В выпуске № 8 за 2012 года «Сибирской православной газеты» была
опубликована первая часть исторического исследования, где рассмотрена
версия о спасении Абалакской иконы в Австралии. Сегодня мы расскажем
о наиболее почитаемой иконе Ишимского края – Абалакско-Боровской.
Первая святыня Приишимья
Пожалуй, первым списком Абалакской
иконы Божией Матери «Знамение» в Приишимье стала икона первой трети XVIII века в
Богородице-Казанской церкви села Боровое
Ишимского уезда. Храм, построенный в 1824-1837 годах, сохранился, хотя был закрыт
постановлением Омского облисполкома от
10 января 1939 года; с конца 1990-х он был
в немалой степени восстановлен трудами
настоятеля Богоявленского собора епископа
Евтихия и его сподвижников. Самим появлением этот храм обязан именно Абалакской
иконе, хотя и освящен в честь другого образа
Божией Матери. История эта изложена протоиереем Александром Сулоцким в очерке
«Описание наиболее чтимых икон, находящихся в Тобольской епархии» (1864 г.) и дополняется материалами Тобольского архива.
Согласно очерку, икона имела размер примерно 91х80 см, т.е. чуть больше, чем первообраз. Она также была покрыта ризой (окладом)
из серебра с позолотой, весом чуть более 4 кг.
История иконы началась в 1720-1730-х годах,
когда боровской крестьянин Симон Куртуков,
«человек богобоязненный, сверх ожидания и
вопреки всякой справедливости взят был в
военную службу. Жена его, оставшись с семью
малолетними детьми, тосковала по нему и от
тоски и бессонницы лишилась ума. В этом
состоянии ее возили в Абалак, и там пред
иконою Божией Матери она возвратилась к
рассудку». После возращения в Боровое ей
явился в сновидении некий святой и повелел
«терпеть и еще работать, и затем на трудовые
деньги заказать снять список с чудотворной
Абалацкой иконы, поставить на шесть недель
в церковь и освятить; в случае исполнения
сего веления являвшийся предвещал скорое
возвращение ее мужа». Видение еще дважды
повторилось, и женщина исполнила веление.
Ручными жерновами молола она зерно, заработала два рубля и заказала икону (по всей
видимости, в Тобольске). «Засим исполнилось
и обещанное в сновидении: муж женщины и
отец семи малюток всего чрез три года службы
возвратился на родину с чистой отставкой».
Икону после освящения поставили в
сельской часовне, вскоре после этого жители
Борового и близлежащих деревень решили
образовать свой приход (до этого они относились к храму Коркиной слободы) и построить
церковь в честь Казанской иконы Божией
Матери. Туда и перенесли почитаемую икону,
а Симон по просьбе прихожан был рукоположен к ним во священника.
Протоиерей Сулоцкий приводит записанные
в начале XIX века священниками – ишимским
Иоанном Тиховым и боровским Михаилом
Иконниковым – случаи благодатной помощи
от образа «по молебствиях пред ним: 1)
выздоровел долго лежавший в расслаблении
зажиточный ишимский крестьянин Егавцев,
потомство которого и до сих пор существует
в Ишиме; 2) получил избавление от ломоты в
ногах один офицер; 3) освободился от боли в
глазах и расслабления во всем теле некоторый
купец; 4) исцелена от продолжительной болезни
жена ишимского мукомола; 5) избавился от
неисцельной болезни крестьянин Жиляковской
волости Савелий Жиляков; 6) прекратился в
окрестностях Ишима упадок на скот и 7) пресеклось продолжительное бездождие».
Конечно, далеко не все случаи сохранились
на бумаге и в народной памяти. Однако «такие
и подобные благодатные явления, совершавшиеся над молившимися пред Боровскою-Абалацкою иконою Божией Матери, сильнее и
сильнее укрепляли веру в народе, более и более возбуждали усердие к ней. (…) Вследствие
этих-то благочестивых желаний (…) и вошло в
обычай уносить каждогодно в Крестном ходе
икону Абалацкой Божией Матери из села Борового и носить ее в Ишиме и его округе…».
«Опальная» икона
Начало Крестных ходов в Ишим относится
к периоду между 1804 и 1815 годами, когда в
Боровом служил священник Иоанн Щетинин.
Именно он, по материалам архивного дела,
«святую икону в первый раз поднял в город
Ишим по просьбе болевшего там народа».
Просить об этом пришло около полусотни
человек. Образ встретили в городе звоном
колоколов. Возможно, что к этому времени
относятся и описанные выше чудотворения.
В начале 1860-х годов, когда протоиерей
Сулоцкий создавал свой очерк, икону приносили из Борового в город Ишим в Крестном
ходе 21 мая и возвращали 8 июля, в престольный праздник боровского храма и в тот
же день, в который Абалакский первообраз
вносили в Тобольск. В течение полутора
месяцев между этими датами боровскую
икону носили по домам горожан и селян и
служили перед ней молебны.
Однако вскоре этот порядок изменился. В
1862 году на тобольскую кафедру был назначен архиепископ Варлаам (В.И.Успенский).
Человек с твердым характером, он оставил
о себе память как деятельный и внимательный администратор, регулярно посещавший
все приходы епархии и требовавший от
священников быть достойными примерами
благочестия и нравственности. Поборник
духовного просвещения, он открывал на всех
местах служения духовные училища (при нем
в 1870 году принято решение и о переводе
духовного училища из Омска в Ишим), с юности увлекался астрономией. Неудивительно,
что к некоторым проявлениям «народного
благочестия», а именно к поиску чудесных
явлений, он относился настороженно.
