10 декабря Православная Церковь празднует день Абалакской иконы Божией Матери. Этот образ
известен далеко за пределами тех мест, где был написан и прославился удивительными чудесами.
Икону хорошо знают и на Урале, и в Центральной России, в северном Казахстане и даже в Австралии.
Подлинный чудотворный образ исчез, но в многочисленных источниках сохранилось множество
сведений об этой святыне.
Иконография Абалакского образа имеет
много общего с новгородской иконой «Знамение», созданной в первой половине XII в.
Дело в том, что Абалакскую икону написал
протодьякон Матвей Мартынов, прибывший
в Сибирь в свите архиепископа Киприана в
качестве иконописца. А был он представителем новгородской школы иконописи. На полях
иконы можно увидеть изображения предстоящих святителя Николая и преподобной Марии Египетской. Святитель Николай – верный заступник перед Богом за человеческий
род, покровитель путешествующих, земледельцев, коневодов, казаков-первопроходцев
и крестьян, за одно столетие превративших
Сибирь в развитый земледельческий край.
Преподобная Мария Египетская – образ покаяния и нравственного возрождения.
Сходство с новгородским первообразом
очевидно, однако в путеводителе по Тобольскому кафедральному Софийско-Успенскому
Собору от 1899 г. указывается, что в диаконнике бывшего Петропавловского придела Летнего собора у восточной стены находился помещенный в большой резной деревянный киот образ Знамение Божией Матери, где Богородица изображена «стоящею на
луне, а по бокам на раме: свят. Николай и
преп. Мария Египетская, вверху Бог Отец».
В путеводителе также есть сноска с пояснением автора (прот. Н.Скосырева, ключаря собора): «В настоящем образе Богоматери знатоки древности видят прототип чудотворнаго образа Божией Матери, именуемаго
Абалакским, писанного протодиаконом Кафедрального собора Матвеем», хотя дата написания, даже предположительная, не указана.
Абалакская икона из с.Боровое
Известный список чудотворной Абалакской иконы находился в с.Боровом Ишимского уезда Тобольской губернии. Боровский
храм, построенный в 1824-1837 годах, своим
появлением обязан именно Абалакской иконе.
Связанная с этим история произошла в
1720 г. Жена крестьянина Семена Куртукова в с.Боровое сошла с ума. В скором времени ее отвезли в с.Абалак к чудотворной
иконе, где она снова обрела рассудок. В благодарность жительница с.Борового решила
заказать список с чудотворной иконы. Этот
список был поставлен в сельской часовне и
стал выноситься из с.Борового в г.Ишим и
его округу ежегодно в период с 21 мая по
8 июля. В начале 1860-х годов 21 мая икону приносили Крестным ходом из Борового
в Ишим и возвращали 8 июля, в престольный праздник боровского храма (в тот же
день, в который Абалакский первообраз вносили в Тобольск). Икона делала остановки в
деревянном храме Знамения Пресвятой Богородицы в пригородной деревне Игнатьева,
построенном в 1865 году.
Красочное описание Крестного хода с
Абалакско-Боровской иконой 1885 г. мы находим у американского журналиста Джорджа
Кеннана, описывающего свое путешествие из
Ишима в сторону Омска: «Милях в четырех от
города мы увидели большую группу мужчин и
женщин, идущих нам навстречу тесной, шумной толпой; они несли большие «трехрукие»
кресты, белые и цветные хоругви и огромные
стеклянные фонари на длинных черных шестах. (…) Люди теснились больше к середине
грязной дороги, стараясь пробраться поближе к огромной картине в золоченом обрамлении, которая была укреплена на длинном
и толстом деревянном шесте. Нижний конец
шеста был установлен в середине квадратной рамы, которую несли шестеро крестьян
с обнаженными головами, держась за ручки, приделанные ко всем четырем ее углам.
(…) Перед образом шествовал длинноволосый священник с обнаженной головой, держа
в руках книгу, а по обе стороны от него шли
четверо или пятеро дьяконов и прислужников, неся расшитые шелковые хоругви, большие золоченые кресты и оригинальные церковные фонари, похожие на переносные уличные, с горевшими внутри свечами. (…) Толпа насчитывала, я думаю, человек четыреста или пятьсот, из которых более половины
составляли женщины, и по мере приближения к городу она то и дело пополнялась за
счет групп пешеходов, которых мы встретили ранее и оставили позади».
