Архиепископ Новосибирский и Барнаульский
Варфоломей (Городцов) (1866–1956)
|
В новейшей истории Русской Православной Церкви и, в частности, в региональной
церковной истории существуют исторические
периоды, слабо изученные с точки зрения
содержания и хронологии. Большей частью
это происходит вследствие недостатка или
отсутствия подтверждающих документов,
с опорой лишь на фрагментарное церковное
предание.
В истории Тобольской епархии
таковым является период с конца 1930-х гг.
до окончания Великой Отечественной войны,
породивший суждение о Всехсвятской церкви
Тюмени как о единственном не закрывавшемся храме, богослужебная деятельность
которого не прерывалась за исключением,
быть может, неполных двух лет, с 1940-го
по октябрь 1941 г. Появление новых, ранее
не публиковавшихся архивных документов
позволяет уточнить вопрос о положении
Всехсвятской церкви в предвоенные и военные годы.
К концу 1930-х гг. Русская Православная
Церковь была практически обескровлена. Позади годы большого террора. Большая часть
духовенства Тобольской епархии расстреляна или разметана по тюрьмам и лагерям.
В обезглавленных храмах царит мерзость
запустения. Какие-то из них отданы под так
называемые «культурно-просветительские
нужды», многие – под «хозорганизации».
Широко известен перечень использования
бывших молитвенных зданий Тюмени из
фондов Государственного архива Тюменской
области на начало 1939 г. О Всехсвятской
церкви сказано: «Кладбищенская часовня
никем не занята». Попытка ее закрытия состоялась в марте 1930 г., когда в Горадмчасть
поступило ходатайство граждан, проживающих
в районе Тычковки, о передаче в ведение
Жакта помещения кладбищенской церкви для
культурно-просветительских нужд населения.
Последствий ходатайство не имело, и официальный договор 1928 г., заключенный с
Тюменским горсоветом, остался в силе. Возможно, власти не решились лишить верующих
последнего прибежища.
Конечно, возможности небольшой Всехсвятской церкви были ограничены. В том же
1930 году в заявлении от группы верующих
православного населения Тюмени говорилось:
«С закрытием церквей для верующих граждан
создалось очень тяжелое положение. Люди
не могут стать неверующими за один день.
Совесть побуждает верующего человека идти
в храм и исполнять свои религиозные обязанности. Наступило время Великого поста, когда
многие из христиан считают своим долгом
помолиться в храме. Людям приходится
тащиться через весь город до единственной
стоящей на окраине кладбищенской церкви.
Матери-христианки приносят в храм малолетних детей. Можно представить, сколько
затруднений приходится им испытывать, чтобы
донести ребенка из-за Зареки или Затюменки.
А теперь о самом храме, который оставлен
верующим. Выбран самый маленький храм,
бывший не так давно, собственно говоря,
кладбищенской часовней. Страшная теснота,
давка, воздуха мало. Вот те “удобства”, которые предоставлены верующим. В праздничные
дни храм не вмещает молящихся. Люди стоят
на холодном крыльце и паперти или во дворе
под открытым небом. А что будет в Пасху,
то и представить невозможно».
В середине 1930-х гг. приходская жизнь
Всехсвятской церкви раздиралась борьбой
с обновленцами. 8 марта 1937 г. в Омскую
областную культовую комиссию поступила
жалоба верующих о том, что в августе 1936 г.
они были лишены культового здания. Религиозную общину, официально насчитывающую
634 чел., вытеснили из арендуемого храма,
в то время как обновленцы, в общине которых числилось несколько человек, получили
полное содействие властей. Церковный староста Михаил Ханжин, пришедший к помощнику
начальника Тюменского отделения НКВД
Ляпцеву с жалобой на главного зачинщика
беспорядков Максимова, явился свидетелем
телефонного разговора Ляпцева со старшим
инспектором ГорФо, которому он открыто
сказал ускорить передачу церкви Максимову,
заметив при этом Ханжину, что «они наши,
а вы – не наши».
В ночь на 12 октября 1937 года в подвале
Тюменского горотдела НКВД были расстреляны семь священнослужителей Всехсвятской
церкви, служивших в ней в разные годы и
проходивших по групповому делу № 4447.
В Тобольске 30 августа того же года был
расстрелян последний епархиальный архиерей
епископ Артемий (Ильинский). Тобольская
епархия оказалась обезглавленной. В этой
связи примечание об использовании Всехсвятской церкви в перечне 1939 года о том,
что она «никем не занята», приобретает
особый оттенок: занимать ее было попросту
некем. По крайней мере, священники, избежавшие расстрела и служившие во Всехсвятской церкви в середине и в конце 1940-х гг.,
такие как Александр Сычугов, игумен Игнатий
(Вьюков) и Матфей Пахомов, были репрессированы и отбывали срок заключения или
ссылки. С 1939-го по 1942 г. на территории
Сибири не осталось ни одного правящего
архиерея, и сибирские епархии прекратили
свое существование.
В ходе Великой Отечественной войны
произошел перелом в отношениях между
Церковью и государством. В преддверии Тегеранской конференции, главным вопросом
которой было открытие второго фронта с участием западных держав, Верховный главнокомандующий был вынужден начать изменения
в области внутренней церковной политики.
