Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В начале Рождественского поста мы
благоговейно празднуем Введение Божией
Матери во храм. Храм – это удел Божий, это
место, которое Богу принадлежит нераздельно,
место, где ни мысли, ни чувства, ни воли не
может быть иной, как воли Божией.
И вот Пречистая Дева Богородица в юные, младенческие годы приводится в храм Господень,
вступает в ту область, где кроме Бога и Его
путей нет ничего; Она погружается в молитву,
Она предстоит Живому Богу, Она предается
женскому святому труду, который может быть
выражением – если только сердце человека
чутко и чисто – одной любви и заботы.
И погруженная в эту стихию Божественного
присутствия и человеческого преклонения, Она
вырастает, из года в год, в полную меру Своей
зрелости. И когда предстает перед Ней великий
Архангел Благовещения и возвещает Ей о том,
что, таинственно и непостижимо, родится от
Нее Господь, Она отдается Ему безоговорочно,
в трепете и смиренном послушании: Се, раба
Господня, да будет мне по воле Его... За эти
годы всецелой погруженности в тайну Божию,
в тайну любви Она стала способной стать Той,
через Которую спасительная, преображающая,
жертвенная и крестная любовь Божия войдет
в мир. Святой Григорий Палама нам говорит,
что так же было бы невозможно воплощение
Сына Божия без соизволения Матери Его
земной, как без воли Небесного Отца. Уйдя
всецело в Божию волю, в тайну любви к
Нему, и в Нем – ко всей твари, Она смогла
произнести имя Божие, святое, таинственное
имя, которое совпадает с Его личностью, всей
мыслью Своей, всем сердцем Своим, всей
волей Своей и всем телом Своим, и это Слово стало плотью, и поэтому мы благоговейно
созерцаем эту неповторимую, единственную
святость Божией Матери.
Но не напрасно этот праздник поставлен
как бы преддверием нашего шествия навстречу Рождеству Христову, воплощению
Слова Божия: и нам надлежит так приготовиться, так углубиться, так очистить свое
сердце, освятить свою мысль, обновить свою
волю, освятить и плоть свою, чтобы вечная
жизнь, явленная во Христе, могла бы и в
нас родиться, чтобы мы, погруженные в Его
смерть, восставшие Его Воскресением в день
нашего крещения, могли бы действительно
так срастись с Ним, так быть с Ним едины,
как члены тела между собой едины, как все
тело составляет одно целое с главой. Божия
Матерь родила в мир Слово творческое и
Любовь воплощенную; и нам дано молитвой,
верностью евангельскому пути, любовью к
Богу и к ближнему, отречением от себя
самих, отдачей себя без остатка и Богу и
ближнему нашему – и нам дано соединиться с
Богом так таинственно, что и мы воскреснем
со Христом и во Христе. Перед нами сейчас
лежит путь, – пройдем же этот путь не просто в ожидании чуда в конце этого пути, а
становясь живыми, творческими участниками
этого пути, чтобы родился Господь и чтобы
с Ним родилась в нас новая, ликующая, все
побеждающая любовь и жизнь вечная.
Аминь.
Митрополит Антоний Сурожский
Православие.ru
|