В Боровском храме теперь можно увидеть
копию Абалакской иконы, написанную в 1990-х годах инокиней Ефросинией с фотографии
иконы Знамения из Кабраматте (город в Австралии, где хранится один из списков иконы).
П.П.Ершов и Абалакская икона
История Абалакской иконы связана с личностью П.П.Ершова. Известно, что Петр Павлович занимался разносторонней деятельностью: учитель, инспектор, директор училищ
Тобольской губернии, организатор женского
образования, поэт, переводчик и др.
Почти незамеченной осталась журналистская деятельность П.П.Ершова: известно, что
он был одним из основателей первой в Сибири газеты «Тобольские губернские ведомости», также он являлся редактором неофициальной части, начиная с седьмого номера «Тобольских губернских ведомостей». И хотя эта
деятельность Ершова почти не рассмотрена в
современных исследованиях, на страницах издания он печатался как «житель Тобольска»,
«любитель», «тобольский житель». Его статьи
связаны с темой религиозной жизни города,
описанием Крестных ходов, молебнов, заметок в рубрике «Местные известия» («О дне
принесения из Абалака чудотворной иконы
Знамения Божией Матери», «О возвращении
иконы Абалакской Божией Матери»).
Показательна статья о богомольцах, сопровождавших икону из Тобольска в Абалак: «Святая гостья оставила нас: образ чудотворной иконы Абалакской Божией Матери унесен из Тобольска 24 июля. (…) Богомольцы и богомолки, одетые большей частию по-дорожному, снова спешили на гору,
за заставу, в Церковь архиерейской рощи.
Так как самая церковь очень невелика, то
приходящие, поклоняясь Св. Образу, почти
тотчас выходили из нее и, оставаясь ожидать окончания обедни в роще и даже за
оградой, составляли пеструю, разнообразную ленту вокруг церкви, которой придавала еще более живописности зеленая кайма
вековых деревьев рощи. (…) Поразительна
картина самого хода для человека, увидевшего оный в первый раз. Сначала движется целый лес церковных хоругвей, собранный со всех церквей города Тобольска, потом в особенно устроенном киоте, окруженный духовенством и клиром певчих, несется Св. Образ, а густая, пестрая толпа богомольцев и разных экипажей, в полном
смысле, покрывает всю дорогу» («Тобольские губернские ведомости», №15 за 1857).
Статья «Торжественное приношение в
Тобольск иконы Абалакской Божией Матери», которая сопровождалась предисловием
предположительно Ершова: «Хотя описание
о принесении в Тобольск чудотворной иконы и было напечатано в 12 нумере Ведомостей, но редакция не может отказать себе,
чтобы не поместить в столбцах своих Ведомостей и статью г. Абрамова, исполненную
чувства, которое, конечно, испытал каждый
из сопровождавших когда-либо высокочтимую икону» («Тобольские губернские ведомости», №14 за 1857).
Крестный ход в Тобольске
Одно из особо торжественных шествий
с иконой описано в «Тобольских губернских
ведомостях»: 8 июля Тобольск праздновал
День принесения из Абалака чудотворной
иконы Знамение Божией Матери. Богомольцы толпами спешили к заставе и даже за
город. Преосвященный Феогност, епископ
Тобольский и Сибирский, в сопровождении
местного духовенства в присутствии начальника губернии и местных чиновников благоговейно встретил чудотворный образ, сопровождаемый множеством народа, шедшего из
Ивановска и присоединившегося в дороге.
Для читателей указан порядок шествия
с иконой: 5 июля после обедни, духовенство
в сопровождении богомольцев отправляется
в Абалак, куда приходит к вечеру. 6 числа после обедни икона поднимается и торжественно переносится в с.Преображенское
(в 4-х верстах от Абалака), где служат всенощную, 7 июля после обедни икону несут в
Ивановский монастырь, лежащий в 9 верстах
от Тобольска. Наконец, икону торжественно
несут в Тобольск. Количество богомольцев
в это время достигает до 10 тысяч человек.
