Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
«Днесь в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает... Ангели вхождение Пречистыя зряще, удивишася: како Дева входит во Святая Святых».
Чистота и святость, свет и радость – вот
неуловимое веяние сегодняшнего праздника и службы. На ступенях ветхозаветной
святыни Иерусалимского храма поставляется трехлетняя Юница, Святая Святых большая, торжествующая и радующаяся. А престарелые праведные родители Ее, Иоаким и
Анна, и хор отроковиц с возжженными свечами, «поя, играя и ликуя», сопровождают
Ту, Которая приносится в дар Богу. Объятый священным восторгом, первосвященник Захария – старец, родитель Предтечев,
«благословив, прият» Святую Отроковицу, и
по особому откровению Божию ввел Ее во
Святая Святых.
Событий мало, но почему так радостно,
так памятно и значительно торжество сие?
Почему праздник стал двунадесятым? Да потому, дорогие мои, что Введение во храм
Пресвятой Девы стало необходимым звеном
спасительного Божия промышления о мире.
Это событие положило конец многовековому отчуждению человека от Бога и пребыванию его под рабством греху. Святилище Иерусалимского храма, где обитал Бог и
где являл Он Свое присутствие, недоступное
никому, кроме одного первосвященника и то
единожды в год, куда он входил с жертвенной кровию, принося молитву за грехи народа, Божией благодатью открывается Богоизбранной Отроковице – Дщери человеческой. И Пресвятая Дева вводится во Святая
Святых, невидимо для мира неся в Себе великую жертву, новую жертву живую – Христа – Бога и Человека.
Ветхозаветный Божий храм принял в
себя семя новой жизни – Богоотроковицу,
в Которой духовно прозябнет и прорастет
Новый, спасительный Завет человечества
с Богом. Ветхозаветный Божий храм принял в себя священный ковчег Нового Завета, одушевленный храм Спасов, многоценный чертог и Деву – священное сокровище
славы Божией.
С вхождением в храм Богоизбранной Отроковицы пришло время, когда благоволение Божие возвращается людям, и они приблизятся к Богу, как к своему Небесному
Отцу, ибо Сын Божий – Сын Девы бывает, и благодать благовествует примирение с
Богом, и вход на небо откроется всем, желающим неба.
И с этим вхождением можно было впервые произнести слова: «Твоя от Твоих, Тебе
приносяща...»
Дар Божий людям – Пресвятая Дева –
плод молитвы престарелых родителей, и через Нее – Христос, возвращается людьми
Богу как дар Ему от людей, как жертва благоприятная, благовонная.
И с этим вхождением в предчувствии
великих перемен в мире впервые можно было запеть слова радости и надежды:
«Христос раждается, славите; Христос с небес, срящите!»
С вхождением в храм Пресвятой Богородицы свершилось чудо. Небо соединилось с
землею, и вечность вошла во время, освящая его для вечности. «Днесь благоволения
Божия предображение, и человеков спасения проповедание...»
Так велик этот день, так единственен и
неповторим он – день начала Нового Завета с Богом на земле.
До явления в мир Христа Спасителя
оставались считанные годы, и храм Божий
призван был среди величайшей святости,
чистоты и Божественной силы вскормить и
воспитать в эти годы чуткую, детски чистую
душу Богоотроковицы, наполняя Ее Божеством и предуготовляя в Ней самое Боговоплощение.
День ото дня возрастала телесными и
духовными силами Пресвятая Дева в храме
Божием. Силы духа у Пресвятой Девы образовались, возрастали и укреплялись ангельскою беседою и молитвой, устремленной к
Богу, и трудами ради Бога.
Телесные же силы Ее поддерживались
небесной пищей, приносимой Ей Архангелом. И первосвященник Захария, не могущий
сам ежедневно входить во Святая Святых,
с удивлением, недоумением и ужасом слышал беседы Девы с Архангелом во Святилище. И, не находя ничего подобного в явлении Ангелов другим людям, первосвященник укреплялся в мысли, что пришло время
исполнения всеобщего ожидания, и от Благословенной придет спасение, от Жены – Обещанный, от Девы – Бог.
А Мария, питаемая Божией благодатию,
потеряв в последние годы Своей жизни при
храме единственную привязанность к земле – праведных родителей, дала обет Богу
до конца жизни сохранять девство и остаться
рабою Господа, Ему Единому служа и предаваясь во всем и всегда Его Святой воле.
