ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№11 2022 г.         

Перейти в раздел [Документы]

«Люби врагов своих, уничтожай врагов Отечества и гнушайся врагов Божиих»

14 октября в эфире «Радио Вера Тюмень» в программе «Светлый час» состоялась беседа с ключарем Знаменского кафедрального собора протоиереем Николаем Цирке. Ведущий программы – протоиерей Григорий Мансуров.

Протоиерей Григорий: Наша программа выходит на Покров Пресвятой Богородицы. В этот праздник в студию радио «Вера» я пригласил ключаря Знаменского собора Тюмени протоиерея Николая Цирке. Сегодня мы поговорим о наших непростых временах, о том, что происходит вокруг, и как все это воспринимают православные люди.

Давайте для начала мы расскажем о празднике Покрова. Тоже было непростое время. И когда на Руси вообще были простые времена? Они, конечно, были в истории, но о них обычно ничего не писали. Люди рождались, жили, отходили в вечную жизнь. Какие-то знаковые события – нашествия и что-то еще – описывались в летописях. Давайте напомним, с чем связан праздник Покрова Богородицы?

Протоиерей Николай: Это русский праздник, хотя его корни восходят к Греции. Когда были непростые времена для Византии, наш славянин Андрей блаженный, Христа ради юродивый, вместе со своим учеником Епифанием пришел во Влахернский храм молиться. Там увидел на воздусех Пречистую Божию Матерь, простирающую над молящимися Свой покров. После этого видения произошло избавление Византии от нашествия варваров. Этот праздник в Греции не празднуется, а на Руси является любимым. На Горе Афон в русском монастыре целителя Пантелеимона есть храм Покрова Пресвятой Богородицы, который вмещает очень много и монахов, и паломников.

Отец Григорий: Считается, что варвары, которые обложили Константинополь и пытались взять его приступом, были наши предки – русы. Есть мнение, что князья Аскольд и Дир были их вождями. А Пресвятая Богородица заступилась за православных людей. Поднялась буря, и все корабли противника были утоплены. Есть такое предание, что увидев Божье вмешательство, эти князья как будто бы вразумились и приняли христианство.

В интернете пишут, что в Греции вроде бы появился праздник Покрова. Может, вы что-то слышали? Он связан с тем, что в октябре 1944 года греки освободили Афины во времена Второй мировой войны. Подражая русским, в благодарность за это событие отмечают праздник Покрова. Вы не общаетесь с греками?

Отец Николай: К сожалению, не общаюсь. Но думаю, что так и есть. На праздник Покрова на Афоне в русский монастырь приходят и греки, и все, кто в этот день находится на Афоне.

Отец Григорий: Покров еще связан с Андреем Боголюбским. Под Владимиром был построен храм Покрова на Нерли. У нас сейчас в Тюмени строится храм в честь Покрова, есть Покровские храмы в Мальково и Каменке. И главный наш храм в Тобольске – Покровский кафедральный собор.

Сегодня мы живем в тревожное время. Господь говорит в притче о Страшном суде, что нужно посетить страждущих в темницах. Я всегда думаю: в какую темницу нам надо пойти? Кого и как посетить, если туда не пускают? Сейчас как раз наступают времена, когда появляется возможность как-то исполнить эти заповеди Христовы. Что вы об этом думаете? Как вам кажется: почему, за что, надолго ли?

Отец Николай: В истории русского государства более 50 лет мы никогда не жили мирно. А тут по милости Божией 80 лет жили более-менее в мире. И, конечно, сейчас народ к этому не готов. Сейчас человек избалован комфортом, благополучием. Есть теплая вода, постель. Слава Богу, есть, что покушать.

Важно, чтобы мы поняли, что надо быть вместе с армией, и все-таки за Родину, Отчизну стояли и должны стоять… Люди переживают. И в связи с событиями, которые сейчас происходят, появляются новые люди в Церкви: ребята приходят, матери приходят, жены приходят. И много свидетельств удивительных – даже дети понимают, что происходит: мальчик говорит отцу, что надо заниматься спортом, девочка – что надо строго заповеди Христовы исполнять… Люди разные, и переживания разные. Но люди начинают понимать, что нельзя отделять нас от армии, от отчизны. Почему мы проиграли Японскую войну? Потому что в Москве, Санкт-Петербурге кутили: «Пусть там воют, а мы тут благородно живем!»