Примерно в 1865 году по распоряжению
архиерея время Крестного хода с АбалакскоБоровской иконой изменилось. Теперь икону
«поднимали» в Боровом 20 июня, а возвращалась она назад, как и прежде, 8 июля. Увидев
икону лично летом 1869 года во время объезда епархии, Варлаам потребовал от клириков
боровского храма провести расследование об
истории образа и о чудесах от него.
Рапорт был составлен, однако новых
фактов чудотворений в нем не приводилось.
Большая часть опрошенных старейших и благочестивых прихожан соглашались с мнением,
которое выразил крестьянин с. Боровое Максим Иванович Баранов: «Известно мне, что
эта икона почитается издавна, и тот только
может сомневаться в чудных ея действиях, кто
никогда с верою к ней не прибегал».
Владыка Варлаам был неумолим. На
рапорте он положил резолюцию со словами:
«…Новое расследование об иконе ничего
не открыло положительного к чествованию
ея якобы чудотворной, и они повторили то,
что сказано об ней у Прот. Сулоцкого. Возможно ли было Протоиерею воспроизводить
икону якобы чудотворную от такого шаткого
начала…».
Однако к делу подшит еще один рапорт –
ишимского благочинного протоиерея Алексея
Федюшина от 18 сентября 1870 года. В нем
выражен ропот «народа Божия»: «Доколе
Боровская икона Божией Матери носилась по
всему округу, до тех пор везде был урожай
хлеба и было не заметно особенных болезней на людях и не было падежа скота. С
переменой же срока приноса иконы в город
и с запрещением носить оную по округу все
переменилось: сделался неурожай хлеба
повсеместный, болезнь на людей и валеж
скота в продолжение 5 лет почти не прекращаются. Это видимое наказание Божие
за перемену обычая и за прямое упущение
в деле религиозного усердия!»
Но и этот глас не был услышан, и в последующие десятилетия время совершения
Крестного хода оставалось неизменным. К
началу ХХ века даты вновь изменились.
Теперь икону «износили» из Борового в
Ишим 20 мая, а возвращалась она 7 июня.
Крестный ход
До входа в город и после выхода
из него икона делала остановки в небольшом деревянном храме Знамения
Пресвятой Богородицы в пригородной
деревне Игнатьева (находилась рядом
с д. Стрехнина и в ХХ веке полностью
слилась с этим поселением). Построенная в 1865 году «на добровольные пожертвования от разных лиц», она была
приписана к Богоявленскому собору
и своего штата священно- и церковно-служителей не имела. Богослужения
совершались клириками собора только
два раза в год, во время переноса
Абалакско-Боровской иконы из Борового
в Ишим, поэтому печей в храме также не имелось. Как видно, церковь построили (возможно,
по обету) специально для встречи чудотворной
иконы, чтобы она могла переночевать в нем,
подобно первообразу, который переносится из
Абалакского монастыря в пригородный Иоанно-Введенский, и лишь на утро следующего дня
вносится в город Тобольск.
Красочное описание Крестного хода с
Абалакско-Боровской иконой мы находим
у американского журналиста Джорджа
Кеннана, который с художником Джорджем
Фростом предпринял путешествие по России
с целью изучения политических тюрем и
мест ссылки. В четверг 2 июля 1885 года по
новому стилю, по старому же – 20 июня, в
день, в который икону выносили из Борового,
Кеннан со спутником как раз выехали из
Ишима в сторону Омска.
«Милях в четырех от города мы увидели
большую группу мужчин и женщин, идущих нам
навстречу тесной, шумной толпой; они несли
большие «трехрукие» кресты, белые и цветные
хоругви и огромные стеклянные фонари на
длинных черных шестах. (…) Люди теснились
больше к середине грязной дороги, стараясь
пробраться поближе к огромной картине в
золоченом обрамлении, которая была укреплена на длинном и толстом деревянном шесте.
Нижний конец шеста был установлен в середине квадратной рамы, которую несли шестеро
крестьян с обнаженными головами, держась за
ручки, приделанные ко всем четырем ее углам.
(…) Перед образом шествовал длинноволосый
священник с обнаженной головой, держа в
руках книгу, а по обе стороны от него шли
четверо или пятеро дьяконов и прислужников,
неся расшитые шелковые хоругви, большие
золоченые кресты и оригинальные церковные
фонари, похожие на переносные уличные, с
горевшими внутри свечами. (…) Сотни мужчин
и женщин, шедших толпой вокруг, беспрерывно
крестились и время от времени присоединялись
к пению то ли псалма, то ли молитвы. Многие
крестьянки сняли башмаки и чулки и перекинули их через плечо и шли босиком, увязая
в черной, полужидкой грязи, и казалось, ни
мужчины, ни женщины не обращают ни малейшего внимания на дождь, который хлестал
по их непокрытым головам и стекал ручейками по суровым загорелым лицам. Толпа
насчитывала, я думаю, человек четыреста
или пятьсот, из которых более половины составляли женщины, и по мере приближения
к городу она то и дело пополнялась за счет
групп пешеходов, которых мы встретили
ранее и оставили позади».
Дальнейшая ее судьба туманна. По рассказам старожилов, она была увезена отступавшей армией Колчака осенью 1919 года;
в ишимском краеведении даже укрепилось
мнение, что именно эта икона и является
«главной православной святыней Русской
Австралии».
Как видим из первой части нашего повествования, это оказалось не так. А в Боровском храме теперь можно увидеть копию
Абалакской иконы, написанную в 1990-х
годах инокиней Ефросиньей с фотографии
иконы Знамения из Кабраматте.
Геннадий Крамор. Фото автора
|