«...Се, раба Господня, буди мне по глаголу Твоему» (Лк. 1, 38).
И сердце Ее, отданное Богу,
стало нерукотворенным храмом,
вместилищем Богу. И скоро, совсем скоро вслед за этим Христос – Ее Сын и Сын Божий
– приидет и учредит законность
этого нового, нерукотворенного
храма, основанием которого станет Он Сам.
Дорогие мои, храм Божий
всегда во все времена был жертвенником Богу, освящающим и
жертвы, и приносящих их. Еще в
ветхозаветные времена Господь
Сам благословил храм как место Своего пребывания. «...Небо
– престол Мой, а земля – подножие ног Моих; где же построите
вы дом для Меня, и где место
покоя Моего?» (Ис. 66, 1). И первый храм Божий – рукотворенное святилище на земле, – сооруженный сыном царя и пророка
Давида Соломоном в 1033 году
до Рождества Христова, был создан непосредственно велением
Божиим. «Я освятил сей храм...
чтобы пребывать имени Моему
там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое
там во все дни», – сказал Господь (3 Цар.
9, 3). Дивен, свят и великолепен был первый храм Господень в Иерусалиме, и Ковчег Завета, данный Богом людям через Моисея, был в нем.
Храм Божий во все времена – это всегда вечность, в нем живет и пребывает все,
что было от начала, от сотворения мира, и
что еще будет до самого второго и славного пришествия Господня. В Храме Божием
все и всегда живо – и прошедшее, и настоящее, и будущее. И нет в жизни таин,
которых бы не знал Храм Божий – Святая
Церковь. Но почему же живущие не знают этих таин, почему даже те, кто пребывает в храме, остаются и глухи, и слепы к
ним, почему зрячих и слышащих так мало?
Почему погиб первый Иерусалимский
храм вместе с великой своей святыней –
Ковчегом Ветхого Завета? Почему великая святыня второго Иерусалимского храма, освященная пребыванием в нем Ковчега Нового Завета – Пресвятой Богоотроковицы – и явлением в нем Спасителя и
Бога – Христа, оставила нам в воспоминание о себе лишь Стену плача? Почему
«Новый Израиль» – великая Россия,– в течение девяти столетий созидавшая в себе
Дом Божий, должна была, подобно ветхозаветному Израилю, пережить семидесятилетнее пленение у своих и мерзость запустения на святом месте – многие и многие
разрушенные храмы Божии и монастыри?
Ответ на все наши горькие «почему?»
опять же надо искать нам в Храме и в
Святом Писании, которое хранит Храм. Он
хранит святыни, он хранит истины, но горе
нам, живущим, ибо эти открытые хранилища, эти исполнившиеся до нас пророчества
оказываются для нас из-за нашего нерадения, ожесточения и неверия тайной за семью печатями.
Вот что сказал Господь Саваоф в то
время, когда первый ветхозаветный храм
еще только освящался и ликовал святыней.
Вслушайтесь в слова эти, дорогие мои, они
были сказаны Господом всему человечеству как предостережение: «Если же вы и
сыновья ваши отступите от Меня и не будете соблюдать заповедей Моих и уставов
Моих, которые Я дал вам, и пойдете и станете служить иным богам и поклоняться им,
то Я истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего... И о храме сем высоком всякий, проходящий мимо его, ужаснется и скажет: «за
что Господь поступил так с сею землею и
с сим храмом?» И скажут: «за то, что они
оставили Господа Бога своего... и приняли
других богов, и поклонились им, и служили
им, – за это навел на них Господь все сие
бедствие»» (3 Цар. 9, 6-9).
Не услышали эти слова те, к кому они
были обращены. Неужели не услышим и мы,
видя их исполненными?
Отступление от Бога – вот причина всех
бед и во все времена. Иудейские цари и
народ отступили от Бога, поклонились богам
чуждым. Господь наказал Израиля войной
и в ожидании покаяния послал к отступникам пророка Иеремию с проповедью покаяния к исправлению. Но не послушали пророка, как не послушали и Самого Господа.
