ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№11 2022 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Преподобноисповедник Иоанн Кевролетин (1876-1961) – уроженец Тюменского уезда

«Не стоит село без праведника и город без святого» – утверждает русская народная поговорка. И, видимо, это действительно так: у Бога есть множество праведно живущих людей, о которых мало кому известно. Лишь некоторые из таких праведников становятся явлены всем, причисляются Церковью к лику святых.

Наш сибирский край имеет немало святых, прославившихся своим христианским житием или мученической кончиной. Однако многие из них не были урожденными сибиряками, но родились и получили воспитание в других частях России. Среди прославленных святых, о которых доподлинно известно, что родились и выросли они в Сибири, мы знаем имя преподобного Далмата Исетского, родившегося в 1594 году в Березове, состоявшего потом на государевой службе в Тобольске, а впоследствии ставшего монахом. Этот святой является сейчас небесным покровителем Курганской митрополии, а на месте его иноческих подвигов теперь стоит Далматовский монастырь и город Далматово. Также известен нам преподобный Мисаил Абалакский, родившийся в селе Липоярском (ныне Липовка Ярковского района) в 1797 году, ставший достойным священником и монахом в Абалакском монастыре, служивший и в городе Тобольске. Сегодня я хочу рассказать еще об одном, нам почти не известном, святом, который прославился своими трудами на Урале, а родился и вырос совсем рядом с Тюменью. Это преподобноисповедник Иоанн Верхотурский. В списке святых Русской Православной Церкви он значится с фамилией Кевролетин. Это немаловажное уточнение, речь об этом пойдет ниже. В житии сего святого значится, что родился он 23 мая 1875 года в деревне Кулаково Троицкой волости Тюменского уезда Тобольской губернии. Как настоятель храма в селе Кулаково, я немало размышлял – не наше ли это село? С одной стороны, хотелось верить, что именно здесь родился святой. С другой стороны – что это за Троицкая волость в Тюменском уезде? И пока не было доказательств, говорить о том, что это наш земляк, не приходилось. Но благодаря трудам наших краеведов, и в частности Галины Викторовны Коротаевой, научного сотрудника Тобольской духовной семинарии, ее широкому кругу общения, в том числе с комиссией по канонизации Екатеринбургской митрополии, в государственном архиве Тюменской области были обнаружены документы, подтвердившие место рождения святого и уточнявшие фамилию, а также год его рождения.

Вот, например, запись метрической книги о бракосочетавшихся под №7 от 6 июня 1875 года: «Деревни Кулаковой крестьянинъ Афонасий Григорьевъ Кевроликинъ. Православный. Первым бракомъ. Лета жениха 24» – указано в графе, где заполнялись сведения о женихе. В графе о невесте запись следующая: «Девица Стефанида Даниилова, дочь деревни Кулаковой крестьянина Даниила Леонтиева Лазарева. Лета невесты 26». Среди четырех поручителей упоминаются крестьяне Василий Горбунов, Петр Чукмалдинъ, также Савва и Иоаннъ Пимневы. Венчание совершил священник Алексий Лепорский с пономарем (имя неразборчиво). Надо сказать, что своей церкви тогда в Кулаково не было, поэтому все Таинства совершались в Свято-Троицком храме села Лугового.

Запись метрической книги о крещении младенца Иоанна.

Вторая найденная запись метрической книги Луговской церкви Тюменского уезда, имеющая прямое отношение к будущему преподобному Иоанну, относится к следующему 1876 году. Запись от 25 мая указывает, что было совершено крещение младенца Иоанна, родившегося 23 мая, отец – Афонасий Григорьевъ Кевроликинъ, мать – Стефанида Даниилова. Восприемники – крестьянин Матфей Филипьев Наюповских? (неразборчиво) и крестьянина Алексия Дорофеева Пяткова жена Агафия Данилова.

Есть также запись от 1878 года о рождении и крещении младенца Анны, и далее, вплоть до 1889 года, о младенцах Павле, Евдокии, Феодоте и Сергии. То есть всего в семье было как минимум шестеро детей – это те сведения, которые подтверждаются документами за указанный период.

Из того, что было найдено, следует, что дата рождения святого Иоанна – 23 мая – совпадает, но год разнится с существующим жизнеописанием: не 1875, а 1876. Также фамилия – хоть и похожа, но все же не та. Священник Алексий Лепорский в течение 14 лет семь раз собственноручно записывает фамилию отца – Кевроликинъ. Так что можно уверенно утверждать, что преподобноисповедник Иоанн Верхотурский изначально был Кевроликин и родился 23 мая 1876 года. Можно предположить, что изменение года рождения и фамилии было необходимо в годы репрессий, чтобы вывести из-под возможных преследований родственников, с которыми родство, таким образом, становилось неочевидным. Подтверждается также, что наш святой был выходцем из среды крестьян, а не мещан, как указывается на некоторых ресурсах.

Теперь и свидетельство в житии преподобного Иоанна о рождении в деревне Кулаково Троицкой волости Тюменского уезда становится вполне понятным: деревни, входившие в эту волость, были приписаны к Свято-Троицкой церкви села Лугового, здесь совершались церковные Таинства для всех жителей одноименной Троицкой волости, здесь осуществлялось то, что в ХХ веке будет называться записью актов гражданского состояния, – записи о рождении, крещении, о венчании (вступлении в брак), об отпеваниях усопших.

