Евангелие от Матфея 13 глава, 24-30 стихи:
Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку,
посеявшему доброе семя на поле своем;
когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел;
когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.
Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты
на поле твоем? откуда же на нем плевелы?
Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы
пойдем, выберем их?
Но он сказал: нет, – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними
пшеницы,
оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу
уберите в житницу мою.
Как вы думаете, сложно набрать семян
репейника? Выйдите за околицу, в поле, на
пустырь, нарвите головок репейника, разотрите в ладонях, – вот и
пригоршня семян сорняков. Семена репейника,
а также других сорняков
продавались и на рынках
– эти семена использовали в лечебных целях, например, для заваривания,
для приготовления мазей
и проч. Известно, что в
иудействе были некоторые люди, которые, когда
хотели напакостить своему врагу, приобретали или
сами заготавливали семена каких-нибудь колючек, складывали в мешочки, приходили ночью на
поле своего врага и сеяли. Они всходили, и человек не понимал, что происходит: почему его доброе зерно, его посевы
заглушаются сорняками,
по-славянски – плевелами.
Тут такая же история. Пришли рабы к хозяину и говорят: «Что такое? Сорняки взошли, давай пойдем, вырвем, прополем грядки!» А хозяин сказал: «Нет, не надо,
чтобы, выдирая плевелы,
мы не выдернули случайно и пшеницы. Оставьте
и то, и другое до жатвы. (Ведь еще не совсем было понятно, где добрые всходы, а
где сорняки. Только зелень, только травка
появилась, и перепутать было легко.) Ну, а
во время жатвы, когда очевидно будет, где
добрые посевы, а где сорняки, мы все соберем и сорняки сожжем».
Вот эти слова о том,
что сорняки будут сожжены, намекают на Страшный суд. Страшный суд с
огнем – это ветхозаветный образ. Пророки предсказывали, что, когда Бог
придет судить вселенную,
это будет сопровождаться огнем, будет совершена как бы переплавка вселенной. Необязательно понимать в прямом смысле, что это будет материальный огонь.
Это ветхозаветные образы катастрофы, считалось,
что концу мира будут сопутствовать разные катастрофы.
Что в этой притче
Христос имеет в виду?
Что Слово Божие сеется!
Конечно, как мы говорили, Слово Божие означает не просто устную проповедь Христа. Еврейское «дабар» – слово Божие – означает всякое
слово и действие Божие,
то есть всякое обнаружение силы и замысла Божия. Христос все время
являет это Слово: и через проповедь, и через чудеса, и через
воскрешения…
Христос этой притчей говорит: Я вам,
иудейству (не забывайте, что Христос обращается к иудеям, и притчи в первую очередь адресованы иудеям!), проповедую! И
хорошо, что есть всходы, возрастают добрые зерна. Но есть и много людей, которые озлобились против Меня как Посланника Отца Небесного, противодействуют Мне,
что-то замышляют. Да, есть и плевелы, и
их много. Но будет Суд, который все расставит по своим местам.
Посмотрите, как замечательно: Христос
этой притчей утешает нас, чтобы мы не волновались, чтобы понимали, что такая ситуация, когда есть озлобленные плевелы, – входит в план Божий; Бог знает, что так будет... Поэтому, когда мы видим, что в нашем мире, например, какая-то злобная пена
поднимается против Церкви, люди начинают
против Церкви возмущаться, – мы должны
быть спокойны: Господом это предсказано!
Стоит Церкви любое доброе дело сделать, какое-то мероприятие провести – сразу поднимается ненависть. Раньше можно
было сказать: да где это? мы видим только добрых. Но это потому, что многие из
нас общаются только с хорошей аудиторией, у многих круг общения ограничен несколькими порядочными людьми. А сейчас
Интернет позволяет шире взглянуть на проблему. И мы можем легко убедиться, что
и на самом деле поднимается злоба в людях, которые не хотят принять истину. Так
и будет всегда. Это и предсказано в данной притче.
Но, что очень важно: людям, которые
недостойно себя ведут, дана возможность
покаяться. Суд над плевелами отложен до
конца, до сбора урожая, в нашем случае –
до нашей смерти. Пусть сегодня ты – плевелы, колючки и тернии, сегодня ты злобствуешь против Христа и Церкви, но ты не
лишен шанса спастись, если изменишь свою
точку зрения. Господь долготерпит. Он не
зовет Своих слуг – Ангелов – пропалывать
Свои посевы. Пусть все растет до времени
Суда. Вот тогда уже дверь покаяния, возможность изменения, закроется.
Видите, эта притча – тоже о Царствии
Божием, но в ней мы подходим к учению
об этом Царствии с другой стороны: Царствие Божие, распространяющееся в мире,
всегда будет сталкиваться с неприятием людей, со злобой.
Священник Константин ПАРХОМЕНКО,
по материалам сайта azbyka.ru
|