В «Тобольских епархиальных ведомостях»
1882-83 гг. подробно описаны события, связанные с иконой. 8 июля 1882 г. принесение иконы совершилось при обстоятельствах,
повторяющих ситуацию 1670 г.: непрерывные дожди, угрожающие бедствиями городу
и потерями урожая селу. Порывистый ветер,
ослизлая от дождя суглинистая почва, тем
не менее икона была доставлена в Тобольск
при многотысячном стечении народа. Религиозное чувство народа видело в данном обстоятельстве милость к людям, призывающую
всех к исправлению своей жизни. В 1883 г.
в день встречи иконы с торжественной процессией у Ильинской церкви народ покрывает всю площадь от въезда в Абалак до монастыря, большую часть монастырской ограды и северо-западную часть территории, где
помещались временные палатки для продажи
продуктов питания и предметов первой необходимости. (В этот день в Абалаке проходил торжок, где крестьяне запасались утварью. Что интересно, в торговле участвовали
и русские, и татары, причем последние, не
отказываясь от участия в молитве, ставили
наравне с русскими свечи у иконы, сопровождали ее на пути в Тобольск.)
Юбилейные торжества в Абалакском монастыре
27 ноября 1883 г. сибиряки праздновали юбилей Абалакского Знаменского монастыря. Поводом к торжеству стали два события: 200-летие закладки первой каменной
Знаменской церкви в Абалакском селении и
100-летие основания третьеклассного монастыря. До 1783 в Абалакском погосте был
обычный приходской храм.
За два дня до праздника в Абалак направляется Преосвященнейший Василий, епископ Тобольский и Сибирский, принять участие в молебне о всех тех, кто в течение
100 лет находился в числе братии монастыря. На следующий день на богослужениях
возглашаются имена: царя Федора Алексеевича, по повелению и на средства которого были возведены первые постройки монастыря, Знаменский теплый храм; Императрицы Екатерины II, при царствовании которой
был переведен в Абалак монастырь из Невьянской слободы Пермской губернии; императоров Павла I, Александра I и Николая I,
даровавших немало угодий монастырям, в
т.ч. Абалакскому, царя Александра II, как
благодетеля духовенства. Далее – за всех
архипастырей тобольских.
В описании праздничного богослужения
(всенощного) указано, что в Зимнем храме
людям раздавались листки с изображением иконы, сделанным по гравюре московским художником. Таких листков было роздано до двух тысяч.
В день самого праздника, 27 ноября, епископ Василий говорил о том, что, несмотря
на присутствие чудотворной иконы, на Сибирской земле мало святых подвижников,
но Богородица избрала Своим присутствием
именно эту обитель по Своей милости. Также заметил, что происходит оскудение благодатной помощи по причине массового отхода людей от веры, отчего происходят неурожаи, нашествие насекомых, болезни и т.д.
Паломничество в Абалакский монастырь
было одним из популярнейших для верующих
Туринской слободы (по свидетельству приходских священников). Паломничество в Абалак
совершалось воспитанниками семинарии перед экзаменами с благословения Преосвященнейшего Евсевия, епископа Тобольского
и Сибирского «по примеру прежних лет», а
также учащимися духовного училища.
Романовы и Абалакская икона
Так случилось, что эта самая почитаемая святыня Сибири оказалась связана и с
Царской семьей, сопровождая ее (вместе с
другими реликвиями) в последний год жизни.
Нам неизвестна судьба иконы, перед которой молилась семья Романовых в Тобольске
в Рождество Христово, но сам факт отражен
в дневниках последнего российского императора, описывающего пребывание в городе.
А ведь были другие списки Абалакской
иконы, подаренные Царской семье.
В частности, в 1913 г. в связи с 300-летием Дома Романовых депутация Тобольской
губернии преподнесла список этой иконы последнему императору. На заседании комиссии под председательством ректора семинарии В.А.Гагинского было решено заказать
икону размером 12Х10 вершков в серебряной ризе, с золотыми венцами на изображениях Богоматери и Спасителя со вставками
из сибирских камней. Для исполнения заказа
была выбрана солидная московская фирма
«П.И.Оловянишникова сыновья». Заказ был
выполнен телеграфом, его сумма составила
1000 рублей. Протоирея Дмитрия Смирнова
выбрали представителем жителей Тобольской епархии для вручения иконы государю.
