Сейчас уже самой не верится: неужто
было такое время, когда можно подолгу сидеть «при ногу» старца, внимая богомудрым
словам архимандрита Иоанна (Крестьянкина)?
Правда, случалось это нечасто – старца всячески «оберегали» от посетителей. И картина
обычно была такая: батюшка выходит из храма,
а множество паломников, приехавших в монастырь на совет к старцу, бросаются к нему.
– Батюшка, – кричит через толпу какая-то
женщина, – сын пропал месяц назад. Может,
жив или убили его?
Старец оборачивается к плачущей женщине, но поговорить им не дают. Послушники,
оберегая старца от дождя и ветра, подхватывают его под руки и быстро-быстро ведут через толпу. Только женщина не унимается, бежит за старцем и кричит, захлебываясь от слез:
– Батюшка, родненький! Сын единственный! Матерь Божья, спаси, помоги!
И тут батюшка останавливается и благословляет женщину, утешая ее:
– Жив ваш сын и скоро вернется.
Вот так и общались со старцем – на ходу,
на бегу, чаще письменно, передавая свои вопросы через келейницу Татьяну Сергеевну и
через нее же получая ответ. А сын той женщины уже наутро приехал домой.
Но все же бывали и на нашей улице
праздники, когда батюшка Иоанн (Крестьянкин) подолгу и подробно беседовал с людьми.
Вот почему ярко помнится осень 1988 года в
Псково-Печерском монастыре. Тепло, небо синее, а клены светятся таким золотым сиянием, будто это не кроны, а нимбы над храмами.
Батюшку, как всегда, окружает народ, и
короткая дорога до кельи превращается в
двухчасовую беседу. Кто-то ему приносит
стул, мы рассаживаемся у его ног на траве.
Разные вопросы задают старцу, но главный вопрос – как жить?
– Батюшка, я недавно крестилась и хочу
теперь бросить работу, чтобы жить возле
монастыря и молиться Богу, – рассказывает паломница из Норильска, преподавательница музыки, лет пятидесяти.
– Значит, вы хотите стать безработной? – уточняет старец. – А за электричество как будем платить?
– Как за электричество? – переспрашивает женщина и осекается, понимая, что даже
в деревне надо оплачивать счета за электричество и на какие-то средства покупать
хлеб. Батюшка, подскажите, как же мне жить?
– Надо бы все же доработать до пенсии.
Пенсия нам крылышки дает.
– Батюшка, – продолжает расспрашивать
паломница, – а православным можно лечиться лекарствами?
– Почему же нельзя? Врачи от Бога.
А еще батюшка говорит нам про те «самодельные кресты», когда человек отвергает
данный ему Господом путь ко спасению – не
хочет нести крест кормильца многодетной семьи или ухаживать за больными родителями,
но выдумывает для себя в горделивом мудровании особую «духовную» жизнь. Мы переглядываемся – это про нас. У каждого из нас
своя поденка, свои скорби и те тяготы жизни, от которых хочется сбежать в монастырь
или уйти сгоряча из семьи. Сколько же семей,
уже находившихся на грани развода, сохранилось тогда благодаря старцу! Но об этих семьях надо рассказывать особо. А пока скажу
о главном уроке, полученном тогда от старца:
с креста не сходят – с креста снимают, а бежать от креста – это бежать от Христа.
Но как же нелегко порою нести этот данный Господом крест! Помню, я пожаловалась
тогда батюшке на свои скорби, а вскоре получила от него письменный ответ:
«Дорогая моя многоскорбная Нина! А
я ведь вас позову к подвигу – идти дальше за Христом, идти по водам, одной верой
преодолевая скорбные обстоятельства жизни своей. Уже многому научило вас страдание, многое приоткрыло из сокровенных
тайн духовной жизни, а сколько их еще впереди, но цена их - страдание. А вам, дорогая Нина, говорю не от себя, но от святых
отцов: «Что успокаивает в лютые времена
душевного бедствия, когда всякая помощь
человеческая или бессильна, или невозможна? Успокаивает одно сознание себя рабом
и созданием Божиим; одно это сознание имеет такую силу, что едва скажет человек молитвенно Богу от всего сердца «да свершится надо мною, Господь мой, воля Твоя», как
и утихает волнение сердечное от слов этих,
произнесенных искренне, самые тяжкие скорби лишаются преобладания над человеком».
