«Не стоит село без праведника и город
без святого» – утверждает русская народная
поговорка. И, видимо, это действительно так: у
Бога есть множество праведно живущих людей,
о которых мало кому известно. Лишь некоторые
из таких праведников становятся явлены всем,
причисляются Церковью к лику святых.
Наш сибирский край имеет немало святых,
прославившихся своим христианским житием
или мученической кончиной. Однако многие из
них не были урожденными сибиряками, но родились и получили воспитание в других частях России. Среди
прославленных святых, о которых
доподлинно известно, что родились
и выросли они в Сибири, мы знаем
имя преподобного Далмата Исетского,
родившегося в 1594 году в Березове,
состоявшего потом на государевой
службе в Тобольске, а впоследствии
ставшего монахом. Этот святой является сейчас небесным покровителем
Курганской митрополии, а на месте
его иноческих подвигов теперь стоит
Далматовский монастырь и город Далматово.
Также известен нам преподобный Мисаил
Абалакский, родившийся в селе Липоярском
(ныне Липовка Ярковского района) в 1797 году,
ставший достойным священником и монахом в
Абалакском монастыре, служивший и в городе
Тобольске.
Сегодня я хочу рассказать еще об одном,
нам почти не известном, святом, который
прославился своими трудами на Урале, а
родился и вырос совсем рядом с Тюменью.
Это преподобноисповедник Иоанн Верхотурский. В списке святых Русской Православной
Церкви он значится с фамилией Кевролетин.
Это немаловажное уточнение, речь об этом
пойдет ниже.
В житии сего святого значится, что родился
он 23 мая 1875 года в деревне Кулаково Троицкой волости Тюменского уезда Тобольской
губернии. Как настоятель храма в селе Кулаково, я немало размышлял – не наше ли это
село? С одной стороны, хотелось верить, что
именно здесь родился святой. С другой стороны
– что это за Троицкая волость в Тюменском
уезде? И пока не было доказательств, говорить
о том, что это наш земляк, не приходилось.
Но благодаря трудам наших краеведов, и
в частности Галины Викторовны Коротаевой,
научного сотрудника Тобольской духовной
семинарии, ее широкому кругу общения, в
том числе с комиссией по канонизации Екатеринбургской митрополии, в государственном
архиве Тюменской области были обнаружены
документы, подтвердившие место рождения
святого и уточнявшие фамилию, а также год
его рождения.
Вот, например, запись метрической книги
о бракосочетавшихся под №7 от 6 июня 1875
года: «Деревни Кулаковой крестьянинъ Афонасий Григорьевъ Кевроликинъ. Православный.
Первым бракомъ. Лета жениха 24» – указано
в графе, где заполнялись сведения о женихе.
В графе о невесте запись следующая: «Девица
Стефанида Даниилова, дочь деревни Кулаковой
крестьянина Даниила Леонтиева Лазарева.
Лета невесты 26». Среди четырех поручителей
упоминаются крестьяне Василий Горбунов,
Петр Чукмалдинъ, также Савва и Иоаннъ Пимневы. Венчание совершил священник Алексий
Лепорский с пономарем (имя неразборчиво).
Надо сказать, что своей церкви тогда в
Кулаково не было, поэтому все Таинства совершались в Свято-Троицком храме села Лугового.
Запись метрической книги о крещении
младенца Иоанна.
|
Вторая найденная запись метрической
книги Луговской церкви Тюменского уезда,
имеющая прямое отношение к будущему преподобному Иоанну, относится к следующему
1876 году. Запись от 25 мая указывает, что
было совершено крещение младенца Иоанна, родившегося 23 мая, отец – Афонасий
Григорьевъ Кевроликинъ, мать – Стефанида
Даниилова. Восприемники – крестьянин Матфей Филипьев Наюповских? (неразборчиво) и
крестьянина Алексия Дорофеева Пяткова жена
Агафия Данилова.
Есть также запись от 1878 года о рождении
и крещении младенца Анны, и далее, вплоть
до 1889 года, о младенцах Павле, Евдокии,
Феодоте и Сергии. То есть всего в семье было
как минимум шестеро детей – это те сведения, которые подтверждаются документами за
указанный период.
Из того, что было найдено, следует, что
дата рождения святого Иоанна – 23 мая –
совпадает, но год разнится с существующим
жизнеописанием: не 1875, а 1876. Также
фамилия – хоть и похожа, но все же не та.
Священник Алексий Лепорский в течение 14
лет семь раз собственноручно записывает
фамилию отца – Кевроликинъ. Так что можно
уверенно утверждать, что преподобноисповедник Иоанн Верхотурский изначально был Кевроликин и родился 23 мая 1876 года. Можно предположить, что изменение года рождения и
фамилии было необходимо в годы репрессий,
чтобы вывести из-под возможных преследований родственников, с которыми родство,
таким образом, становилось неочевидным.
Подтверждается также, что наш святой был
выходцем из среды крестьян, а не мещан, как
указывается на некоторых ресурсах.
Теперь и свидетельство в житии преподобного Иоанна о рождении в деревне Кулаково
Троицкой волости Тюменского уезда становится
вполне понятным: деревни, входившие в эту
волость, были приписаны к Свято-Троицкой
церкви села Лугового, здесь совершались церковные Таинства для всех жителей одноименной Троицкой волости, здесь осуществлялось то, что в ХХ веке будет называться записью
актов гражданского состояния, – записи о
рождении, крещении, о венчании (вступлении
в брак), об отпеваниях усопших.
