ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№12 2013 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Преподобный Сергий и современность

Пожалуй, самой обсуждаемой темой сегодня в нашем обществе остается вопрос о путях спасения и возрождения России. Все понимают, что, несмотря на предпринимаемые властями серьезные меры, российское общество продолжает находиться в глубоком кризисе. Причины же этого кризиса и пути выхода из него предлагаются разные, часто – диаметрально противоположные. Это похоже на ситуацию, когда несколько человек тянут одеяло на себя, в результате чего оно, в конце концов, рвется.

Да, проблем сегодня в России хватает. Но если мы честно посмотрим на окружающую нас реальность, то увидим, что проблемы эти носят не политический, социальный или финансовый характер, а, прежде всего, – духовный. Действительно, будущее страны, жители которой с пеной у рта отстаивают право на убийство во чреве собственных детей, на разврат, на духовный индифферентизм и синкретизм, не желают создавать семьи, продолжать род, служить в армии и т.п., очень и очень сомнительно. Святые Отцы говорят, что дух творит себе формы. Здоровый дух творит здоровые формы, соответственно, больной дух создает больные же формы. И все то, что было перечислено выше, как раз и является проявлением больной души нашего общества.

Тело с больной душой постепенно умирает, то же самое происходит и с государством. Мы видим, что население нашей страны неуклонно, вот уже на протяжении 20 лет катастрофически сокращается, вопреки тому, что государство направляет на решение этой проблемы серьезные финансовые ресурсы. Забываются вера, язык, история, культура, традиции, освобождающиеся территории занимают инородцы.

Не нужно быть «семи пядей во лбу», чтобы понять простую истину: все это с нами происходит как следствие утраты духовных корней, на которых не одну сотню лет созидалось русское государство. Следовательно, путь спасения и возрождения России – это возврат к родным корням. Корни эти – святое Православие. Хотим мы того или нет, нравится нам это или нет, но это исторический факт, объективная реальность. Удивляет только слепота наших соотечественников, которые не могут (или не хотят) увидеть, понять и признать этот факт. Посмотрите, какой была Россия до 1917 года и какой она стала после революции, и все сразу станет понятно. Но нет, люди продолжают обходить вниманием эту простую истину и до хрипоты спорить о том, кто же все-таки виноват в том, что с нами сегодня происходит, и как выйти из этого тупика.

При этом забывают люди, выдвигающие громкие лозунги и предлагающие, по их мнению, идеальные программы по выведению России из тупика, простую, давно известную истину: если хочешь, чтобы изменился мир вокруг тебя, изменись сам. Как об этом говорил наш святой соотечественник, преподобный Серафим Саровский: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи».

В XIV веке наше многострадальное государство тоже переживало не самые легкие времена. Вот уже более 100 лет Русь изнемогала под тяжким татаро-монгольским игом. Как и сегодня, русские люди спорили о том, почему Русь впала в такую беду, кто виноват и как выйти из этого трудного положения. Князья по-своему пытались решить эту проблему. Кто-то заигрывал с ханами, кто-то поднимал восстания, которые тут же жесточайшим образом подавлялись, но все человеческие попытки переломить ситуацию не приводили ни к каким результатам, русские люди продолжали страдать под тяжким иноземным гнетом. Не все хотели понять и признать, что бедствие это попущено Богом за грехи людские для вразумления, покаяния и исправления русского народа.

Но были и такие, кто понимал глубинную суть происходящих на Руси процессов. Одним из таких людей был преподобный Сергий Радонежский. Молодой боярский сын благочестивых родителей Кирилла и Марии, горячо верующий в Бога и любящий свою Отчизну, он всей душой желал ей избавления от ненавистного иноземного ига, свободы, благоденствия и процветания. Но он не выдвигал громких лозунгов, не предлагал красивых решений по спасению Руси, он просто ушел в лес спасать свою душу и молить Бога об освобождении родного Отечества от постигшей его беды. И его духовный подвиг не остался тщетен. Он спас себя – и спас своими молитвами, своей жизнью, своим примером Русскую землю.

Он примирял враждующих князей, призывая их к миру и единодушию, призывал простой люд к покаянию, к изменению своей жизни, к молитвам за многострадальное Отечество.

Когда пришло время решающей битвы с полчищами Мамая, преподобный Сергий благословил благоверного князя Димитрия Донского на ратный подвиг, воодушевив воинов пророчеством о даровании Богом победы. Вместе с благословением Радонежский игумен послал на битву двух своих иноков – бывших воинов Пересвета (Александра) и Ослябю (Андрея). И мы знаем, что именно посланный преподобным Сергием инок Пересвет, вступив в бой с непобедимым и грозным татарским поединщиком Челубеем, с которым никто из русского войска не решился выйти на битву – так страшен и свиреп был его вид, и сразив его, вселил в сердца русских воинов веру в победу. Проиграй Пересвет этот поединок, и неизвестно, как бы окончилась та судьбоносная битва. 8 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождению Русской земли от ига завоевателей.

Во время сражения преподобный Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству, поименно поминая о упокоении павших в той битве воинов.

С тех пор прошло не одно столетие, но плоды духовного подвига преподобного Сергия продолжают и сегодня питать души и сердца русских людей, приезжающих помолиться в самое сердце России – Троице-Сергиеву Лавру, бывшую некогда скромным монастырем в Радонежских лесах, основанным преподобным Сергием, вселяя в них надежду, что не до конца прогневается Господь и по молитвам Радонежского игумена спасет и помилует Русскую землю. И пусть пример преподобного Сергия напоминает нам, его потомкам, что спасение России не в перемене социально-политического строя, не в митингах, криках и спорах, а в покаянии, изменении жизни и в обращении к Богу.

Николай Мельников
Гражданину


Твоя Россия... Думая о ней,
Уберегись соблазнов и обманов:
Одна молитва может стать сильней,
Чем целый митинг с сотней горлопанов.
«За Русь, на бой!» – все суета сует,
И суетою души захлебнулись.
Одна молитва! Но молитвы нет!
«На бой, за Русь!» – и снова обманулись.
Твой враг не там – не на коне с копьем
И не с мечом в открытом чистом поле,
Он – невидим, его не взять живьем
Ни силою, ни криками «Доколе!».
Твой враг – раскол, далекий, вековой,
И если в душах нету единенья –
Ликует он, и тщетен подвиг твой
На поприще «Российского спасенья».
Есть Вера, Бог, Отечество и ты!
Лишь это русских делает народом!
Решись, уйди бесовской суеты,
Пусть даже «струсил» скажут мимоходом.
Уйди! И сам неистово молись,
Чтоб Бог вернул и Веру, и сплоченье,
Ни слез, ни покаянья не стыдись
Во имя долгожданного спасенья.
Из всех краев растерзанной земли,
Как нити золота, польются вверх молитвы,
Чтобы до Господа, до всех святых дошли,
Прося благословенья правой битвы!
Тогда – сама собою встанет рать,
И будет вождь – один, одна – дорога,
Спасется Русь... И пусть не будут знать,
Что ты все это вымолил у Бога!


Иерей Николай СУШКОВ,
штатный клирик храма Всех Святых,
г. Тюмень

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.