Семья…такое простое, доступное и привычное понятие. Почему же
в настоящее время мы все чаще слышим о крахе семейных ценностей,
о гибели и развале института семьи, о несчастных и горьких судьбах
людей. Кто виноват в том, что семейные ценности разрушаются? И
где можно найти ответы на эти вопросы, и как можно спасти семью?
Издавна семья была основой государства,
мы часто слышим: «Крепкая семья – социально стабильное общество». А что нужно
сделать, чтобы семья была крепкой, чтобы
она была по-настоящему ценной? Ценности
ведь тоже бывают разные: материальные и
духовные, временные и вечные… Семья без
ценностей духовных немыслима. Начинается
семья с уважения и любви, ответственности
и благодарности, общих традиций и взаимопонимания. Это трудно? Наверное. Но ведь
результат стоит усилий.
Часто говорят, что все счастливые семьи
одинаковы. Давайте обратимся к семьям, изображенным в русской литературе. Довольно-таки часто русские писатели изображают
своих героев сквозь призму семейных отношений. Это своего рода путь духовного становления, взросления, обретения бесценного
опыта совместной жизни.
Семья Лариных… «Татьяна, русская душою….», бойкая Ольга. Воспитание в семье
традиционное: посещение храма, совместные
обеды, празднование именин, добрые сказки и
песни няни. Все эти бесхитростные традиции
дают свои достойные плоды. В доме Лариных
любят и уважают друг друга, ценят каждого.
Другое семейство – Фамусовых. От необразованности и чинопочитания отца трудно
ожидать хорошего результата. Софья мечтает о
любви и счастье, читает французские романы,
ищет в них свой идеал. Она легко обманывает,
не ценит дружбы, не щадит чувств Чацкого.
И корень бед очевиден – она не получила
традиционного для православия духовно-нравственного развития – будет страдать,
мучиться, искать причины своих несчастий.
Семья у Толстого подвергается исследованию в переломные моменты истории. Показав в романе наиболее полно три семьи,
писатель дает нам понять, что будущее за
такими семьями, как семьи Ростовых и Болконских, воплощающими в себе искренность
чувств и высокую духовность, наиболее яркие
представители которых проходят каждый свой
путь сближения с народом. И снова мы видим,
что мерилом духовности выступают доброта,
простота, искренность, любовь.
Православная семья – наследница нравственных и духовных обычаев и ценностей,
созданных дедами, прадедами и пращурами.
Семья, являясь наследницей и хранительницей духовно-нравственных традиций, более
всего воспитывает детей своим укладом
жизни, пониманием необходимости не только
хранить, но и развивать, поднимать на новый
духовный уровень то, что досталось нам от
предыдущих поколений.
Издревле традиционный семейный уклад
помогал ребенку познавать жизнь в разных
ее проявлениях и учил включаться в жизнь по
мере сил и способностей. Девочка перенимала
у матери стиль поведения в семье, училась
строить взаимоотношения с другими членами
семьи, подчиняясь безусловному авторитету
мужчины – главе семьи. Врожденный инстинкт
материнства развивался благодаря участию в
воспитании детей. С раннего детства девочка
заботилась о будущей семейной жизни, готовила приданое – пряла, ткала, вышивала. В
девушках ценились смирение, доброта, хозяйственность, трудолюбие, здоровье.
Мальчик также с детства осознавал ответственность за семью, включался в трудовую деятельность, входил в сложившуюся
систему взаимоотношений. Достоинствами
юноши считались ловкость, сила, трезвость,
трудолюбие, ум и смекалка – качества, необходимые для успешного труда.
Таким образом, дети осваивали в семье
трудовые обязанности, овладевали практическими умениями, осознавали свои функции
во взрослой жизни. Родительская семья
служила для них прообразом будущего жизненного устройства.
Почитание родителей, послушание им
воспринималось детьми как необходимое
условие благополучного взросления. Особенно большое влияние на детей имели отцы.
Отец детьми был особенно уважаем, в нем
видели источник всего полезного, хорошего.
Авторитет отца поддерживала мать…
Я верю, что именно укрепление семьи, ее
традиций поможет всем нам укрепить нравственное здоровье, сформировать духовно-нравственный потенциал будущего.
Имас Ангелина, 11 класс,
НОУ «Православная гимназия во имя
святителя Иоанна, митрополита
Тобольского», г. Тобольск
|