ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№12 2016 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Притча о пшенице и плевелах

Евангелие от Матфея 13 глава, 24-30 стихи:

Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем;

когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел;

когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.

Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?

Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их?

Но он сказал: нет, – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы,

оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.

Как вы думаете, сложно набрать семян репейника? Выйдите за околицу, в поле, на пустырь, нарвите головок репейника, разотрите в ладонях, – вот и пригоршня семян сорняков. Семена репейника, а также других сорняков продавались и на рынках – эти семена использовали в лечебных целях, например, для заваривания, для приготовления мазей и проч. Известно, что в иудействе были некоторые люди, которые, когда хотели напакостить своему врагу, приобретали или сами заготавливали семена каких-нибудь колючек, складывали в мешочки, приходили ночью на поле своего врага и сеяли. Они всходили, и человек не понимал, что происходит: почему его доброе зерно, его посевы заглушаются сорняками, по-славянски – плевелами.

Тут такая же история. Пришли рабы к хозяину и говорят: «Что такое? Сорняки взошли, давай пойдем, вырвем, прополем грядки!» А хозяин сказал: «Нет, не надо, чтобы, выдирая плевелы, мы не выдернули случайно и пшеницы. Оставьте и то, и другое до жатвы. (Ведь еще не совсем было понятно, где добрые всходы, а где сорняки. Только зелень, только травка появилась, и перепутать было легко.) Ну, а во время жатвы, когда очевидно будет, где добрые посевы, а где сорняки, мы все соберем и сорняки сожжем».

Вот эти слова о том, что сорняки будут сожжены, намекают на Страшный суд. Страшный суд с огнем – это ветхозаветный образ. Пророки предсказывали, что, когда Бог придет судить вселенную, это будет сопровождаться огнем, будет совершена как бы переплавка вселенной. Необязательно понимать в прямом смысле, что это будет материальный огонь. Это ветхозаветные образы катастрофы, считалось, что концу мира будут сопутствовать разные катастрофы.

Что в этой притче Христос имеет в виду? Что Слово Божие сеется! Конечно, как мы говорили, Слово Божие означает не просто устную проповедь Христа. Еврейское «дабар» – слово Божие – означает всякое слово и действие Божие, то есть всякое обнаружение силы и замысла Божия. Христос все время являет это Слово: и через проповедь, и через чудеса, и через воскрешения…

Христос этой притчей говорит: Я вам, иудейству (не забывайте, что Христос обращается к иудеям, и притчи в первую очередь адресованы иудеям!), проповедую! И хорошо, что есть всходы, возрастают добрые зерна. Но есть и много людей, которые озлобились против Меня как Посланника Отца Небесного, противодействуют Мне, что-то замышляют. Да, есть и плевелы, и их много. Но будет Суд, который все расставит по своим местам.

Посмотрите, как замечательно: Христос этой притчей утешает нас, чтобы мы не волновались, чтобы понимали, что такая ситуация, когда есть озлобленные плевелы, – входит в план Божий; Бог знает, что так будет... Поэтому, когда мы видим, что в нашем мире, например, какая-то злобная пена поднимается против Церкви, люди начинают против Церкви возмущаться, – мы должны быть спокойны: Господом это предсказано!

Стоит Церкви любое доброе дело сделать, какое-то мероприятие провести – сразу поднимается ненависть. Раньше можно было сказать: да где это? мы видим только добрых. Но это потому, что многие из нас общаются только с хорошей аудиторией, у многих круг общения ограничен несколькими порядочными людьми. А сейчас Интернет позволяет шире взглянуть на проблему. И мы можем легко убедиться, что и на самом деле поднимается злоба в людях, которые не хотят принять истину. Так и будет всегда. Это и предсказано в данной притче.

Но, что очень важно: людям, которые недостойно себя ведут, дана возможность покаяться. Суд над плевелами отложен до конца, до сбора урожая, в нашем случае – до нашей смерти. Пусть сегодня ты – плевелы, колючки и тернии, сегодня ты злобствуешь против Христа и Церкви, но ты не лишен шанса спастись, если изменишь свою точку зрения. Господь долготерпит. Он не зовет Своих слуг – Ангелов – пропалывать Свои посевы. Пусть все растет до времени Суда. Вот тогда уже дверь покаяния, возможность изменения, закроется.

Видите, эта притча – тоже о Царствии Божием, но в ней мы подходим к учению об этом Царствии с другой стороны: Царствие Божие, распространяющееся в мире, всегда будет сталкиваться с неприятием людей, со злобой.

Священник Константин ПАРХОМЕНКО,
по материалам сайта azbyka.ru

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.