Сегодня наиболее трудным для родителя является воспитание целомудрия. Ведь даже само это слово выпало из школьного лекси- кона: мы знаем, что такое половое воспитание, пол, а «целомудрие» – как понятие и как явление – не обозначено для современного подростка. О воспитании целомудренного чувства в детях мы беседуем с академиком РАО, доктором психологических наук Виктором Ивановичем Слободчиковым.
– Виктор Иванович, чтобы приблизиться к правде воспитания целомудрия
в ребенке, расскажите в общих чертах,
врожденное ли это качество или приобретенное? Где искать основания целомудрия? Целомудрен ли новорожденный
ребенок?
– В этом вопросе я бы сознательно хотел уйти от отождествления этого понятия с
девственностью. «Целомудрие» человека необходимо рассматривать в широком смысле:
гармоничности и иерархичности его в целом.
К сожалению, понятное как будто бы всем
слово, прямо означающее «цело» и «целостность», в бытовой трактовке рассматривается именно как целостность тела, а разрушение целомудрия воспринимается как утрата
невинности. Целомудрие в самом широком
понимании было в человеке единственный
раз на белом свете – в момент Сотворения
Адама: все в нем было совершенно, гармонично, иерархично. В результате грехопадения в человеке сразу же разрушилась гармоничность и иерархия: каждая инстанция
стала бороться за власть, тело фактически
оккупировало душу, поставив ее на службу
себе, а вместе они начали противостоять
духу, блокировать его, навязывая свои смыслы и цели. Хотя современный человек входит в этот мир с заложенной способностью
к целомудрию, это качество должно когда-то
проявиться в человеке, по аналогии с фотографическим изображением, проступающим
на фотобумаге, и постепенно наращиваться.
Создав мужчину и женщину, Господь
сразу создал и дом целомудрия – семью. И
если мы говорим о воспитании целомудрия
в наши дни, прежде всего надо обратить
внимание на то, как устроена наша семья,
каков отец и какова мать, в каких отношениях они находятся между собой, к детям,
что они детям предлагают и предъявляют?
Целомудрие развивается в детях только
благодаря примеру родителей, то есть все
начинается с нас – это не злобная среда
корежит и уничтожает целомудрие в ребенке,
а в первую очередь неправильное его воспитание! Целомудрие не записано в генотипе,
не «живет» оно и в моральных предписаниях.
Никакие поучения, предписания и призывы
«будь хорошим, будь воспитанным, будь вежливым, будь таким-то», как в песне «стань
таким, как я хочу», – ничего не дают! Целомудрие – это Божий замысел о человеке и
существует в устройстве совместной жизни
детей и взрослых. Как взрослые без детей
– бессмысленные существа, так ребенок без
взрослых – существо невозможное. Потому
первая заповедь родителя, первая задача
взрослых людей – посмотреть на свое собственное жизнеустройство: правильно ли мы
живем. Действия ребенка определяются той
объемной картиной мира, которая складывается у него в родительском доме! Следовательно, целомудрие, как внутреннее фундаментальное качество человека, усваивается
(заметим, не присваивается!) ребенком через
совместное бытие взрослых и детей.
«Живя» между нами, оно становится тем
внутренним остовом, той абсолютной ценностью и силой, которая позволяет устоять,
защититься подрастающему человеку в любых жизненных ситуациях. Если разрушить
эту детско-взрослую общность, то все упования на целомудрие просто бессмысленны,
потому что не останется тех самых жизненно необходимых условий.
– Какие угрозы наиболее опасны для
целомудрия ребенка?
– Ввиду трехчастности человека удар по
целомудрию может прийтись в любое место.
Например, телесная чувственность возбуждает у него душевно-духовное, а у кого-то
растление может начаться на душевном уровне – с эмоций, переживаний, картинок и т.д.
Известно, что кроме памяти времени существует импринтинг, то есть память-печать,
когда картинка из детской жизни отпечатывается в подсознании, а потом всплывает и
оказывается провокатором действий человека в дальнейшей его жизни.
