Басни Ивана Андреевича Крылова содержат нравственные наставления для читателей.
Он подметил характерные особенности представителей животного мира, но этими же качествами обладают и люди. Используя метафоры, Иван Андреевич сумел ярко показать
пороки человеческого общества. Известно, что
добрая, нравственная жизнь есть жизнь по
правде и истине, без предвзятости и лицемерия.
Правдивость и доброта является истинным достоинством разумного человека. Правильная оценка происходящего и правдивая
самооценка своего поведения является признаком благоразумия. У православного христианина должно быть доброе, беспристрастное отношение к окружающим, которое достигается только христианской любовью и стремлением к правде и истине. Если во взаимоотношении людей вкрадывается эгоизм, то имеет место пристрастность и предвзятость. Нередко в светском обществе взаимоотношения между людьми строятся
по признаку «свой и чужой».
Многое делается с пристрастием, многое делается по
принципу «Ты мне - я тебе».
Отступая от правды и истины, люди во взаимоотношениях между друг другом теряют должную оценку происходящего, а также искажается их самооценка. Так, бурно процветают в обществе
тщеславие, самодовольство.
Это ослепляет человека в
деле правдивого восприятия
событий. Такой подход в организации общественной жизни приводит к наиболее негативным последствиям, и часто – утратам, особенно в тех случаях, когда значимы не личные способности и таланты человека, а его умение быть угодливым,
удобным, своим. Потеря правдивой самооценки и оценки других ярко показана в басне «Кукушка и петух».
Кукушка и Петух
«Как, милый Петушок,
поешь ты громко, важно!» –
«А ты, Кукушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно:
Во всем лесу у нас такой певицы нет!» -
«Тебя, мой куманек,
век слушать я готова». –
«А ты, красавица, божусь,
Лишь только замолчишь,
то жду я не дождусь,
Чтоб начала ты снова...
Отколь такой берется голосок?
И чист, и нежен, и высок!..
Да вы уж родом так: собою невелички,
А песни – что твой соловей!» –
«Спасибо, кум; зато, по совести моей,
Поешь ты лучше райской птички.
На всех ссылаюсь в этом я».
Тут Воробей, случась,
примолвил им: «Друзья!
Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, –
Все ваша музыка плоха!..»
За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку.
Давно написана эта басня. Можно полагать, что ее изучают и в школе, и в институтах культуры и искусства, но, видимо, не воспринимается суть сказанного. Если мы сегодня посмотрим правдиво и объективно, то
бросается в глаза, что с экранов не сходят
«кукушки» и «петухи», наперебой хвалящие друг друга.
Смотришь, уже подрастают
и их «кукушата» и «петушата», и как в басне говорится: правде к людям не пробиться. Ну прямо-таки ярмарка лицемерия и лести.
А чистые народные соловьиные голоса лишь изредка пробиваются на экран.
Все это проявляется в любой сфере жизни человеческого общества: в науке, в
искусстве, в производстве.
Там, где нарушен принцип
справедливости, правды и
истины, там люди утратили подлинный дар любви к
Богу и людям, там лукавый привносит греховность, приводящую к разорению Божьего мира в самом человеке и в обществе.
Легкомысленный и близорукий человек
видит только земной путь и не всматривается в перспективу вечности, которая уготована душе человека Богом. Тело человека земное и бренное, а душа есть дыхание Божие,
так говорит Священное Писание. Имея Божественную природу, наша душа и все ее проявления: разум, воля и нравственные чувства – должны помогать человеку устремляться по жизни к Богу. Бог есть правда
и истина, а посему пути Господни – пути
правды и истины. А лукавый насаждает дух
противления Богу, разрушающий наши Божественные свойства души, насаждает хитрость, лесть и обман, подменяя греховным
эгоизмом дар Божественной любви.
+ М. Д.
|