И разорен Иерусалим, и пал храм Соломонов, и погиб Ковчег Завета. И семидесятилетнее Вавилонское пленение стало уделом
согрешившего Израиля.
Второй Иерусалимский храм, построенный после возвращения из Вавилонского
пленения, был меньше и не так великолепен, но славу ему пророки Аггей и Захария предсказали более первого, ибо Ковчег Нового Завета взрастет в нем. И судьбу этого храма, и прекращение ветхозаветной жертвы пророк Даниил предсказал задолго до свершения сего. И последнее пророчество о втором Иерусалимском храме
прозвучало из уст Самого Спасителя. Восплакал Господь Иисус Христос в день Своего входа в Иерусалим и, зря близкую Голгофу, предрек погибель храму: «...И разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и
не оставят в тебе камня на камне за то,
что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк. 19, 44). Отверг, опять отверг Израиль Божие и принял человеческое, отверг
Христа Спасителя, осудив Его на смерть и
испросив себе Варавву-убийцу. И последний
плач, стон об ослеплении избранного народа, слышит мир: «Иерусалим, Иерусалим,
избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел
Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст»
(Мф. 23, 37-38).
«Се, оставляется вам дом ваш пуст» –
страшные слова совершившиеся, потому что
люди опять не захотели быть Божиими. В одно
и то же время Иерусалимский храм воспитал
Ту, Которая Святая Святых большая, и последователей Христа, но в нем же жили своей
далекой от Бога жизнью и те, кто убил первосвященника Захарию между храмом и жертвенником, кто убил Предтечу Христова Иоанна, кто распял Христа Спасителя.
Не видим ли мы, что человек становится или соработником у Бога, или разорителем того, что Господь созидает. Смотрите, дорогие мои, как опасно ходим. Можно быть в храме, но без Бога. И Бог наказывает людей за непочитание Себя, за отвержение храма. Десятилетиями длятся спасительные Божии наказания людям, призванные вернуть сердце человеческое Богу. И как последнее предупреждение нам звучат
слова притчи о виноградарях: «...сказываю
вам, что отнимется от вас Царство Божие
и дано будет народу, приносящему плоды
его...» (Мф. 21, 43). Будем же особенно внимательны, дорогие мои, созидая и восстанавливая теперь в большом количестве рукотворенные храмы, не забудем главного новозаветного храма Божия – своего сердца,
призванного служить Богу в Духе и истине.
Не забудем, что мы возвращаемся из плена
у иноплеменников и единоплеменников, воюющих на нас и веру нашу Православную,
больные, увечные, истощенные духовно. Что
мы долго, очень долго, были без Бога и сейчас только-только стоим на пороге Храма,
который освятит нас, но при одном условии:
если мы этого захотим сами.
И приведу вам, дорогие мои, слова Господни, которые сейчас особенно должны помочь нам осознать критический момент нынешней жизни нашей: «...Так говорит Господь
Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши.
Вы сеете много, а собираете мало; едите, но
не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий
плату зарабатывает для дырявого кошелька.
Так говорит Господь Саваоф... Взойдите на
гору и носите дерева, и стройте храм; и Я
буду благоволить к нему, и прославлюсь, говорит Господь. Ожидаете многого, а выходит мало; и что принесете домой, то Я развею. За что?
Говорит Господь Саваоф: за Мой дом,
который в запустении, тогда как вы бежите
каждый к своему дому. Посему-то небо заключилось и не дает вам росы, и земля не
дает вам росы, и земля не дает своих произведений» (Агг. 1, 6-10).
Дорогие мои! Милость Божия дает нам
ныне время для покаяния. Любовь Божия терпит болезни нашего неверия. Господь ждет,
чтобы собрать нас под крылья Свои. Захотим же спасения, вернемся в Храм Божий
любовью и желанием к нему и вернем Богу
храм нашего сердца. И отверзутся щедроты
милостей Божиих, заключенных нашими грехами, отверзется небо.
А Пресвятая Дева, Богоизбранная Отроковица, Дщерь человеческая, впервые отверзшая нам небо и ставшая Матерью страждущему и болящему человечеству, всегда готова Своею благодатию поддержать, укрепить и провести по жизни, по пути спасения
всех, к Ней прибегающих с верою и любовью.
«Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое». Аминь.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
Произнесено 21 ноября (4 декабря)
1994 года
|