Прямая угроза целомудрию – попустительство и безответственность родителей,
когда им просто лень думать: все пустяки,
«чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало»! В воспитании цельного восприятия мира,
то есть целомудрия, важна любая мелочь:
например, многие современные игрушки
направлены на разрушение, на отчуждение
и обособление ребенка от семьи. Вместо
того чтобы поиграть с
ребенком, современная
мамаша нередко сует
ему игрушку лишь для
того, чтобы он отстал от
нее: «Ты с ней повозись,
а я пока в это время
займусь другими важными делами». А ведь
через игрушку ребенку
открываются грани мира,
в который ему предстоит
войти и жить!
Поймите, нам необходимо вернуть самим
себе исходные смыслы
нашего существования,
только тогда может состояться осознание того,
что воспитание ребенка
– это колоссальная ответственность, колоссальное искусство и
труд, предполагающие видение перспективы
растущего человека: «Я уже сейчас, пока
моему только родившемуся ребеночку дня
два, должен задуматься о том, что будет с
ним в двадцать или тридцать лет».
Сегодня же родителя ставят в условия,
когда он должен, знает он или не знает,
умеет или не умеет, озаботиться лишь тем,
как профессионально подготовить ребенка
сначала к школе, затем младшего школьника профессионально подготовить к старшей
школе, далее – профессионально подготовить
к вузу. Идет тотальная «профессионализация»: родители озабочены, как максимально
вооружить ребенка компетенциями – только
в этом случае он будет социально более
«успешен». О каком целомудрии может
идти речь, когда маленького человека форматируют и специализируют под запросы и
ожидания извне? Вот чем заменили задачу
нормального взращивания жизнеспособного,
жизнестойкого, жизнелюбивого, а значит,
целомудренного человека – ее свели, в
лучшем случае, к медицинскому обиходу!
А это нарушение в воспитании, которое я
бы сформулировал в виде своеобразного
антропологического закона: «Всякая преждевременность: интеллектуальная, физическая, эмоционально-чувственная, – носит
растлительный характер».
Психологи развития знают, что сегодняшнее действие аукнется не завтра, даже не
послезавтра, а значительно позднее. Этого
чутья времени и отсроченности последствий
лишен современный родитель. Слово «растление» означает умертвление (от «тления»
– умирания), вызывание того, что является
молекулой, причиной смерти. То есть преждевременность – не просто разрушение
целомудрия, это его умерщвление.
Нынешнее тотальное физическое нецеломудрие, я уж не говорю о нравственном нецеломудрии, стало результатом того самого
ускоряющегося процесса всякой преждевременности в воспитании. Его участниками являются и родители, и общество – все должны
понимать свою меру ответственности.
Мы не осознаем даже, что поддаемся
какому-то негласному приказу, непреодолимому импульсу: «надо успеть, надо не опоздать». А что это означает? Это означает:
забыть про Бога, семью, отца с матерью
– все потом, они никуда не денутся, главное – «туда» не опоздать, главное – «туда»
успеть! А на деле оказывается: «туда» успел,
а в руках ничего не осталось. Удивляются,
например, почему это вдруг девица поехала на кастинг в Москву, а потом не знает,
как вернуться в свою собственную деревню
к родителям! Да здесь, на кастинге, они
«умерли» в ее сознании, хотя физически
живы, – между ребенком и родителями пропасть образовалась!
– Если говорить о воспитании целомудрия в мальчиках и девочках, есть ли
разница в подходах?
– Без понимания исходной точки, природы мужчины и женщины в замысле Божием,
мы не сможем всерьез разобраться в том,
что творится с нами.
Каждый новорожденный приходит в
этот мир с задачей осуществления в нем
замысла Божия. К огромному сожалению,
многие упрощают задачу воспитания целомудрия в детях: «Дайте рецепт, как это
сделать». А задача более глобальна: надо
воспитывать не абстрактное целомудрие, а
мальчика-мужчину-отца и девочку-женщинужену! Бессмысленно говорить о целомудрии
мальчика, если нет воспитания мальчика-мужчины и отца. Бессмысленно говорить о
целомудрии девочки, если нет воспитания
девочки-женщины, и не просто женщины, а
еще и матери. Дело в том, что «мальчик»
– это девичья фамилия «мужчины», как
«ребенок» – девичья фамилия человека, а
«девочка» – девичья фамилия «женщины».
