Период с 28 ноября по 7 января – особое время, время Рождественского поста. В пост нужно
пристальное внимание уделить воздержанию от греховных мыслей, пожеланий, слов и поступков,
совершению добрых дел милосердия по отношению к ближним, молитве (и дома, и в храме). Кроме
того, необходимо воздерживаться от употребления определенного вида пищи: мясных продуктов, молока
и молочных продуктов, яиц, а также от спиртного. По средам и пятницам не вкушают рыбу.
Как проводить время постов
Святые пребывали в непрестанных подвигах поста и молитвы, постоянно стояли
в духовной страже за собой. Но нас, своих немощных членов, Церковь только временно ставит на эту стражу.
Как воин, когда он находится на посту,
не ест и не пьет, бдительно наблюдая за
своим постом, так и мы в дни постов, назначенных Церковью, должны отказываться от излишеств в пище, питии и вообще
удовольствиях плоти, бдительно наблюдая
за собой, охраняя и очищая себя от греха.
Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов: «Все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен
[то есть еды, пищи], не как от скверных (да
не будет сего), а как от неприличных посту
и запрещенных Церковию. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть:
мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а
иногда и рыба, смотря по различию святых постов».
Истинный пост не цель, а средство смирить свою плоть и очиститься от грехов.
Пост телесный без поста духовного ничего
не приносит для спасения души. Без молитвы и покаяния, без воздержания от страстей и пороков, искоренения злых дел, прощения обид, воздержания от супружеской
жизни, исключения увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора, пост становится всего лишь диетой.
«При телесном посте, – пишет святитель Василий Великий, – чрево постится от
пищи и пития; при душевном посте душа
воздерживается от злых помыслов, дел и
слов. Настоящий постник воздерживается от
гнева, ярости, злобы и мщения. Настоящий
постник воздерживает язык от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы,
осуждения, лести, лжи и всякого злоречия.
Словом, настоящий постник тот, кто удаляется от всякого зла...»
«Закон постничества такой, – пишет святитель Феофан Затворник, – в Боге умом и
сердцем пребывать с отрешением от всего,
всякое себе угодие отсекая, не в телесном
только, но и в духовном, творя все во славу Божию и благо ближних, неся охотно и
с любовию труды и лишения постнические,
в пище, сне, отдыхах, в утешениях взаимнообщения».
Как поститься детям,
больным и престарелым
людям
Пост – это не смирительная рубашка.
Пожилые, больные люди, дети (до 14 лет),
а также беременные женщины освобождаются от строгого поста. Однако о мерах послабления следует посоветоваться со священником.
Правила пощения с древних времен имеют обязательную силу преимущественно на
здоровых членов Церкви. Дети, больные и
престарелые, которые не могут хранить совершенного поста по Уставу, не лишаются
материнского благосердия Церкви, действующей в любвеобильном духе своего Владыки и Господа.
«Относительно поста, когда нет здоровья, – пишет святитель Феофан Затворник, –
терпение болезни и благодушие во время
нее заменяют пост. Поэтому извольте употреблять пищу, какая требуется по свойству
лечения, хотя она и не постная».
Ослабление поста Отцы Церкви советуют восполнить внутренними чувствами сокрушения и возжелания Господа.
Как прежде постились в православной России
Постом
Се - время плача, сокрушенья,
Трудов молитвенных, поста.
О други! Вспомните терпенье
За миp распятого Христа!
Восстанем же на подвиг бранный
Против грехов и сатаны,
Как род, Спасителем избранный,
Как Света горняго сыны.
Своей Божественною Кровью
Он нас от ада свободил,
А беспредельною любовью
Творцу миров усыновил.
Постом, молитвой, силой крестной
Себя мы в битве оградим,
И чашу жизни, Хлеб Небесный,
Приняв с любовию нелестной,
В духовной битве победим.
А.Жемчужников
|
Рецепты многих постных блюд пришли
к нам со времен Крещения Руси. Некоторые из блюд даже имеют византийское, греческое происхождение.
