Два года назад, 14 декабря 2012 года, почил о Господе Николай
Федорович Жвавый – профессор, доктор медицинских наук, крупный
ученый и организатор медицинской науки, более двух десятков
лет возглавлявший Тюменский медицинский институт. И не все,
наверное, знают, что Николай Федорович бы человеком глубоко
верующим и оставил свой добрый след в духовно-нравственном
возрождении Тюменской земли.
Николай Федорович Жвавый родился 3
марта 1938 года. В 1961 г. окончил Омский
медицинский институт. В 1964 году защитил
кандидатскую диссертацию. В 1974 г. после
окончания докторантуры Первого Московского медицинского института защитил докторскую диссертацию.
В 1977-1998 гг. – ректор Тюменского медицинского института. За этот период институт
(академия) стал одним из ведущих медицинских
вузов страны.
С 1998 г. Н.Ф. Жвавый заведовал академической кафедрой нормальной анатомии,
считая главным своим предназначением быть
учителем и наставником. В свою очередь,
студенты и коллеги отвечали ему взаимностью.
За заслуги в организации медицинского
образования и науки Николай Федорович
Жвавый был награжден медалью «За освоение
недр Западной Сибири», орденом Дружбы народов, орденом Почета, медалью «За заслуги
перед отечественным здравоохранением».
Н.Ф. Жвавый являлся одним из попечителей благотворительного фонда «Духовность
и здоровье», созданного по благословению
Митрополита Тобольского и Тюменского
Димитрия и во многом способствовавшего
строительству храма в честь иконы Божией
Матери «Целительница» (2006) на территории
Второй Тюменской областной больницы. Николай Федорович мечтал о том, чтобы и на
территории медакадемии вырос храм во имя
великомученика и целителя Пантелеимона.
Благодаря усилиям его учеников и соратников, эта мечта ныне воплощается в жизнь:
строительство Свято-Пантелеимоновского
храма будет осуществляться на территории
медицинского городка в Патрушево.
«Я каждый день проживаю как последний, – говорил Николай Федорович. – И
возраст тут не причем. Просто очень многое
еще нужно успеть…»
Среди рукописного наследия Николая
Федоровича есть и его личные запискиразмышления, которые он писал в «стол». По
ночам. По зову сердца. Небольшую часть этих
записок мы предлагаем вниманию читателя.
Путь к Богу
Научить вере, Православию, христианскому
учению нельзя. Можно только научиться открывать для себя божественные грани жизни.
Как правило, стремление к Богопознанию
– длительный и напряженный труд в течение
всей жизни, и на этом пути бывают движение
и остановки, обретения и утраты. Путь к вере
святыми отцами Православия детально описан,
но при этом у каждого человека остается неповторимый религиозный опыт.
Искру веры надо заронить в детстве.
Весь остальной путь вершится либо сознательно умом через интеллектуальный
поиск, либо бессознательно сердцем, как у
большинства верующих, особенно женщин,
имеющих мощный интуитивный посыл от
природных материнских свойств.
Усердие и успех
Человек во всем должен проявлять
усердие, но при этом не уповать на успех.
Успех предусматривает признание заслуг, и
ожидание награды уже разжигает гордыню.
Публичное признание и слава подчеркивают
превосходство перед менее успешными.
Таким образом, у человека, ориентированного на успех, развиваются самомнение,
себялюбие и самолюбование. За ними следует зависть по отношению к более успешным.
Зависть рождает обиду, недовольство, раздражение, переходящее в гнев.
Иное усердие. В отличие
от успеха, им не только не
следует пренебрегать, а всячески развивать и не бояться
переусердствовать. Человек,
исповедующий усердие и не
рассчитывающий на успех,
уже живет в Боге, даже если
он этого не сознает.
К сожалению, большинство успешных людей ориентируется на награду – материальную, либо моральную,
тем самым перечеркивая
свое усердие.
Пишу это с себя. Занимая смолоду руководящие посты, уверовал в свои выдающиеся
способности, не понимая, что если и есть
во мне что-то, выделяющее среди других,
то это только дар Божий. Всю жизнь рвал
себя, добивался успеха, считал – для дела,
но всегда была потаенная (да и явная)
мысль – ради славы и наград. И был успех,
и были награды, не было только места для
Бога и ближних, когда помехой в деловом
продвижении вставали и семья, и я сам.
Внутренняя жизнь
Внутренняя жизнь – это то, что человек
носит в себе. Тезис о человеке как мере
всех вещей совершенно точно отражает
содержание внутренней жизни. Это то, что
человек постоянно имеет в себе в качестве
инструмента приспособления к реалиям
внешней жизни, это его багаж, приобретенный, наложенный на внутреннюю сущность.