Протоиерей Дмитрий Смирнов писал, что
находит икону весьма ценной, что икона выполнена греческим письмом, поля и фон иконы покрыты вызолоченной ризой матового
цвета, венцы на Спасителе и Божией Матери
золотые, сверху венца у Богоматери – корона мелкой ажурной работы, и в остриях этой
короны – пять вставок из различных сибирских камней, такие же вставки меньшего размера – на венцах. Задняя часть иконы обтянута темной парчой «под старину», и к иконе прикреплена вызолоченная дощечка «Его
Императорскому Величеству Боговенчанному Самодержцу Всероссийскому Николаю в
День трехсотлетия Царствования Дома Романовых в благословение от Тобольской церкви». В записках говорится, что икона имела
вид старинный и короной напоминала одну
из древних абалакских икон, имевшихся в
ризнице кафедрального собора.
В изданных в 1913 г. записках «Моя поездка на Романовския торжества» протоиерей Дмитрий Смирнов указал, что император Николай Александрович, будучи еще
наследником престола, проезжал по Сибири, возвращаясь из кругосветного плавания,
посетил Тобольск 10 июля 1891 г. и молился в тот день в соборе перед чудотворным
Абалакским образом.
По тем же запискам известно, что 12
октября 1912 г. перед этой иконой, доставленной в собор из монастыря, совершалось
всенародное моление о выздоровлении тяжело болевшего наследника Цесаревича Алексея Николаевича.
Когда летом 1917 г. император Николай
с семьей приехали в Тобольск, для него был
сделан список с иконы, который сопровождал
их вплоть до самой гибели в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге.
Неизвестно, кем для Романовых был сделан этот список чудотворной иконы, но рядом с ним Царская семья встретила роковой для нее 1918-й год. Примечательна запись в дневнике Николая Александровича в
день Рождества Христова: «После литургии
был отслужен молебен пред Абалакской иконой Божией Матери, привезенной накануне
из монастыря».
Известно, что среди образов, перед которыми молились в изгнании узники, было целых три списка Абалакской иконы, а в одном
из писем императрицы Александры Федоровны упомянуто: «25 декабря в 7 часов пошли
к обедне. Принесена была чудотворная икона Божией Матери из Абалакского монастыря, за 26 верст от Тобольска. Служили перед
ней молебен. Так, нашу церковь «Знамение»
(в Царском селе) и Вас, родная, вспоминала».
Семья не только молилась, но и украшала икону. Читаем в письме императрицы
к Анне Вырубовой: «…вышиваем много для
церкви, только что кончили белый венок из
роз с зелеными листьями и серебряным крестом, чтобы под образ Божией Матери Абалакской повесить…»
На архивном снимке, представленном
в экспозиции Храма-на-Крови в Екатеринбурге, где запечатлены иконы, принадлежавшие Царской семье, видно, что одна из
икон – Абалакская.
Романовых не стало, но икона осталась
жить. В разгар Гражданской войны в Омске архиепископ Сильвестр (возглавлявший
Временное Церковное управление в правительстве А.В.Колчака) благословил иконой
приют «Очаг», созданный для детей-сирот
и беженцев Софией Эмильевной Дитерихс
(супругой генерал-лейтенанта Михаила Константиновича Дитерихса, бывшего в то время Главнокомандующим Восточным фронтом Белой армии).
Принято считать, что сама чудотворная
икона покинула Россию в 1919 году. В фондах Тюменского музейного комплекса им.
И.Я.Словцова есть только фотоснимок иконы (предположительно оригинала), сделанный
Василием Туленковым в конце XIX в. Однако в трудах А.В.Чернышова, составленных на
основе архивных материалов, указывается,
что чудотворную икону продолжали носить
Крестным ходом в Тобольск до 1924 года
включительно, а в 1925 Абалакский монастырь со святыней был захвачен обновленцами. 21 июля 1925 г. икону шествием из
Абалака несли обновленцы. В 1929 г. также состоялось «принесение иконы». Дальнейшая судьба ее неизвестна.
Алена Левченко,
аспирант Тюменского
государственного института
культуры, г.Тюмень
|