Путь человека к Богу и обретение веры – удивительная тайна. Момент первой встречи с Богом
накладывает неизгладимый след на всю дальнейшую духовную жизнь. Наш личный опыт обретения веры
нередко заставляет нас считать, что и другие люди могут прийти к вере только тем путем, каким пришли
мы. Однако, это не так. О других путях мы можем даже не подозревать, а их – великое множество.
Люди приходят к Богу разными путями.
Иногда встреча с Богом бывает внезапной и
неожиданной, иногда – подготовленной долгим путем исканий, сомнений, разочарований. В одних случаях Бог «настигает» человека, заставая его врасплох, в других – человек обретает Бога, сам обращается к Нему.
Это обращение может произойти рано
или поздно, в детстве и юности, в зрелости и старости. И нет двух людей, которые
пришли бы к Богу одинаковой дорогой. И
нет такой проторенной дороги, по которой
один мог бы идти вместо другого.
Каждый здесь является первопроходцем,
каждый должен пройти весь путь сам и обрести своего личного Бога, Которому мы говорим: «Боже, Ты – Бог мой!» (Пс. 62, 2).
Бог один и тот же для всех людей, но Он
должен быть открыт мною и стать моим.
Один из примеров внезапного обращения человека – апостол Павел. До своего
апостольства он был правоверным иудеем и
ненавидел христианство как вредную и опасную секту: «дыша угрозами и убийством»,
он шел в Дамаск, намереваясь причинить
много зла Церкви. И когда он уже приближался к городу, «внезапно осиял его свет
с неба; он упал на землю и услышал голос,
говорящий ему: Савл, Савл, что ты гонишь
Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь
же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь»
(Деян. 9, 1-5).
Ослепленный Божественным светом,
Савл потерял зрение – три дня он не видел,
не ел и не пил. А потом принял Крещение,
прозрел и стал апостолом Христа – тем, кому
суждено было «более всех» потрудиться в
проповеди Евангелия (1 Кор. 15, 10). И тотчас после своего Крещения он пошел проповедовать того Христа, Который открылся
лично ему, Который стал его Богом.
А вот пример нашего современника – митрополита Сурожского Антония. В детстве он
был неверующим, и то, что слышал о Христе, не вызывало у него никаких симпатий к
христианству. Однажды, возмущенный проповедью одного священника, он решил проверить – неужели христианство в самом деле
так непривлекательно, как он понял из слов
проповедника.
Юноша взял Новый Завет, выбрал из четырех Евангелий самое короткое, чтобы не
тратить много времени, и принялся читать.
«Пока я читал Евангелие от Марка, – рассказывает он сам, – между первой главой
и началом третьей вдруг я ощутил, что по
ту сторону стола, пред которым я сижу, Кто-то стоит невидимо, но абсолютно ощутимо.
Подняв глаза, я ничего не увидел, ничего
не слыхал, никаких чувственных ощущений
у меня не было, но была абсолютная уверенность, что стоит по ту сторону стола Иисус Христос…
С этого начался для меня целый переворот… Я почувствовал, что никакой иной
задачи не может быть в жизни, кроме как
поделиться с другими той преображающей
жизнь радостью, которая открылась мне в
познании Бога и Христа. И тогда, еще подростком, вовремя и не вовремя, на школьной скамье, в метро, в детских лагерях я
стал говорить о Христе, каким Он мне открылся: как жизнь, как радость, как смысл,
как нечто настолько новое, что оно обновляло все… Я мог бы сказать вместе с апостолом Павлом: «горе мне, если не благовествую» (1 Кор. 9, 16). Горе, потому что
не делиться этим чудом было бы преступлением перед Богом, это чудо свершившим, и
перед людьми, которые по всей земле сейчас жаждут живого слова о Боге, о человеке, о жизни…»
Менее внезапным, но не менее неожиданным было обращение к религии французского яхтсмена Бернара Муатесье. Будучи
участником кругосветных одиночных гонок,
победителя которых ждала огромная денежная премия и всемирная слава, он уверенно двигался к финишу и имел все шансы
рассчитывать на победу – ему уже готовили
торжественную встречу в Англии. Неожиданно для всех он изменил маршрут и направил яхту к берегам Полинезии…
Только через несколько месяцев удалось узнать, почему он выбыл из игры. Находясь долгое время наедине с океаном и
небом, он все глубже задумывался о смысле жизни, и все менее привлекательной казалась ему та цель, которой предстояло достичь – деньги, успех, слава. В океане он
ощутил дыхание вечности, почувствовал присутствие Бога и уже не хотел возвращаться
к обычной мирской суете.
Конечно, обращение к Богу совсем не
всегда бывает внезапным и неожиданным:
чаще человек долго ищет, прежде чем обретает. Блаженный Августин должен был пройти через многие заблуждения и испытания,
перечитать множество философских и богословских книг, прежде чем в тридцать три
года понял, что не может жить без Бога.
В наше время некоторые начинают искать абстрактную и отвлеченную «истину» через книги, а приходят к откровению
Бога-Личности. Иногда к христианству приходят окольным путем – через восточные
религии и культы, буддизм, йогу.
Иные приходят к Богу, пережив катастрофу: потерю близкого, скорбь, болезнь, крушение надежд. В несчастье человек ощущает свою нищету, понимает, что он все потерял и не имеет ничего, кроме Бога. Тогда
он может воззвать к Богу de profundis – из
глубины (Пс. 129, 1), из бездны горя и безнадежности.
Обращение к Богу может произойти благодаря встрече с истинным верующим – священником, благочестивым мирянином. Христос сказал: «Так да светит свет ваш пред
людьми, чтобы они видели ваши добрые дела
и прославляли Отца Небесного» (Мф. 5, 16).
Если бы христиане сияли Божественным
светом, если бы в их глазах отражалась божественная любовь, это было бы лучшим
свидетельством о Боге и доказательством
Его бытия. Один юноша решил посвятить
жизнь Богу после того, как увидел священника, который на его глазах преобразился,
подобно Христу на Фаворе, и просиял небесным светом…
Есть и самый, как кажется, естественный путь к
Богу: ребенок рождается в
религиозной семье и вырастает верующим. И тем не
менее, вера, хотя и может
быть получена от предков,
должна быть осмыслена или
выстрадана самим человеком, должна стать частью
его собственного опыта.
Известны случаи, когда
из религиозных или даже
священнических семей выходили атеисты: достаточно вспомнить Чернышевского и Добролюбова, которые
оба происходили из духовного сословия, но порвали с
религиозностью своих предков… Верующими не рождаются. Вера дается, но дается усилиями и подвигом того,
кто взыскал ее.
По книге митрополита
Илариона (Алфеева)
«Таинство веры»
|