ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№12 2013 г.         

Перейти в раздел [Документы]

28 ноября начался Рождественский пост

На Соборе 1166 года, бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле, всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней, отчего его также называют Четыредесятницей. Так как заговенье на пост приходится на день памяти св. апостола Филиппа – 27 ноября, то этот пост называют еще и Филипповым.

Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвой и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению. Установление поста – Божие установление. Первая Заповедь, данная Богом человечеству, – заповедь о посте. Заповедь о посте дана в Раю (невкушение «запретного плода»), повторена в Евангелии.

Цель поста, конечно же, не только ограничение в пище (иначе бы он ничем не отличался от диеты). Пост предусматривает воздержание нашего языка, обуздание плоти и страстей, губящих душу и тело человека. Главная цель православного поста – обрести способность к самоанализу и оценить состояние своей души. Время поста – период серьезного духовного испытания себя, приводящий к благим внутренним переменам: покаянию, очищению, терпению, смирению, исправлению жизни в русле святоотеческого опыта, основанного на всепрощающей любви. «Постом мы приучаемся попирать злые похотения плоти, которая всегда стремится главенствовать над духом, подавляет все духовные устремления, подчиняя волю своему мудрованию...», – пишет святитель Лука (Войно-Ясенецкий).

Польза поста для улучшения физического состояния организма на сегодня является неоспоримым научным фактом. Растительная пища улучшает пищеварение и обменные процессы, тело освобождается от шлаков, а сосуды – от холестерина, и человек чувствует себя во всех смыслах легко.

Сегодня люди охотно изучают многоразличные разгрузочные системы, практики питания всякого рода и виды диет. Но разве не естественнее и здоровее было бы, живя в России, следовать тысячелетнему опыту наших боголюбивых предков, регулярно постясь и сообразуя содержание и ритм своего питания с церковным календарем?

Церковь благословляет в посты умеренное употребление пищи и пития – не скоромных, а постных. Исключает мясо, сыр, молоко, коровье масло, яйца, а иногда и рыбу. В настоящее время, несмотря на все объективные трудности современной жизни, уровень комфорта вырос скачкообразно, оказав, к сожалению, обратное действие на нравственное и духовное здоровье человека.

Патриарх Кирилл обращает внимание на то, что новое мировоззрение нового человека – больше требующего, чем отдающего (потребительское отношение), – пытается что-то изменить и в религиозной жизни, которая построена на строгих правилах, иногда даже запретах. Можно, конечно, увидеть в этом неумный и несовременный консерватизм, но можно увидеть и другое: мудрый и нестареющий принцип жизни – доверять тем, кто старше и опытнее. Таковыми для нас являются святые отцы, таково и вообще все то, что мы называем Священным Преданием Церкви.

Этот опыт бесценен, и обобщенно его можно назвать церковной жизнью, которая наводит ужас на современного изнеженного офисного работника: «какие-то там» посты, ограничения в развлечениях, в поведении и даже в одежде – все это становится понятным (и даже приятным) только тогда, когда человек начнет исполнять требования этих «пережитков прошлого», когда до него, наконец, доходит вся глубина и смысл православного христианского вероучения.

Поэтому пост во всех его смыслах – и в кулинарном, и в поведенческом – дело не только добровольное, но и элитарное. Он отделяет постящегося от обычной «серой» жизни, придает ей некий «статус», глубокое внутреннее содержание и преимущество. Но преимущество не перед людьми, а перед нашими врагами – страстями, грехами и духами злобы. И самое главное преимущество поста – это правильный взгляд на самого себя, на свою греховную природу и навык страха перед Богом.

Итак, дорогие братья и сестры, готовясь принять духовное врачевство, будем воздержанием очищать свой ум, облегчать душу искренним раскаянием в грехах, научимся самопожертвованию, духовному трезвению и постоянной молитве, чтобы не был для нас пост бесплодным и бесполезным.

Размышляя о жизни, возлюбим духовный пост, поспешим на совершение добрых дел, поработаем над своей душой, дорожа земным временем, отведенным нам для спасения.

Соберем богатство добрых дел и с духовной радостью станем сопричастниками величайшего эпохального события – Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Иерей Георгий САННИКОВ,
настоятель Успенско-Никольского храма
г. Ялуторовска

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2022 г.