4 сентября 1943 г. состоялась встреча Сталина с иерархами Русской Православной
Церкви, важнейшим результатом которой стало постановление Совнаркома СССР «О порядке открытия церквей», принятое 28 ноября
1943 г. 26 июля того же года управляющим
Новосибирско-Барнаульской епархией был назначен архиепископ Варфоломей (Городцов).
Великую Отечественную войну владыка встретил 75-летним приходским священником, но
уже в первую военную весну был призван к
епископскому служению. До 28 ноября 1946 г.
временно управлял Омской епархией.
Настоятелем вновь открывавшейся Всехсвятской церкви стал священник Александр
Сычугов. В 1926 г. Преосвященным Серафимом (Коровиным), епископом Ялуторовским,
он был рукоположен во иерея к церкви
прп. Александра Ошевенского в пос. Красный
Яр нынешнего Нижнетавдинского района.
После ее закрытия проживал в Тюмени,
работал слесарем-жестянщиком. 30 августа
1941 г. был мобилизован рядовым в РККА и
эшелоном отправлен в Омск, но в начале октября возвращен в Тюменский горвоенкомат
и уволен в запас. Вновь приступил к работе
слесарем-жестянщиком на ДОКе «Красный
Октябрь». 19 октября 1941 г. был арестован
по обвинению в антисоветской пропаганде и
заключен под стражу. 6 февраля 1943 г. уголовное дело прекратили за недоказанностью, и
отца Александра освободили. С марта 1943 г.
Александр Сычугов трудился разнорабочим
на тюменском заводе № 530.
Вид Всехсвятской церкви в нач. 1950-х гг.
|
Из воспоминаний Бориса Петровича Залесского, певчего Всехсвятской церкви с
1944-го по 1947 год: «Внешне церковь была
цела, только без купольного креста. Внутри
пусто, настенная роспись забелена, все заросло грязью и паутиной. Иконостас вывезен,
иконы и церковную утварь унесли по домам
или забрали в музей. Некоторое время в ней
находился больничный склад. В годы войны на
территории бывшего Всехсвятского кладбища
действовали военные госпитали, здесь же
хоронили воинов, скончавшихся от ран. Вдоль
улицы Свердлова, начиная от Даудельной и
до реки Туры, был вырыт ров, по которому
во время весеннего паводка стекала вода.
Для прохода к храму через ров был проложен
пешеходный мостик».
Освящению Всехсвятской церкви предшествовало открытие молитвенного дома.
В феврале 1944 г. архиепископ Варфоломей
подписал указ об открытии молитвенного
дома и назначении отца Александра Сычугова его священником. «Народ с огромной
радостью воспринял весть о скором открытии
храма. Несли иконы, лампады, подсвечники.
Возвратили значительную часть церковного
имущества, конфискованного в музей. Красивый иконостас голубого цвета с позолотой
доставили из разрушенной Успенской церкви
с. Заводоуспенка. Отремонтировали паперть,
с правой стороны закрепили небольшой
колокол. Силами прихожан восстановили
ограждение.
Кованый купольный крест, изготовленный
на заводе “Механик”, был установлен на
главке купола в праздник Крещения Господня.
В лютый январский мороз его вручную подняли на полотенцах. После установки креста
по спуску Масловского взвоза совершили
крестный ход к Туре на иордань». Остается
привязать это большое событие к открытию
Всехсвятской церкви, поскольку до сих пор
установка креста датировалась 1942 годом,
что было невозможно. В послужном списке
священника Александра Сычугова указана
точная дата открытия церкви: 10 октября
1944 г.; указ о назначении отца Александра
ее настоятелем подписан архиепископом
Варфоломеем 20 октября. Таким образом,
поднятие креста не могло совершиться ранее
последующего праздника Крещения Господня,
то есть 19 января 1945 г. Излишне говорить
о том, что за проявленную инициативу руководство завода «Механик» имело немало
неприятностей по партийной линии. «Церковная кружка Всехсвятской церкви делилась на
три части: одна шла на фронт, вторая – для
дальнейшего обустройства храма и общую
свечу, третья – на восстановление Знаменского собора».
Таким образом, в сложнейший период
истории церковной жизни Тюмени Всехсвятской церкви принадлежит особая роль.
В конце 1920-х – начале 1930-х гг. она стала
единственным храмом, избежавшим закрытия,
и своеобразным ноевым ковчегом. В годы репрессий духовенства и упразднения епархии,
когда храмовое богослужение стало невозможным и перешло на нелегальное положение, религиозная жизнь тюменских верующих
не прекращалась. Благодаря Софье Михайловне Фадеевой, дочери расстрелянного старосты Всехсвятской церкви Михаила Ханжина,
мы располагаем сведениями о религиозной
деятельности небольших монашеских общин,
связанных с духовенством Всехсвятской
церкви, начиная со второй половины 1930-х
до конца 1940-х гг. Этому посвящена глава
«В рассеянии сущие» в нашей книге «Память
их в род и род».
В годы военного лихолетья Всехсвятской
церкви принадлежит первенство ее открытия.
10 октября нынешнего 2024 года этому событию исполнилось ровно восемьдесят лет.
Г. КОРОТАЕВА,
научный сотрудник Тобольской
духовной семинарии
|