порой достаточно посмотреть, как формировался человек в возрасте до 6-7 лет.

– Здесь есть несколько очень серьезных, значимых позиций. Дошкольный возраст краеугольный, базовый в жизни человека. Несмотря на то, что многие из нас плохо помнят свое раннее детство, тем не менее, этот период является самым определяющим для формирования будущей личности, он влияет на всю оставшуюся жизнь.

Это время, когда ребенок формируется во всех ипостасях – в физической, эмоциональной, нравственной, духовной, интеллектуальной, социальной. Возраст дошкольного детства признан специалистами сенситивным для духовно-нравственного воспитания: для формирования нравственных чувств, нравственной позиции, нравственного облика и поведения.

– О ребенке этого возраста очень интересно сказал Достоевский: «Дети пока дети, до семи лет, например, страшно отстоят от людей: совсем будто другое существо и с другою природой». Что такого особенного в ребенке дошкольного возраста?

– Именно в этот уникальный период душа ребенка чиста, открыта, целостна и очень доверчива. Такой чистоты и открытости души в жизни человека потом уже не будет никогда. Не зря говорят: дети – ангелы на земле.

И я все время говорю педагогам: у нас замечательная профессия, мы работаем с ангелами, самым чистым материалом на земле. И поэтому, что мы сумеем заложить в эти чистые ангельские души, на том и будет базироваться вся оставшаяся жизнь человека, а значит, и общества в целом.

Ушинский оставил нам замечательное напоминание о том, как мыслит дитя. Он говорил: «Дитя мыслит чувствами, формами, образами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот напрасно вредно насиловал бы детскую природу, если бы заставил ее мыслить иначе».

Ребенок доверяет и верит взрослым буквально на слово. Он абсолютно открыт миру и легко впитывает ту систему ценностей, которая свойственна его ближайшему окружению. Поэтому в нашей программе мы уделяем большое внимание таким нравственным категориям, как Добро, Любовь, Милосердие, Надежда, Мудрость, Родной очаг, Родные просторы, Труд земной и Труд души...

Воспитание ребенка в «Истоках» мы начинаем с мира его ближайшего окружения, которым является семья и группа детского сада.

Еще период младшего дошкольного возраста – с 2,5 до 4,5 – называется в психологии периодом накопления добра. Поэтому очень важно нам вместе с родителями успешно и усердно поработать в этот уникальный период накопления добра, успеть заложить в ребенке все самое светлое, лучшее, доброе.

– Наверное, не всякое дошкольное учреждение готово принять такую программу.

– Было бы неправдой, если бы я сказала, что все сразу способны к освоению и реализации нашей программы и сразу будут работать в этом направлении.

У каждого педагога своя степень восприятия и понимания важности программы. Есть педагоги, которые сердцем открыты к родным отечественным традициям, непреходящим ценностям, их генетическая память жива. А некоторым педагогам бывает сложно понять и принять ценностную основу программы. Хотя сложного в программе ничего нет. Все, что провозглашают «Истоки», это наше родное, это отечественные традиции воспитания, развития и обучения детей. Просто каждому педагогу нужно всерьез задуматься о той огромной ответственности, которая на него возлагается изначально выбором профессии. Помните, Иван Александрович Ильин говорил: «Судьба будущей России лежит в руках русского учителя». В этом смысле педагогу надо осознать свою миссию.

– Все-таки, какие требования должны быть к педагогу, который взялся работать по программе «Социокультурные истоки»?

– Игорь Алексеевич, автор и руководитель программы, говорит: «У педагога должно быть самое главное – любовь к тому делу, которым он занят. Любовь и Добро – это две базовые категории, без которых педагог не может существовать». Если они есть, все остальное рождается. Дети ведь понимают больше, чем мы думаем, они на уровне чувств воспринимают другого человека и «считывают» его внутреннее состояние.

– Какое участие принимают родители в вашем деле?

– Вопрос очень актуальный, потому что воспитание маленького ребенка немыслимо осуществлять без его семьи, без родителей. Программа составлена так, что родители становятся участниками образовательных отношений.

– Послушав немного Ваше выступление на семинаре и посмотрев Ваши замечательные книги, я поняла, что семейные ценности у Вас в особом почете.

– Я бы сказала, что это самое главное, на что направлены «Истоки». Наши методические разработки составлены таким образом, что понятие ценности семьи проходит через любую тему. Какую бы тему ребенок ни осмысливал, он всегда понимает, что, оказывается, самое важное и главное для человека – это семья.

– Насколько успешно программа реализуется в других регионах?

– Сегодня программа «Истоки» реализуется более чем в 59 регионах Российской Федерации – от Калининграда до Петропавловска-Камчатского. Везде она реализуется по-разному. Где-то очень активно и массово, как, например, в Сургуте, где большинство школ и более сорока дошкольных учреждений вовлечены в работу по «Истокам». В Ханты-Мансийском автономном округе «Истоки» также реализуются в Нижневартовске, Ханты-Мансийске, Югорске, Белоярском районе (в следующем учебном году присоединяется Березовский район). Программа реализуется в республиках Чувашия, Коми, Саха (Якутия), Ямало-Ненецком автономном округе, Приморском и Ставропольском краях, Ульяновской, Костромской, Архангельской, Кировской, Волгоградской, Псковской и других областях.

Также очень активно работают по «Истокам» все дошкольные и школьные организации города Сергач Нижегородской области. Во всех школах Вологды дети более 20 лет обучаются по «Истокам». Осенью 2015 года в Москве с Игорем Алексеевичем Кузьминым и Александром Васильевичем Камкиным проводили двухмесячный семинар на 33-х площадках-комплексах «Детский сад – Школа».

Кроме того, нашу программу мы ежегодно представляем на Рождественских чтениях. В 2016 году на Международных Рождественских образовательных чтениях «Истоки» были представлены на 7 площадках форума.

А в ноябре прошлого года Издательской дом «Истоки» занял 3 место в номинации «Учебная литература» во Всероссийском конкурсе «Просвещение через книгу».

– Как вы отслеживаете результаты работы по вашей программе?

– У нас разработан мониторинг социокультурного развития личности ребенка. Но надо понимать, для того чтобы отследить эти результаты, нужно длительное время. Важно также увидеть, какие изменения происходят в педагогическом сообществе, родительском, в обществе в целом. Педагоги отмечают, что у доброй части родителей начинают меняться приоритеты в сторону воспитательного аспекта.

Конечно, когда начинается работа с программой, педагогу приходится очень много усердствовать, показывать, доказывать, насколько важен процесс воспитания и приоритет воспитания над обучением. Здесь с родителями предстоит очень серьезная работа. Современный родитель прежде всего настроен на раннее интеллектуальное развитие ребенка и при этом меньше всего обращает внимание на воспитание души. Современного ребенка нацеливают чаще всего на «успешность».

Мы тоже, конечно, стремимся к успешному результату. Но у нас другой критерий успешности. Если вчера ребенок только пытался рассуждать о добром слове, добром поступке, добром деле, то сегодня он уже сам чаще произносит эти добрые слова, стремится совершать добрые поступки. Это разве не успех? В «Истоках» успех направлен на внутреннее развитие, на способность следовать нравственным нормам и правилам, способность быть благодарным, заботливым и внимательным к близким людям, и, в конечном итоге, на жертвенное служение своему Отечеству.

Беседу вела Татьяна Симонова

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.