Это вам на те дни, когда мгла застилает
небо над головой и Господь, мнится, оставил создание Свое.
Божие благословение вам и О.
«Одно мне предписывает плоть, другое – заповедь.
Одно – Бог, другое – завистник.
Одно – время, другое – вечность.
Горячие проливаю слезы, но не выплакан с ними грех».
И вот выплачем и спасемся. Храни вас
Господь, а мы о том молиться будем.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)».
Как же меня поддерживали в те трудные
годы письма и молитвы архимандрита Иоанна! Батюшка-солнышко, батюшка-утешитель
и батюшка с мученической судьбой. Из лагерей он вернулся с перебитыми пальцами
на левой руке, но о годах заточения избегал говорить, пресекая все разговоры о том.
И все же однажды, не утерпев, я спросила:
– Батюшка, а страшно было в лагерях?
– Почему-то не помню ничего плохого, – ответил он. – Только помню: небо отверсто и Ангелы поют в небесах.
Вот это и было главным при встречах со старцем – ощущение незримого
Благодатного Света, льющегося на нас
с небес, а с Богом и в скорби легко.
* * *
Однако вернусь снова в ту осень,
когда архимандрит Иоанн (Крестьянкин) подолгу беседовал с людьми.
– Батюшка, – жалуется старушка,
– полжизни стоим в очереди на жилье, а живем и доныне всемером в
комнатушке. Теснота такая, что внуки
спят на одной кровати валетами и друг
другу подбородок ногой подпирают.
Следом за старушкой жалуется
мужчина и почти кричит, рассказывая, как
он десять лет отработал в горячем цеху ради
обещанной заводом квартиры, но после перестройки завод приказал долго жить. И что теперь делать?
– Молились бы вы святителю Спиридону Тримифунтскому, – говорит батюшка, – и
были бы давно с жильем.
Записываю на всякий случай имя святителя Спиридона Тримифунтского, хотя и не
собираюсь молиться ему. Проблем с жильем
у меня нет. Точнее, есть. Но, после того
как наша семья всего четверть века отстояла в очереди на двухкомнатную квартиру,
получив в итоге однокомнатную, мы уже не
ждем ничего от властей. Правда, с очереди
нас не сняли, обещая дать положенное, но,
судя по срокам, посмертно.
Так что у нашей семьи теперь другие планы: купим дом возле монастыря в Печорах,
благо деньги для этого есть. Нет проблем, если
ты при деньгах. Но вот что странно: позже я
уже почти в безденежном состоянии купила
дом возле Оптиной пустыни, а тут и с деньгами не получалось никак. Более того, каждый
раз, как я отправлялась по объявлению о продаже дома, в ноги вступала такая боль, будто
в пятки вонзили иголки. Доковыляю кое-как,
а дом уже продали или раздумали продавать.
Промучилась я полгода в поисках дома, а потом спросила архимандрита Иоанна:
– Батюшка, да почему же у меня никак
не получается купить дом в Печорах?
– Потому что ваше место не здесь, а в
Оптиной пустыни.
Прости, Господи, мое невежество, но ни
о какой Оптиной пустыни я в ту пору и не
слыхивала, усвоив из слов старца единственное: меня хотят изгнать из моих любимых
Печор. Пришла я с этой обидой к моему духовному отцу архимандриту Адриану, но и
тот благословил съездить в Оптину пустынь.
Съездила. Не понравилось. Руины храмов и
горы мусора вокруг. Монастырь еще только
начинали восстанавливать. И мерзость запустения на святом месте поражала настолько, что я тут же отправилась к архимандриту Кириллу (Павлову) с жалобой на старцев,
выселяющих меня непонятно куда.
