В марте 1808 года Иван Андреевич
Крылов написал басню «Обезьяны». Будучи
искренним патриотом, он неодобрительно
относился к увлечению высшего света всем
французским: французские гувернеры, французский язык, французские повара.
Написанная как предостережение, басня
«Обезьяны» оказалась пророческой. Пришлось недолго ждать: в 1812 году французская
армия напала на Россию, неся разорение,
опустошение, страдание и смерть нашему
народу. Если легкомысленная элита почти
вся спасалась бегством, то простой русский
народ был обречен на страдания и лишения.
Да и простым французам не позавидуешь.
С веками в странах сложились элиты,
которые, прикрываясь пустой, а порой и
лживой риторикой, разжигают конфликты и
развязывают войны, а основному истреблению и страданию подвергается простой народ, попавший в их идеологические «силки».
Давайте вчитаемся в слова басни «Обезьяны» и увидим, что предостережение
Ивана Андреевича Крылова о вреде чрезмерного увлечения чужеродным актуально
во все времена.
ОБЕЗЬЯНЫ
Когда перенимать с умом, тогда не чудо
И пользу от того сыскать;
А без ума перенимать –
И Боже сохрани, как худо!
Я приведу пример тому из дальних стран.
Кто Обезьян видал, те знают,
Как жадно все они перенимают.
Так, в Африке, где много Обезьян,
Их стая целая сидела
По сучьям, по ветвям на дереве густом
И на ловца украдкою глядела,
Как по траве в сетях катался он кругом.
Подруга каждая тут тихо толк подругу,
И шепчут все друг другу:
«Смотрите-ка на удальца;
Затеям у него так, право, нет конца:
То кувыркнется,
То развернется,
То весь в комок
Он так сберется,
Что не видать ни рук, ни ног.
Уж мы ль на все не мастерицы,
А этого у нас искусства не видать!
Красавицы-сестрицы!
Не худо бы нам это перенять.
Он, кажется, себя довольно позабавил;
Авось уйдет, тогда мы тотчас…» Глядь,
Он подлинно ушел и сети им оставил.
«Что ж, – говорят они, – и время
нам терять?
Пойдем-ка попытаться!»
Красавицы сошли. Для дорогих гостей
Разостлано внизу премножество сетей.
Ну в них они кувыркаться, кататься,
И кутаться, и завиваться;
Кричат, визжат – веселье хоть куда!
Да вот беда,
Когда пришло из сети выдираться!
Хозяин между тем стерег
И, видя, что пора, идет к гостям
с мешками.
Они, чтоб наутек,
Да уж никто распутаться не мог,
И всех их побрали руками.
Конечно, «перенимать с умом» может
быть делом полезным, но только тогда, когда
это гармонично, без насилия воспринимается
в обществе. Зачастую мы видим, как чуждые
модели, чуждые манеры насильственно навязываются сверху в экономике, в образовании
и особенно в культуре. Примеров тому в
отечественной истории немало.
Петр I разрушил многовековую иерархическую структуру Русской Православной
Церкви, упразднив патриаршество. Он насильственно вводил в армии западноевропейскую форму одежды, парики. Правители
и правительницы с западной ментальностью
и моралью погрузили свой двор в утехи
и развлечения на западный манер. Элита
теряла связь с простым народом.
В XX веке увлечение западничеством
ввергло Россию в смуту и привело к власти
воинствующих безбожников, за десять лет
разграбивших и разоривших святыни народа,
которые созидались на протяжении десяти
столетий. Западный идейный продукт насильственно навязывался в нашем Отечестве.
В Европе католицизм породил протестантизм с признаками постепенного упадка
духовности. На этой почве развивались теории капитализма, социализма, коммунизма,
атеизма и сатанизма. Впоследствии все эти
«измы» стали насаждаться и в нашем Отечестве. И в нашем обществе нашлись те, кто,
потеряв духовные и исторические ориентиры,
перенимал западную мораль, западные принципы жизни и тому подобное «без ума», не
различая «премножество сетей».
Сегодня мы видим «веселье хоть куда! Да
вот беда» – многие из нас утратили знание
о своих православных корнях, потеряли свое
нравственное достоинство.
Вспомним, друзья: с принятием христианства в X веке стала качественно меняться
жизнь славян. Они получили письменность,
и было положено начало образованию.
Первыми книгами были книги Священного
Писания, или слово Божие. Это было человеколюбивое слово Самого Бога к людям.
В духе любви к Богу и людям сплотились
славянский народ и народы, веками живущие
вместе со славянами. Так человеколюбивый
дух христианства был положен в основу
формирования государственности Руси, а
впоследствии и великой России.
На благодатной почве Православия в
народе возрастали духовность, нравственность, самобытность и культура. При этом
греховные и эгоистические проявления природы человека врачевались благотворным
влиянием Русской Православной Церкви,
благодаря которому наше Отечество многократно было спасено от погибели, а наш
православный народ – от полного истребления и потери самобытности и суверенитета.
В каждом столетии наш народ подвергался
внешней агрессии и попыткам завоевания,
но дух народа был непобедим. Так, преодолевая все испытания и нападки, наша страна
из века в век укреплялась, сплачивалась и
расширялась территориально.
Но вот пришел XX век, век богоборчества
и воинствующего атеизма. В нашей стране
нашлись предатели тысячелетней духовной
традиции. Пораженные греховным эгоизмом,
используя ложь, силы зла стали насаждать
человеконенавистнический дух вражды и
разделения. Так простодушный и доверчивый
народ запутался в этом множестве сетей
лицемерия и обмана и стал рабом греховных
заблуждений, порождающих распри и раздоры.
Сегодня, пока не поздно, мы должны
отрешиться от «множества сетей» чуждой
идеологии, беспечного легкомыслия и, прозревая, встать на путь духовного возрождения, на спасительный путь возвращения в
ограду Русской Православной Церкви.
+ М.Д.
|