Отец Григорий: Многие желали поражения государству. Потом и революция началась.

Отец Николай: Святитель Филарет Московский (Дроздов), который обладал постничеством, любовью и ревностью к святому Православию, говорит: «Люби врагов своих, уничтожай врагов Отечества и гнушайся врагов Божиих».

Отец Григорий: 6 октября Святейший Патриарх Кирилл благословил всех епархиальных архиереев в сотрудничестве с руководителями регионов России организовать в военкоматах и пунктах мобилизации пастырское окормление мобилизованных. Вы бываете в этих центрах?

Отец Николай: Послужить нашим мобилизованным ребятам – это честь для меня. Ребята в военной форме – они становятся другими, они становятся настоящими… Я имел радость общаться с мобилизованными ребятами несколько раз: и в частной беседе, и на исповеди, и на литургии. В воскресенье меня пригласили покрестить ребят, которые в понедельник уходили, сказали – семь человек, а пришло их тридцать. Они говорят: «Батюшка, надо креститься, все-таки мы русские, православные христиане».

Отец Григорий: С одной стороны, хорошо, с другой – пока гром не грянул, мужик не пошел креститься.

Отец Николай: Пусть и не раньше, но слава Богу, хоть так пришли к вере. Кстати, в военной части людей, которые жили «гражданским браком», расписывали прямо на плацу, как во времена Великой Отечественной войны. Стояли 14 пар, некоторые, которые прожили уже многие годы и детей имеют, а теперь у них будет законный брак…

Отец Григорий: Сколько плюсов: расписываются, крестятся, кто-то первый раз исповедуется. Нет худа без добра. Известно, что люди в скорбях к Богу приходят. Мне одна женщина пересказывала переписку со своими подружками. Многие говорят: что же я не родила третьего, четвертого, все равно дома сидела в пандемию? И все на полном серьезе. С четырьмя же детьми не забирают.

Отец Николай: Дай, Господи, чтобы Господь благословил рождение сыновей и дочерей. Когда парень рождается, слава Богу: родился защитник Отечества.

Отец Григорий: Какой средний возраст мобилизованных?

Отец Николай: Ориентировочно от 30 до 45 лет. Разный возраст, но совсем молодежи не видел. В основном зрелые ребята, имеющие детей. Чувствуется, что они идут за Отечество. Есть у нас еще порох в пороховницах.

Отец Григорий: Среди них есть и добровольцы?

Отец Николай: Есть разные.

Отец Григорий: Пугают, что только что отслуживших срочников тоже мобилизуют.

Отец Николай: Мне не приходилось со всеми встречаться. Но этого не видел. Люди сознательно шли на защиту страны.

Отец Григорий: О чем вы с ними разговаривали?

Отец Николай: Говорю, что мы обязаны защищать Отечество. Я рассказываю о современных событиях. Вот история из сегодняшней жизни. Один раб Божий, находящийся на спецоперации, несколько месяцев не давал о себе знать. И вдруг он звонит матери. Она ему говорит: «Сыночек, я за тебя молюсь день и ночь!» А он отвечает: «Мама, я знаю, потому что, когда я ложусь спать, мне снится один и тот же сон, что ты на меня надеваешь бронежилет».

Другой случай. Одна женщина говорит другой: «У тебя и у меня муж там, на Украине. Пойдем в церковь свечку поставим». А та ей: «Да я не знаю, никогда в церковь не заходила…». Но все же они пошли. И здесь она стояла и какое-то время молилась у иконы Матери Божией. И когда она помолилась и поставила свечу, вдруг – раздается звонок. Звонит муж: «Любимая моя Еленушка, я тебе скажу: мы только-только в такой перепалке были и чудом без одной царапины вышли». И она говорит: «Я все поняла»…

Один парнишка звонит маме, говорит: «Мама, благослови, идет неравный бой, не знаю, останусь ли живым». Другие женам по телефону сообщают, что их семь человек, держим оборону, но силы с другой стороны превосходят. Буквально на следующий вечер узнают, что они все живы-здоровы. Поэтому молитва матерей, жен, детей – это удивительные моменты покрова над ребятами.