В юношестве Иоанн состоял матросом на барже, ходившей по сибирским рекам с грузами. Но в 18 лет, в 1894 году, поступает послушником в небольшой Кыртомский Крестовоздвиженский монастырь в Ирбитском уезде на тот момент Пермской губернии. После смерти настоятеля и своего духовного руководителя отца Адриана в 1902 году переходит в Верхотурский Свято-Николаевский монастырь. Здесь в 1907 году послушник Иоанн принимает монашество с именем Игнатий, через два года становится диаконом. В 1913 году отец Игнатий становится священником. Рукоположение совершил епископ Екатеринбургский Митрофан – 11 сентября (по старому стилю) в день освящения нового, поистине грандиозного Крестовоздвиженского собора Верхотурского монастыря, построенного к 300-летию дома Романовых. На фото мы видим отца Игнатия с медалью, учрежденной к этому юбилею царственной династии.

Далее отец Игнатий нес различные послушания в монастыре и на его подворьях. После 1917 года иеромонах Игнатий начинает совершать служение в различных приходских храмах, где была такая возможность. В 1924-25 годах опять служит в разоренном, но еще не уничтоженном Свято-Николаевском монастыре Верхотурья. Подвергнут аресту и проводит в тюрьме почти месяц.

Отец Игнатий умел находить общий язык с самыми разными людьми. Например, своей кротостью он смог привлечь к себе верующих из села Кисловского, которые едва не уклонились в обновленчество. Когда батюшка прибыл на служение в это село, жители его ходили в храм, где в то время служил священникобновленец. Поскольку церковь была занята, отец Игнатий стал проводить богослужения в домике одной монахини, жившей неподалеку. На службах в домике становилось все теснее, в храме – все просторнее. Когда Великий пост стал подходить к концу, отец Игнатий попросил у обновленческого священника разрешение проводить службы в одном из приделов. Тот уступил ему холодную часть большой ПетроПавловской церкви. К Пасхе в приделе, где служил обновленец, не осталось ни одного прихожанина: все стояли на службе, которую совершал отец Игнатий.

В 1932 году батюшка был вновь арестован. На вопрос, состоял ли он в контрреволюционной организации, отец Игнатий ответил: «…Состоял членом монашеской организации, которая после закрытия Верхотурского монастыря продолжала существовать… Признаю, что действительно, как монашествующий, по своим взглядам и убеждениям был противником диаметрально противоположным установкам и мероприятиям советской власти, что иначе не могло быть. Если разделять полностью взгляды советской власти, значит нужно перестать быть монахом; быть монахом – это значит быть врагом советской власти и партии. Для меня монашество важнее советской власти, и я, естественно, был и являюсь врагом последней, но контрреволюционной работы не проводил…».

На другом допросе: «На поставленный мне вопрос, хочу ли я раскаиваться перед советской властью, показываю, что я раскаиваться перед советской властью не хочу и не буду. Больше показать ничего не могу».

Отец Игнатий вместе с другими священнослужителями и монашествующими был приговорен к ссылке в Нарымский край (север Томской области) сроком на три года. Группу в сорок человек отправили в ссылку этапом – пешком под конвоем поздней осенью.

В середине 1940-х годов отец Игнатий возвращается в Верхотурье. Он берет на себя подвиг юродства Христа ради. Некоторое время он пас коз и был любимцем детей, которые с удовольствием слушали его рассказы. Видели однажды, как он уговаривал кошку отдать ему кусочек хлеба – и уговорил. Одевался подчас в женское, так что и знакомые его не сразу узнавали. Так и казался он посторонним людям то ли чудаком, то ли сумасшедшим, но такое «прикрытие» давало ему возможность продолжать духовное окормление верующих. Совершать же богослужения в храме по причине подорванного в ссылке здоровья он уже не мог. Вот еще некоторые воспоминания о святом. Батюшка учил всех внимательной молитве, объяснял, что при чтении акафиста нужно стоять и внимательно слушать, если же часто креститься и кланяться, настоящего внимания не будет. Ездила к нему из села Маминского Глафира Ярутина. Как-то она пожаловалась батюшке, что почти неграмотна.

– Ну и что? Иисусову молитву ведь знаешь? Вот и читай ее! Двумя словами утешил ее и в скорби из-за раскулачивания семьи:

– Вот и слава Богу! Зато в колхоз не пошли!

А вот как батюшка проверял, имеют ли его чада любовь к ближнему. Однажды оделся нищенкой, голову платком закутал и постучался в калитку к верующим. Они посмотрели в окно – очередная нищенка, и не открыли. «Нищенка» не уходит, продолжает стучать. Пригляделись получше – да это же батюшка!

– Отец Игнатий, заходите!

– А! Узнали, так заходите? А я вот и не зайду.

Одна женщина работала в Свердловске в столовой, брала себе продукты и попыталась привезти краденое отцу Игнатию. Приехала в Верхотурье, не успела к дому батюшки подойти, как он начал кричать: «Закрывайте окна! Свердловские воры лезут!»

Почувствовав, что исход его из этой жизни близок, отец Игнатий принял постриг в схиму с именем Иоанн. 27 января 1961 года после Причастия в своем домике, в окружении духовных чад отец Иоанн предал дух Господу. Похоронили его на верхотурском кладбище.

Летом 1993 года его останки были перезахоронены в Верхотурском Свято-Николаевском монастыре. В 2000 году иеросхимонах Иоанн (Кевролетин) был прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Русской Церкви. В конце 2020 года ковчег с мощами преподобноисповедника Иоанна (Кевролетина), уроженца Тюменского уезда, был установлен для поклонения верующих в главном храме Верхотурского монастыря, где пребывает и сейчас. Икона с частицей мощей святого, написанная в иконописной школе при Тобольской духовной семинарии, принесена в Свято-Никольский храм села Кулаково, на малую родину преподобного Иоанна.

Протоиерей Григорий МАНСУРОВ,
председатель издательскоинформационного
отдела Тобольской митрополии,
настоятель Свято-Никольского храма
с. Кулаково

Мощи преподобноисповедника Иоанна Кевролетина в Крестовоздвиженском соборе Верхотурского монастыря.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.