В залах Третьяковской галереи с большим успехом прошла выставка «Васнецовы.
Связь поколений. Из XIX в XXI век». Это
заметное событие в культурной жизни не
только Москвы, но и всей России. Выставка была открыта в течение полугода, и ее
смогли посетить десятки тысяч любителей
искусства. Я посетил ее в один из последних
дней, когда наплыв зрителей был особенно
ощутимым.
Экспозиция занимает шесть залов: более двухсот произведений живописи и графики
из пятнадцати музеев и шести частных собраний. Чтобы познакомиться с ними, мне
потребовалось более двух часов.
Васнецовы – это известная династия
художников: Виктор, его младший брат Аполлинарий и внук Виктора – Андрей. Выставка
была приурочена к 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и к 100-летию со
дня рождения его внука. Каждый из них шел своим неповторимым путем, найдя как свою
«нишу», так и запоминающиеся изобразительные средства. Каждый из них – яркий художественный индивидуум: три художника – три собственных видения мира и человека.
Центральное произведение выставки,
конечно же, полотно Виктора Васнецова
«Богатыри» (Три богатыря), над которым
он работал почти двадцать лет. С ним мы
знакомы давно, так как оно постоянно находится в одном из залов Третьяковки. Но
когда его видишь рядом с другими произведениями, с которыми мы мало знакомы или
совсем незнакомы, то оно воспринимается
по-особому.
Три сказочных богатыря: Илья Муромец,
Добрыня Никитич и Алеша Попович. Они защитники русского народа, всех обидимых и
обездоленных; они наводят страх на врага,
который встречается на их пути; они готовы
в любой момент поразить любого супостата;
они краса и доблесть Русской Земли.
В картине есть второй план, современный. В наше тревожное и судьбоносное
время, когда решается судьба нашего Отечества, васнецовские богатыри показывают
высоту патриотического духа, верности заветам отцов, показывают, как нужно защищать
Святую Русь, лучше и краше которой нет
ничего на свете.
И наконец третий план, христианский.
Их трое, славных и грозных богатырей, они
стоят на страже не только Родины, но и
спасительной православной веры, Русской
Православной Церкви и ее смиренных чад.
Они воины Христовы, и потому непобедимы.
Каждая картина Виктора Васнецова – это
художественный шедевр, выношенный и воплощенный с замечательной силой: «Витязь
на распутье», «Аленушка», «Иван-царевич на
Сером Волке», «Сирин и Алконост», «Иван
Грозный» и другие. Около каждого произведения мне хотелось побыть подольше,
чтобы понять его замысел, а также подтекст, оценить его колорит и каждую деталь,
насладиться красотой созданных образов.
И только желание познакомиться с другими
картинами заставляло меня продолжать
осмотр экспозиции.
Один из залов посвящен росписям
Владимирского собора в Киеве, созданию
которых Виктор Васнецов посвятил более
десяти лет. Эти духовные произведения мог
создать только глубоко верующий человек.
Прекрасное знание Евангелия, безупречная
художественная интуиция, христианское погружение в тему, молитва при написании
того или иного сюжета – все это хорошо
просматривается в его работах.
Не менее интересна и познавательна
экспозиция, посвященная работам Аполлинария Васнецова. Он работает совсем в
другой манере, чем его старший брат, его
художественный взгляд устремлен вглубь
русской истории. Он рассказывает о том,
как строилась Москва, как она становилась центром славянского государства, как
крепли ее духовные корни. Реальность,
помноженная на художественный вымысел,
получалась очень выразительной и одухотворенной. Типажи русских людей выписаны
искусной кистью.
Аполлинарий создал немало пейзажей,
часть из них вошла в экспозицию. Художник
много путешествовал по стране, впитывая
в себя ее красоты, раздольные просторы,
задумчивые рощи, веселые горные ручьи, тихие озера, спрятавшиеся среди густых лесов,
наблюдая осенней порой за полетом гусей и
уток, отправляющихся в теплые края. Легко
догадаться, как он любил русскую природу,
как трепетно к ней относился и как не мог
прожить без нее.
Третий раздел выставки, где представлены картины Андрея Васнецова, сильно
отличается от первых двух. Здесь нет ни сказочных сюжетов, ни фольклорного раздолья,
ни видов Москвы, зато есть неприкрашенная
современность. Если большая часть жизни
Виктора и Аполлинария Васнецовых приходилась на девятнадцатый век, то Андрей
родился и вырос в веке двадцатом, когда от
старой Руси ничего не осталось и где люди
безуспешно строили здание под названием
«коммунизм». «Художник сурового стиля» –
так называют его искусствоведы. В его
картинах преобладает темный цвет, они, как
правило, безрадостны, лица почти всех его
героев похожи на маски; его «Автопортрет» –
это, по сути дела, тоже маска.
Все работы Андрея Васнецова – это
уничтожающая сатира на большевистский
атеистический режим. Такой уровень сатиры
я встретил только в повести Михаила Булгакова «Собачье сердце». Художники работали
в разных пластах искусства, но говорили
об одном и том же. Андрей, конечно, хорошо был знаком с пьесой А. Чехова «Три
сестры», в которой талантливо показана
безблагодатная мертвящая жизнь уездного
города и «перекличка» с которой «слышна»
в его работах.