Помню, как улыбался отец Кирилл, слушая мои причитания, а потом сказал, благословляя на переезд:
– Благодатная Оптина, святая земля.
Как же благодарна я теперь Господу, по-
селившему меня на этой святой земле, но
какой же трудной была дорога сюда!
– Мы у Господа тяжелые хирургические
больные, – говорила мне позже одна монахиня. – У каждого своя гордынька и своя корона на голове. А Господь жалеет нас, неразумных, и лечит уже хирургическим путем.
Словом, переезду в Оптину предшествовала та «хирургия», когда отсекалось все,
чем тщеславилась, бывало, душа. Сбережения съела инфляция. А то, что казалось прежде значительным: литературный успех, публикации, жизнь в кругу знаменитостей – все
стало ненужным и уже немилым, когда тяжело заболел сын и умирала, казалось, мама…
В квартире стоял тяжелый запах лекарств,
под окном ревело моторами московское шоссе, и в сизом тумане выхлопных газов было
порою нечем дышать. Как же мы мечтали тогда о деревне и о глотке, хотя бы глотке, свежего воздуха! Но пока я привередничала, не
желая переезжать в Оптину, цены на здешние
дома, стоившие прежде дешевле дров, возросли настолько, что были уже не по карману.
Вот так и свершилось то, о чем заранее
предупреждал батюшка Иоанн (Крестьянкин):
над головою черное небо в тучах и такая отчаянная беспросветность, что я уже даже не
взмолилась, а возопила к святителю Спиридону Тримифунтскому, умоляя помочь. Помощь
пришла незамедлительно, и я лишь твердила
про себя: так не бывает.
Но так было. И вскоре мы уже купили дом возле Оптиной пустыни, где и стали
оживать, возвращаясь к жизни, мои родные.
Помню, как сын, пролежавший в больнице
четыре месяца, сначала неуверенно вышел
в сад, а потом убежал купаться на реку, и
вот уже мы, как в прежние времена, плаваем с ним наперегонки. И мама - снова прежняя мама. Вот она несет с огорода редиску
и радуется, что взошла морковь.
Особо любимых угодников Божиих много.
Но святитель Спиридон Тримифунтский был в
моей жизни первым святым, через которого
открылась та бездна милости Божией, когда на
опыте узнаешь – Господь не дает испытания
свыше сил, но все ко благу и все промыслительно. И я так полюбила святителя Спиридона, что ежедневно читала ему тропарь:
«Собора Перваго показался еси поборник и чудотворец, богоносне Спиридоне, отче
наш. Темже мертву ты во гробе возгласив, и
змию во злато претворил еси, и внегда пети
тебе святые молитвы, Ангелы, сослужащие
тебе, имел еси, священнейший. Слава Давшему тебе крепость, слава Венчавшему тя,
слава Действующему тобою всем исцеления».
Помню, как в Оптину пустынь приехала
на все лето семья Воропаевых с детьми, а
снять жилье не получалось никак.
Пришли они ко мне грустные и говорят,
что никто не берет с детьми на квартиру и
придется им отсюда уезжать.
– Давайте, – предлагаю, – читать тропарь святителю Спиридону Тримифунтскому.
Начала читать, а дети смотрят на меня
с недоумением, не понимая слов тропаря.
Вот и пришлось рассказывать им о святителе Спиридоне, ибо тропарь – это краткое его житие. Тут за каждой строкой своя
история, и особенно детям понравилось про
то, как «змию во злато претворил еси». Было
это во времена страшного голода. Пришел
к святителю Спиридону бедняк и заплакал,
рассказывая, как просил у богача взаймы
хлеба для своей голодающей семьи, а тот
отказался дать что-либо без денег.
Через сад в это время проползала змея,
и святитель тронул ее посохом, превратив
незаметно для бедняка в слиток золота. Отдал он золото голодающему, велев выкупить
его у богача обратно, когда будет хороший
урожай. Потом голод миновал, и был такой
обильный урожай, что земледелец с лихвой
расплатился с богачом за взятый взаймы
хлеб и, выкупив золото, вернул его святителю Спиридону. Святой отнес золото в сад,
и слиток по его молитве превратился обратно в змею, тут же ускользнувшую из сада.
