* * *
Что в православной традиции
понимается под сердцем? Я так понимаю,
что сердце, в отличие от ума,
есть источник человеческих чувств. Но
мне трудно понять, что значит «встать
вниманием в сердце». Как на практике
это сделать?
Надежда.
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
– Поскольку человек состоит из духа,
души и тела, в нем должно быть объединяющее начало. Чтобы выполнять это
назначение, такой центральный орган
должен относиться к духовной, душевной
и телесной сферам. Таким органом, согласно Священному Писанию, является
сердце. Объединяющую роль сердце
выполняет двояким образом: во-первых,
интегрирует каждую из этих областей
и, во-вторых, связывает все три сферы
в человеке. Сердце настолько значимо
для человека, что слово это встречается
в Священном Писании в разных грамматических формах около 950 раз.
О том, что сердце является важнейшим жизненным органом, говорит
Священное Писание: «Больше всего
хранимого храни сердце твое, потому
что из него источники жизни» (Притч.
4: 23). Стрела, пронзившая сердце, приносит смерть (см.: 2 Цар. 18: 14). Одновременно сердце является средоточием
душевно-эмоциональной области. Оно
подвержено многообразным душевным
волнениям и чувствованиям: ощущает
подавленность (см.: Пс. 33: 19), печаль
(см.: Ин. 16: 6), смущение (см.: Ин. 14:
1), скорбь (см.: 2 Кор. 2: 4) или радость
(см.: Ин. 16: 22). Сердцу присущи все
степени радостей – от благодушия (см.:
Ис. 65: 14) до восторга и ликования
(см.: Пс. 83: 3; Деян. 2: 46), а также
разнообразные виды горестей и переживаний – от печального настроения до
стенания (см.: Ис. 65: 14). Если человек
боязлив и малодушен, значит сердце его
является робким (см.: Втор. 20: 8).
Сердце является также средоточием
духовно-нравственной жизни человека.
Благодатное слово Божие действует в
сердце «как бы горящий огонь» (Иер.
20: 9). Сердце человека горит, когда,
общаясь с Богом, познает истину: «не
горело ли в нас сердце наше, когда Он
говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» (Лк. 24: 32). В
зависимости от устроения сердце может
вмещать доброе или злое: «добрый
человек из доброго сокровища сердца
своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего
выносит злое, ибо от избытка сердца
говорят уста его» (Лк. 6: 45). По слову
апостола Павла, сердце есть скрижаль,
на которой Бог написал нравственный
закон (см.: Рим. 2: 15).
Когда придет Господь, чтобы совершить суд, «осветит скрытое во мраке
и обнаружит сердечные намерения, и
тогда каждому будет похвала от Бога»
(1 Кор. 4: 5).
О стяжании сердечного внимания
говорит святитель Игнатий (Брянчанинов):
«Душа всех упражнений о Господе – внимание. Без внимания все эти
упражнения бесплодны, мертвы. Желающий спастись должен так устроить себя,
чтобы он мог сохранять внимание к себе
не только в уединении, но и при самой
рассеянности, в которую иногда против
воли он вовлекается обстоятельствами.
Страх Божий пусть превозможет на весах сердца все прочие ощущения: тогда
удобно будет сохранять внимание к себе
и в безмолвии келейном, и среди окружающего со всех сторон шума» (Игнатий
(Брянчанинов), святитель. Аскетические
опыты. Чин внимания себе для живущего
посреди мира // Полное собрание творений. М., 2001. Т. 1. С. 277).
Православие. ru
|