Если выставочные разделы Виктора и
Аполлинария Васнецовых можно озаглавить словами «Жизнь со Христом», то для
раздела Андрея Васнецова напрашивается
название «Жизнь без Христа».
Последние двадцать пять лет своей
жизни Виктор Васнецов посвятил созданию художественного цикла «Поэма семи
сказок». Это нечто необычное в истории
русской живописи, это гениальная находка
гениального мастера. Художник никому об
этом цикле не рассказывал, с ним были знакомы только его родственники и ближайшие
друзья из творческого цеха. В чем тут дело?
Весь цикл говорит – в подтексте – правду
о существующей власти, правду суровую и
неприглядную. Ясно, что предлагать этот
цикл на ту или иную выставку было нельзя.
Подобная история произошла с писателем
Владимиром Солоухиным. Он написал (тоже
в конце жизни) роман «Последняя ступень»,
показав гнилую сущность атеистического
режима. Солоухин был умным человеком
и не стал публиковать свое произведение,
так как знал, что последует, если роман
увидит свет. Он завещал опубликовать его
только после своей смерти, когда в стране
сменится режим.
Виктор Васнецов отошел ко Господу в
1926 году. Его родственники передали все
произведения цикла «Поэма семи сказок»
в Третьяковскую галерею. Впервые широкая
публика смогла познакомиться с ними только
в середине прошлого столетия.
Цикл состоит из семи работ: «Царевна-Несмеяна», «Ковер-самолет», «Спящая
царевна», «Баба-Яга», «Царевна-лягушка»,
«Кощей Бессмертный» и «Сивка-бурка».
Почему семь? Потому что цифра «семь» –
сакральная, она принадлежит Церкви (семь
Таинств, семь Вселенских соборов, семисвечник и пр.). Этим приемом автор подсказывает нам, что главная идея каждого произведения – религиозная, и ее нужно
искать в Евангелии.
Вот, например, картина «Царевна-Несмеяна». В ее основу лег бродячий сказочный
сюжет о Царевне Несмеяне. Художник знал
его в пересказе известного собирателя русского фольклора А. Н. Афанасьева. Царевну
ничто не радовало и не веселило, поэтому
царь пригласил в свой дворец женихов,
чтобы они рассмешили его дочь. Кто ее
рассмешит, тот и пойдет с нею под венец.
Васнецов осовременил сказочный сюжет. В большой толпе женихов мы легко
узнаем людей как дореволюционной, так
и послереволюционной России. Их объединяют алчность и коварство. На переднем
плане – парень в красной рубахе; он, как и
другие грубые и невежественные «герои»,
находящиеся рядом с ним, гогочет, пытаясь
рассмешить скромную девушку, сидящую на
высоком белом троне.
Легко догадаться, что девушка-царица –
это современная Россия. Однако скоморошество невежественной толпы ее совершенно
не трогает, она выше этого, она живет в
другом лучшем мире, который «гостям» неведом и недоступен.
Третий слой – христианский; «ключ» к
нему мы находим в Евангелии: «Горе вам,
смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» (Лк. 6:25).
В «Несмеяне» есть и другие христианские
мотивы; я предлагаю боголюбивым читателям
самим отыскать их.
Неравнодушный художник нашел способ
говорить о том, о чем во время советской
власти было запрещено говорить, – о Боге,
о бессмертной человеческой душе, о Небесных Обителях. Жалко, что зрители увидели
только три работы из сказочного цикла
(представленный на выставке «Ковер-самолет» – это первый вариант из многих и к
названному циклу не относится). При желании
можно было бы найти место и для остальных.
«Поэма семи сказок» – это ярчайший
прорыв к Небу, это собеседование с ангелами, это жизнь со Христом и во Христе, это
выражение искренней любви ко Пресвятой
Троице, это трепетная исповедь христианской души.
Почему Васнецов обратился к сказкам?
Вот что говорит он сам по этому поводу:
«Я всегда был убежден, что в сказках,
песне, былине сказывается весь цельный
облик народа, внутренний и внешний,
с прошлым и настоящим, а может быть,
и будущим». Будучи русским человеком, он
хорошо понимал, что народ, как коллективный автор, создает самые лучшие, самые
ценные, самые оригинальные и нестареющие
произведения. В академии, университете и
институте многому можно научиться, но у
народа можно научиться тому, что никогда
не услышишь в студенческой аудитории.
«Сказочные произведения Васнецова
были для него не иллюстрацией к устному
народному творчеству, а “актом поэтического прозрения сердцевины жизни, закрытой от
людей пеленой действительности”. Художник
не принял революции и страдал, наблюдая
за тем, как “старая Русь” безвозвратно исчезает. Сказки были для него своеобразной
внутренней эмиграцией», – справедливо замечает современный исследователь.
Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы – это истинные богатыри русского изобразительного искусства.
Обогатив своими
произведениями душевный мир современников, они остаются в строю и сейчас, в двадцать первом веке, помогая нам проходить
земное странствие, лучше понимать тайны
нашего бытия, преодолевать неизбежные
искушения и возрастать во Христа.
Николай КОКУХИН
|