В Древней Руси не
было кулинарных книг,
рецепты передавались
от матери к дочери, из
дома в дом, из поколения в поколение.
Изменений в рецептах и технологии
приготовления почти
не было, и в постные дни шестнадцатого века или даже конца девятнадцатого века
ели почти те же блюда, что приготовлялись
со времен святого равноапостольного князя
Владимира.
Добавлялись лишь
новые овощи: до конца семнадцатого столетия на Руси не знали других овощей, кроме капусты, чеснока, лука, огурцов, редьки, свеклы. Кушанья
были просты и не разнообразны, хотя русские столы отличались и огромным количеством блюд. Но эти блюда походили почти во всем друг на друга, отличаясь лишь
малым – какой зеленью посыпали, каким
маслом заправляли.
Очень были распространены щи, уха,
рассольное.
К горячим щам подавали пироги с начинками из каш.
Пироги делали пряженые, то есть жаренные в масле, и подовые, печеные.
В постные не рыбные дни пироги пеклись с рыжиками, с маком, горохом, соком, репою, грибами, капустою, с изюмом,
разными ягодами.
В постные рыбные дни пеклись пироги со всевозможнейшими родами рыб, особенно с сигами, снетками, лодогой, с одними рыбными молоками или с визигой, на
масле конопляном, маковом или ореховом;
мелко искрошенная рыба перемешивалась
с кашей или рисом (который тогда называли сарацинским пшеном).
Делали в пост и оладьи, блины, хворосты, кисели.
Оладьи делались из крупитчатой муки,
с ореховым маслом и подавались с патокой, сахаром или медом. Оладьи огромного размера назывались приказными оладьями, потому что их приносили приказным людям на поминки.
Блины делались красные и белые: первые из гречневой, вторые – из пшеничной муки.
Блины не составляли принадлежности
масленицы, как теперь; символом масленицы были пироги с сыром и хворосты – вытянутое тесто с маслом.
Кашу ели овсяную или гречневую, пшенная каша была редко.
Икра осетра и белорыбицы была роскошью; но паюсная, мешочная, армянская и
мятая, низшего сорта, была доступна самым бедным.
Икру заправляли уксусом, перцем и искрошенным луком.
В те постные дни, когда рыбу не употребляли, ели кислую и отварную свежую
капусту, свеклу с постным маслом и уксусом, пироги с горохом, с овощной начинкой, гречневую и овсяную кашу с постным
маслом, луковники, овсяный кисель, левашники, оладьи с медом, караваи с грибами и
с пшеном, грибы вареные и жареные, разные блюда из гороха: горох битый, горох
тертый, горох цеженный, сыр гороховый, то
есть твердосбитый мятый горох с постным
маслом, лапшу из гороховой муки, творог
из макового молока, хрен, редьку.
Ко всем блюдам любили примешивать
пряные приправы, а в особенности лук, чеснок и шафран.
В постные дни в великосветских домах
Москвы или Санкт-Петербурга подавали ту
же отварную капусту, политую постным маслом; ели кислые грибные щи, как в любом
из городов и домов Российской империи.
Во время постов во всех ресторациях,
трактирах, даже самых лучших заведениях
на Невском проспекте выбор блюд ничем
не отличался от тех, что ели в монастырях. В одном из лучших трактиров Петербурга, «Строгановском», во время Великого поста не было, конечно, не только мяса,
но даже и рыбы, а посетителям предлагали
грибы, гретые с луком, капусту шатковую с
грибами, грибы в тесте, галушки грибные,
грибы холодные под хреном, грузди с маслом, гретые с соком. Кроме грибов в обеденную карту входили горохи мятые, битые,
цеженные, кисели ягодные, овсяные, гороховые, с патокой, сытой и миндальным молоком. Чай в эти дни пили с изюмом и медом, варили сбитень.
Конечно, не все эти блюда можно приготовить в наше время. Но некоторые легко можно приготовить и на нашей кухне из
доступных продуктов.
По книге «Как приучить себя к посту»
|