Отец Григорий: Вы служите литургию миссионерским чином. Как это происходит?

Отец Николай: Чтобы не нарушать распорядок учений у мобилизованных, мы стараемся служить литургию в 5:30 утра. Привозим с собой переносной престол и совершаем службу.

Отец Григорий: Литургия занимает время.

Отец Николай: Приходят, потому что им нужен Христос. Два раза совершал литургию: первый раз 60 человек пришло, второй раз чуть поменьше. Многие имеют уже опыт исповеди и Причащения, были и наши прихожане – подсказывают тем, кто первый раз. Была исповедь накануне вечером, беседа была перед этим. Ребята все стояли молились, крестились. А когда я их благословлял Казанской иконой Богородицы – то все встали на колени. Эта икона была дорога мне, но я понял, что им она нужнее, и отдал им. Но сказал: «Когда вы по милости Божией вернетесь, вы верните эту икону в Знаменский собор».

Отец Григорий: Владыка на проводах обратился к солдатам: «Мой отец, который прошел всю Отечественную войну и получил ранение, говорил, что самое важное – это солдатская верность, дружба и сплочение. Берегите себя, и тогда вы сбережете наше Отечество и народ». В наших интервью с владыкой он часто вспоминал своего отца, говорил и о помощи Божией на фронте другим людям.

Новосибирский протоиерей Валентин Бирюков в годы Великой Отечественной войны был простым рядовым солдатом и в своей книге «На земле мы только учимся жить» рассказывал, что он и его сослуживцы, которых было шесть человек, договорились не говорить ни одного хульного слова и не обижать друг друга. И еще они всегда молились. Так прошли всю войну. Были и ранения, и на волоске от смерти оказывались, но все шестеро выжили.

Отец Николай: Оптинские старцы говорили, что кто сквернословит, тот Матери Божией не молится. Я говорю эти слова нашим солдатам. Это не свойственно душе человека.

Отец Григорий: Потому что оскверняется Богородица. Лукавые духи через человека хулят Божию Матерь. Когда уже непроизвольно произносишь, это уже в некотором смысле беснование.

Отец Николай: Мой друг два года служил в Афганистане – ни разу в жизни не матерился.

Отец Григорий: Мне не получилось самому служить. Раньше в семинарии давали отсрочку. Закончил ее уже будучи женатым человеком. Потом с ребенком до трех лет была отсрочка, далее следующие дети родились. До 27 лет ходил в военкомат, выдали военный билет… А вы служили?

Отец Николай: Да, 1986-88 годы, ПВО на Дальнем Востоке. Я еще в отрочестве молил Бога о том, чтобы Он отправил меня туда, где будет возможность сходить в Церковь. Так и получилось. Сначала меня отправили в Раздольное, в показательную школу младших командиров. У меня были документы, что я три месяца работал пономарем в Никольском храме в Омске. Когда эти документы увидели, я оказался неблагонадежным, и меня оттуда выпроводили. Отправили в Белогорск, рядом с Благовещенском. Помню, когда нас повезли на первые стрельбы, мы проезжали по ул. Политехнической около удивительного деревянного храма, где служил отец Василий. Он принял меня тогда с большой любовью. Командиры отпускали в самоволку в храм, но сразу предупредили, что увольнительных нет: если попадешься, то мы тебя не отпускали. И вот я рано-рано утром в храм, а обратно отец Василий меня в часть на запорожце привозил. Даже на Пасху и Рождество отпускали.

Отец Григорий: Наше ПВО надежное?

Отец Николай: Порох в пороховницах есть. Это было время, когда срочники через Афганистан проходили. Ребята тоже писали заявление, чтобы их туда забрали, но почему-то из нашей роты никого не взяли.

Отец Григорий: Патриарх Кирилл благословил совершать молитву о Святой Руси. Некоторые говорят: «Что это за Святая Русь, вы что – хотите восстановить Советский Союз? Украина, Белоруссия и Россия – это все отдельные государства». У нас и среди священства есть некоторые, кто придерживается такого мнения. Что мы можем тут сказать? Почему мы считаем, что Церковь наша на стороне добра и правда за нами?