Внутренняя жизнь имеет две направленности: к внешней и к совершенной жизни.
Первая направленность – зримая, слышимая, осязаемая и постигаемая посредством
внешних и отчасти внутренних органов чувств,
а также второй сигнальной системы – слова
и речи. Вторая направленность – к Богу, к
совершенной жизни недоступна для постижения известными нам анализаторами. Она
невидима, неслышима, неосязаема и познается посредством Святого Духа через Слово
Божие. Поэтому формула «Бог – мера
вещей и людей» точно отражает истинную
картину встроенности человека в жизнь.
Итак, внутренняя жизнь происходит:
1. в душе-телесном мире и связана с
окружающей действительностью;
2. в душе-духовном мире и направлена
к Богу.
Содержание душе-телесной жизни сложно, многообразно и сводится к различным
проявлениям добра и зла. Содержание
душе-духовной жизни также многообразно и
выражается в триединстве Веры, Надежды,
Любви.
В житейском плане важными (прежде
всего, для меня самого), но не исчерпывающими условиями регулирования и контроля
внутренней жизни являются четыре действия:
1. немногословие;
2. неспешность в поведении;
3. равномерность во всяких житейских
ситуациях;
4. постоянное трезвение.
В реальной жизни по своей результативности первое действие является трудным,
но весьма показательным. Сложность моей
личной ситуации заключается в 50-летней
учебной и профессиональной деятельности:
преподавание, административная и общественная работа. Теперь надо отыгрывать
назад и включать механизмы регуляции.
Что касается эмоций, то их, очевидно, надо
вытеснять молитвенным обращением к Богу.
Внутренняя сокровенная и внешняя
стороны жизни находятся в неразрывном
единстве. Однако внутренняя жизнь не
является копией внешней, более того, она
нередко является аберрацией, искривлением.
Все болезни, физические и душевные, происходят от дисгармонии, рассогласования двух
сторон единой жизни. Минимизировать эти
рассогласования можно только обращением
к совершенной жизни, то
есть к Богу.
Возможно возражение.
Большинство людей живет и
уходит из жизни, не зная и
не понимая, что существует
совершенная жизнь в Боге. Я
сам почти всю жизнь был одним из таких людей. Если бы,
дожив до 71 года, я закончил
свой жизненный путь, то мог
бы остаться в неведении о
существовании совершенной
жизни, лишь умом понимая,
что она существует.
Наконец после десяти
лет упорных исканий я с
ужасом для себя осознал, что, придя в этот
мир, мог бы так и не узнать, зачем жил.
Только в приобщении к совершенной жизни
заключается полнота бытия. Кстати, многие
люди, если не большинство, интуитивно ощущают существование совершенной жизни в Боге.
Нравственные задатки наследуются и
закрепляются в генах, но проявляются они
в ходе внутренней работы и в стремлении к
Богу. Чем больше такая направленность, тем
совершеннее духовно-нравственные устои
человека, тем более он устремлен к добру,
состраданию и милосердию, тем многограннее и полнее его жизнь, тем теплее и
радостнее у него на душе, тем менее его
страшит уход из жизни.
Мудрость
Распространенное мнение о мудрости
как свойстве человеческой личности, включающей в себя широкую эрудицию, способность к эффективной аналитической работе
и умозаключениям в различных сферах
человеческой деятельности неполно, ибо не
содержит проявления божественной милости
и благодати в форме высокой духовности.
Мудрость и ее высшая форма – смиренномудрие – приходит обычно в зрелом
возрасте и является плодом глубокой продолжительной внутренней работы. Возможно
также сияние ее в молодом возрасте как
следствие редкого божественного дара. Отсутствие смирения приводит таких людей
в смятение, а мятущаяся душа открыта
страстям, которые и приводят гениального
человека к ранней гибели.
Поэтому вопрос, является ли гениальность Божиим даром или наказанием,
решается однозначно: изначально как данность – это Божий дар, а по своим последствиям, если гениальность не соединяется с
глубинной верой в Бога, то она становится
наказанием. Вместо благодарности Богу,
свет разума, возвышенные мысли становятся
пищей для гордыни, ложного представления
о своей исключительности, превосходстве
над другими людьми.
Истинное смиренномудрие свойственно
святым отцам и подвижникам христианской
веры. Именно к таким людям как редкий
божественный дар приходит смиренномудрие
в форме благодати. Жизнь таких людей наполняется ярким, поистине божественным
содержанием.
Подобное состояние в полной мере не
может быть достигнуто, однако уже приближение к смиренномудрию наполняет человека внутренним светом, умиротворенностью
и покоем, и главным проявлением такого
состояния является всепоглощающая любовь
к Богу и людям.
Подготовила Г.В. Коротаева
|