Целомудрие мальчика и целомудрие
девочки связаны с воспитанием, культивированием идеальных мужского и женского
образов бытия. Воспитание целомудренного
мальчика-мужчины означает создание у
него правильного понимания жизни, цельного представления о мире. Его целомудрие
заключается, прежде всего, в обладании
качествами, которые являются средством
защиты от соблазнов, нападений и растлительных ситуаций извне, в умении понять и
вовремя избежать их. Мужчина – это глава,
но не начальник, он одновременно и муж,
и отец для своей жены. Глава – это краеугольный камень, строитель семьи. Поэтому
в воспитании мальчиков надо исходить из
той ответственности и тех жизненных задач,
которые им предстоит решать.
Приснопамятный протоиерей Борис Ничипоров, православный священник, психолог,
педагог, общественный и научный деятель,
впервые всерьез рассмотрел этот вопрос с
духовной точки зрения, а не с точки зрения только возрастно-половых особенностей
мужчины или женщины. До него в лучшем
случае описывали поведенческие особенности мальчиков и девочек: например, почему
первым присуще играть в машинки, а вторым – в куклы. А что же за этим стоит, что
это значит? Мужчина и женщина, тот и другая имеют свою миссию в совместном строительстве семьи – малой Церкви. Построение семьи зиждется на двух столпах: мужчине и женщине, отце и матери, и весь вопрос в том, как эти столпы растут, то есть
как из мальчика и девочки вырастить достойных строителей дома целомудрия!
В своей книге «Введение в христианскую
психологию» отец Борис воспитание мальчиков называет краеугольным камнем педагогики и говорит: «Какие воспитываются нынче у нас мальчики – от этого будет зависеть вся судьба державы нашей». Важнейшим
моментом воспитания целомудрия у мальчика, по его мнению, должно стать воспитание патриотизма, которое означает осознание родной земли как своей, а себя – ответственным за нее, за ее благосостояние,
осознание себя в диалоге с живой историей земли, в ряду поколений, населявших эту
землю. Это, наконец, формирование готовности, не осуждая, простить ошибки отцам
и дедам и искупить их своей жизнью. Последнее можно назвать выпрямлением пути
рода (семьи) и народа в целом. Отмечает
он еще два основополагающих мужских качества, которые необходимо воспитывать в
мальчиках. Это мужество – фундамент характера мальчика, и жертвенность – вершина его духовного облика.
И далее он перечисляет важные нравственные качества, психологические способности, которые, на его взгляд, актуальны для
воспитания сегодняшних мальчиков: понятие
о грехе, опыт покаяния в Боге; опыт благодати, радости и покоя после искренней молитвы, близость с природой, жертвенность,
чувство стыда и жалости, терпимость к любой другой позиции на фоне спокойного и
глубокого осознания своей – и все это должно быть развернуто, по его мнению, во времени, опытно. Отец Борис особенно подчеркивает, что отсутствие духовного воспитания
рождает в детях праздность души: «Праздность, пустота, невостребованность души возникает даже и при формальной загруженности детей в различных школах, секциях и
кружках. Но свято место никогда не бывает пусто. Чисто энергетически душа ребенка постепенно заполняется энергиями, имеющими безблагодатную, а часто и откровенно демоническую природу. С этим связаны
излишняя мечтательность и романтизм, сопряженные нередко с частичной потерей чувства реальности». Глубина депрессивности у
многих сегодняшних детей все чаще сочетается с суицидальными тенденциями. Он говорит, что причиной тому являются отсутствие мужества и праздность, отмечая, что
у современных мальчиков и девочек есть общий нравственный порок – это праздность
души, а механическая занятость в кружках
и секциях лишь отчасти решает проблему
этой пустоты души.
С Виктором СЛОБОДЧИКОВЫМ
беседовала Фарида САВЕЛЬЕВА,
Православие.ru
|