Все это происходило на глазах изумленного
земледельца, дабы уверился и возблагодарил Господа, неизменно пекущегося о нас…
Святителя Спиридона Тримифунтского всегда почитали на Руси, как покровителя бедных,
бездомных, страдающих. В честь него возводили храмы и называли улицы, взять хотя бы
знаменитую Спиридоновку в Москве. А в те
трудные годы, когда восстанавливали разоренную Оптину пустынь и все вокруг лежало в
руинах, в монастыре ежедневно читали акафист святителю Спиридону Тримифунтскому…
Рассказала я детям, как дивно помогает святитель Спиридон, и мы уже с большим
воодушевлением прочитали тропарь и акафист ему. Только кончили читать, как окликает меня с улицы соседка:
– Хочу сдать на лето садовый домик какойнибудь семье. Нет ли у тебя таких знакомых?
– Есть! Есть! – закричали тут разом все
Воропаевы.
С тех пор каждое лето они жили в этом
«своем» домике.
* * *
Ровно год я читала ежедневно тропарь
святителю Спиридону Тримифунтскому. Ничего не просила, но лишь благодарила от всей
души. А через год пришла телеграмма с известием, что мне надо срочно выехать в Москву для получения двухкомнатной квартиры.
Приезжаю, а инспекторша по жилью смотрит на меня огнедышащим взором и говорит, задыхаясь от ярости:
– Всех блатных наизусть знаю, но такого блата, как у вас, еще не видела!
Ничего не понимаю. Какой блат? Откуда?
Постепенно выяснилось: никто не собирался
мне ничего давать. Напротив, начальство распорядилось дать эту квартиру каким-то нужным людям. Дело было уже решенным, как
вдруг квартиру по очереди предоставили мне.
Разгорелся скандал: почему «упустили»? И
теперь инспекторша жаловалась мне:
– Нет, я же еще и виновата. Да я, как
лев, против вас боролась! Я себе голову сломала, вычисляя ваши связи. Всех вроде знаю,
а тут – не пойму. Ну, хорошо, квартира ваша,
но откройте секрет – кто за вами стоит?
– Святитель Спиридон, – отвечаю.
– Кто-кто? – не поняла инспекторша.
Но я уже не стала ничего уточнять. Впрочем, той квартирой мы владели недолго. Моя
старенькая мама слабела с годами, а до монастыря было далековато ходить. Вот и обменяли мы престижную квартиру в центре
на куда более дешевую квартиру в зеленом
«спальном» районе, чтобы купить новый дом
возле монастыря.
Место здесь дивное, и всегда красиво. На
Рождество искрится под звездами снег, а весной все бело от цветущих яблонь. Воздух гудит от благовеста колоколов, а мы всей семьей идем в храм. Мама часто крестится на
купола Оптиной, а сын, опережая нас, уходит вперед. Сколько живу здесь, а все удивляюсь: да за что ж мне такая милость? И
все чаще вспоминается старенький батюшка
Иоанн (Крестьянкин), вразумляющий нас, неразумных: «Промысл Божий управляет миром
и судьбами каждого из нас». Все так. Но поверила я этому уже только в Оптиной.
Нина Павлова,
Газета «Эском – вера»
От редакции: Нина Павлова – известная
православная писательница. Получила широкую известность как автор вышедшей в 2002
г. книги «Пасха Красная» о трех убиенных
Оптинских монахах – иеромонахе Василии и
иноках Ферапонте и Трофиме.
В конце октября 2015 г. Нина Павлова
преставилась ко Господу. На 4 декабря, праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, пришелся сороковой день после ее смерти. И
в этом виден особый Промысл Божий, устроивший ее переселение в Свято-Введенскую Оптину пустынь для того, чтобы она, когда
придет время, написала замечательную книгу об Оптинских подвижниках.
Призываем наших благочестивых читателей помянуть новопреставленную рабу Божию Нину в своих молитвах.
|