В декабре, когда снег, как правило, уже покрывает землю, мы
празднуем день памяти Андрея Первозванного. Этот декабрьский
снег определяет точку обзора, с которой интереснее всего
смотреть на Апостола и его к нам приход.
Там, откуда пришел к нам Андрей, дети
не играют в снежки, не катаются на санках
и не лепят снежную бабу. Их зима — это
наше лето. Нам легко и приятно путешествовать в те края. Но им отправляться в нашу
сторону и холодно, и страшно. Тот Крым,
куда мы чаще всего едем погреть свои косточки, для жителей Римской империи был
северной ссылкой, некой Сибирью в нашем
понимании. Когда Климента или Златоуста
ссылали на север, то это был север для них.
А для нас это юг. Если же наш юг — это
их север, то кто мы такие в их глазах, как
не жители полуночной, холодной страны, гиперборейцы, медведи, дикари?
Зачем из солнечной Палестины, обутый
не в теплые сапоги, но в легкие сандалии,
приходил к нам на заре христианской эры
родной брат апостола Петра? Зачем вообще путешествуют люди?
Купцов гонит в дорогу жажда прибыли и
непоседливый характер. Домосед не станет
купцом. Он, скорее, станет ремесленником.
Нужно иметь характер азартный, непоседливый, нужно, чтобы вместе с кислородом в
крови бегали пузырьки авантюризма. Только
в этом случае человек купит товары, снарядит корабли, наймет охрану и отправится в путь. Так ли путешествовали апостолы? На
всех известных языках скажем: нет, nein, no.
И не ошибемся.
Можно путешествовать, чтобы захватывать чужие города, уводить пленных, везти
на телегах добычу. Этот вид путешествий,
военный поход, тоже не апостольский.
Можно покидать родные края, спасая
жизнь свою и своих домашних. С древних
времен до сегодняшнего дня в мире живут
миллионы беженцев, под свист стрел или
под звук автоматных очередей, освещенные
заревом пожаров, ушедших с насиженных мест
в поисках безопасности.
Этот вид перемещения в
пространстве к апостолам
тоже не имеет никакого
отношения.
Есть, наконец, еще
один вид путешествий, выдуманный греками. Это
путешествия из любознательности, из желания повидать неизвестные земли, узнать что-то новое,
научиться чему-то у жителей незнакомых стран.
Сличаем с апостолами и
находим полное несоответствие.
Не беглецы и не захватчики, не авантюристы,
не торгаши и не бродячие философы, кто
же они такие?
Феномен апостольской проповеди не вписывается ни в одну готовую схему. Он ни на
что не похож, и его не с чем сравнивать.
Как водный поток из источника, это явление проистекает из уникального факта Пятидесятницы. Человек, к которому прикоснулся огонь, не может неподвижно
стоять на месте. Он реагирует, чувствует боль, его мышцы сокращаются. И человек, на которого в виде
огненных языков сошел Утешитель,
тоже не может оставаться на месте. Он не принадлежит себе. То,
что дано ему, — не его собственность. Он должен послужить. И вот
он идет, готовый дойти до края земли, и проповедует.
Человеческая жизнь коротка, и
апостолам надо спешить. Тем более,
что против них наточены лезвия мечей и копий, против них собрались на совет
мудрецы и сильные земли. Апостолы идут на
верную смерть, но не идти не могут. Огонь
Пятидесятницы не гаснет.
Они идут в города, туда, где есть науки и ремесла, где множество людей собраны вместе и, значит, у Слова может быть
множество последователей. Идти по селам
и маленьким поселениям непрактично. Это
также опасно (в селе, как и в городе, разъяренные язычники способны на убийство),
но перспективной паствы там меньше, и нравы грубее, и привязанность к древним культам глубже. Апостолы идут в крупные торговые и культурные центры: Коринф, Солунь,
Афины, Рим.
И здесь снова, как следопыт перед неизвестным следом, останавливается мысль. Зачем Андрей пришел на Киевские горы? Никаких городов, никакой цивилизации. Только непроходимые леса, малочисленные дикие племена и торговый путь, транзитом проходящий через огромные неосвоенные территории.
Может, он шел, не думая останавливаться? Может, неожиданно, безо
всякого приготовления,
сердце его вдруг учащенно забилось, и чуткая совесть расслышала слова Святого Духа о том,
что здесь будет после?
Как бы то ни было, приход к нам Андрея и его
пророчество об этих местах удивительны вдвойне. Еще рыба не успела
отметать икру, а он уже
издали благословил ту, будущую молодую рыбку, которая должна будет появиться.
Славяне любят знак Креста, часто изображают его на себе, проявляя любовь к
Тому, Кто потерпел за нас Распятие. Возможно, истоки этой любви длинной и незримой цепочкой связаны с тем Крестом, который Андрей водрузил на горах Киевских.
Так вот Ты какой, Сыне Божий, и вот
каково обещанное Тобою излияние Святого
Духа! Под Его действием Твои ученики дошли до тех стран, о которых слухом не слышали, и преподали им спасительную благодать. А в нашем случае преподали так, что
она столетиями ждала своего часа. Не улетела, как облако, и не испортилась, как залежавшаяся пища. Но сияла, подобно солнцу,
над головами здесь живущих людей и переливалась над ними радугой, пока не выпала крупной алмазной росой на сердце князя Владимира.
***
Снег хрустит под ногами, осыпается с
дрогнувших веток, летит в лицо. Да… Далеко на север дошли твои, обутые в легкие сандалии, ноги, святой Андрей. Спасибо тебе за всё
по книге протоиерея Андрея Ткачева
«Земные ангелы, небесные человеки»
|