Отец Николай: Я думаю, что сейчас нужно сберечь нашу Родину, объединяться и охранять ее территории. Если в чем-то были не правы, разбираться будем потом. Столкнули единоверный народ лбами. Понять, что в течение многих лет это делала пропаганда западных стран, больно. В Украине у меня много тех, с кем я вместе учился, многие из них сейчас священники, епископы, но я боюсь им звонить… Я их всегда поминаю и прошу у Бога милости. Душа не может равнодушно относиться к тому, что происходит. Но сейчас нам надо переживать за Русь, чтобы Господь дал нашему христолюбивому воинству Свою милость и ограждение, чтобы дал мудрость в молитве.

Людей, проживающих на Донбассе, притесняли, и это больно. Многие украинцы, кто раньше проживал на территории Луганска и Донецка, а потом переехал жить в Россию, пошли сейчас на войну добровольцами.

Отец Григорий: Я помню годы, когда у нас начались столкновения с Чечней. Вроде бы им дали независимость, остановили боевые действия. Но что случилось потом? – Теракты с массовыми жертвами в Буденновске, в Буйнакске, в Волгодонске, в Москве, другие теракты в России и наконец в Беслане. Но я не слышал о взрывах в Киеве в 2014 году, чтобы жители Донбасса устраивали теракты где-нибудь во Львове или Одессе. Русский мир так не поступает. Такого не было. Из этого мы делаем вывод, что правда за нами.

Что происходит в мировом Православии? Те, кто оказался на Западе, повели дело к расколу с Русской Церковью, создали ПЦУ. Их признали там некоторые. Мы в итоге были вынуждены разорвать отношения с Константинополем.

Отец Николай, как вам кажется нужно понимать слова Христа: ударившему тебя по правой щеке подставь левую? Мы же воинов благословляем сражаться?

Отец Николай: Я снова повторю святителя Филарета Дроздова: «Люби врагов своих, уничтожай врагов Отечества и гнушайся врагов Божиих». Что может быть краше и удивительней этих слов?

Отец Григорий: Вы говорите, что сейчас приходят новые люди, матери, жены тех, кто уходит на фронт.

Отец Николай: Обновляется состав прихожан. Люди переживают, собираются для молитвы. Те, кто никогда не исповедовался и не причащался, начинают приходить. Семьи мобилизованных совершают молитвенное правило Божией Матери, чтобы Господь их хранил в пекле военных действий. Сегодня самое главное обратиться внутрь самого себя и исправлять свою жизнь.

Отец Григорий: У нас в Кулаково женщины попросили молиться Георгию Победоносцу. У вас в Знаменском соборе что-то добавилось?

Отец Николай: Молитву, которую сейчас Патриарх благословил, каждый день читаем за литургией и на молебнах. У нас есть список солдат, мы каждый день их поминаем. Служим и Георгию Победоносцу, и Архангелу Михаилу, Царственным мученикам, Сергию Радонежскому.

Отец Григорий: Много людей в списках?

Отец Николай: Много. Списки передают мои знакомые из других городов. Приходят имена погибших.

Отец Григорий: Напрашивается параллель со столетней давностью. И война сейчас как раз проходит примерно на территории, где проходила Первая мировая война. Самое страшное, что внутренние распри приводят к тому, что власть начинает рушиться. Так было и на Украине в 2014 году.

Николай II откуда мог знать, что так будет? Ему сказали, что обществу нужно дать свободу, все дело как будто бы только в нем. Но и Временное правительство не смогло удержать власть, после чего пришли большевики. Теперь же мы знаем, насколько опасно для народа, когда власть слаба и малодушна. Отец Николай, в завершение передачи скажите нашим слушателям слова напутствия.

Отец Николай: Други мои, братья, сестры! Не бойтесь, Господь никого никогда не оставит. Творите молитву, благословляйте друг друга. Бог покроет Своей любовью.

Набор текста: Наталья ЛИПАЕВА

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2025 г.