В юношестве Иоанн состоял матросом
на барже, ходившей по сибирским рекам с
грузами. Но в 18 лет, в 1894 году, поступает
послушником в небольшой Кыртомский Крестовоздвиженский монастырь в Ирбитском уезде
на тот момент Пермской губернии. После
смерти настоятеля и своего духовного руководителя отца Адриана в 1902 году переходит в
Верхотурский Свято-Николаевский монастырь.
Здесь в 1907 году послушник Иоанн принимает монашество с именем Игнатий, через два
года становится диаконом. В 1913 году отец
Игнатий становится священником. Рукоположение совершил епископ Екатеринбургский
Митрофан – 11 сентября (по старому стилю) в
день освящения нового, поистине грандиозного
Крестовоздвиженского собора Верхотурского
монастыря, построенного к 300-летию дома
Романовых. На фото мы видим отца Игнатия
с медалью, учрежденной к этому юбилею
царственной династии.
Далее отец Игнатий нес различные послушания в монастыре и на его подворьях.
После 1917 года иеромонах Игнатий начинает
совершать служение в различных приходских
храмах, где была такая возможность. В 1924-25
годах опять служит в разоренном, но еще не
уничтоженном Свято-Николаевском монастыре
Верхотурья. Подвергнут аресту и проводит в
тюрьме почти месяц.
Отец Игнатий умел находить общий язык
с самыми разными людьми. Например, своей
кротостью он смог привлечь к себе верующих
из села Кисловского, которые едва не уклонились в обновленчество. Когда батюшка прибыл
на служение в это село, жители его ходили
в храм, где в то время служил священникобновленец. Поскольку церковь была занята,
отец Игнатий стал проводить богослужения в
домике одной монахини, жившей неподалеку.
На службах в домике становилось все теснее,
в храме – все просторнее. Когда Великий пост
стал подходить к концу, отец Игнатий попросил
у обновленческого священника разрешение
проводить службы в одном из приделов. Тот
уступил ему холодную часть большой ПетроПавловской церкви. К Пасхе в приделе, где
служил обновленец, не осталось ни одного
прихожанина: все стояли на службе, которую
совершал отец Игнатий.
В 1932 году батюшка был вновь арестован.
На вопрос, состоял ли он в контрреволюционной организации, отец Игнатий ответил:
«…Состоял членом монашеской организации,
которая после закрытия Верхотурского монастыря продолжала существовать… Признаю,
что действительно, как монашествующий, по
своим взглядам и убеждениям был противником диаметрально противоположным установкам и мероприятиям советской власти, что иначе не могло быть. Если разделять полностью взгляды советской власти, значит нужно
перестать быть монахом; быть монахом – это
значит быть врагом советской власти и партии.
Для меня монашество важнее советской власти, и я, естественно, был и являюсь врагом
последней, но контрреволюционной работы не
проводил…».
На другом допросе: «На поставленный мне
вопрос, хочу ли я раскаиваться перед советской властью, показываю, что я раскаиваться
перед советской властью не хочу и не буду.
Больше показать ничего не могу».
Отец Игнатий вместе с другими священнослужителями и монашествующими был приговорен к ссылке в Нарымский край (север
Томской области) сроком на три года. Группу
в сорок человек отправили в ссылку этапом –
пешком под конвоем поздней осенью.
В середине 1940-х годов отец Игнатий
возвращается в Верхотурье. Он берет на себя
подвиг юродства Христа ради. Некоторое время
он пас коз и был любимцем детей, которые с
удовольствием слушали его рассказы. Видели
однажды, как он уговаривал кошку отдать ему
кусочек хлеба – и уговорил. Одевался подчас
в женское, так что и знакомые его не сразу
узнавали. Так и казался он посторонним людям
то ли чудаком, то ли сумасшедшим, но такое
«прикрытие» давало ему возможность продолжать духовное окормление верующих. Совершать же богослужения в храме по причине подорванного в ссылке здоровья он уже не мог.
Вот еще некоторые воспоминания о святом.
Батюшка учил всех внимательной молитве,
объяснял, что при чтении акафиста нужно
стоять и внимательно слушать, если же часто
креститься и кланяться, настоящего внимания
не будет. Ездила к нему из села Маминского
Глафира Ярутина. Как-то она пожаловалась
батюшке, что почти неграмотна.
– Ну и что? Иисусову молитву ведь знаешь? Вот и читай ее!
Двумя словами утешил ее и в скорби из-за
раскулачивания семьи:
– Вот и слава Богу! Зато в колхоз не
пошли!
А вот как батюшка проверял, имеют ли
его чада любовь к ближнему. Однажды оделся
нищенкой, голову платком закутал и постучался
в калитку к верующим. Они посмотрели в окно
– очередная нищенка, и не открыли. «Нищенка»
не уходит, продолжает стучать. Пригляделись
получше – да это же батюшка!
– Отец Игнатий, заходите!
– А! Узнали, так заходите? А я вот и не
зайду.
Одна женщина работала в Свердловске в
столовой, брала себе продукты и попыталась
привезти краденое отцу Игнатию. Приехала в
Верхотурье, не успела к дому батюшки подойти, как он начал кричать: «Закрывайте окна!
Свердловские воры лезут!»
Почувствовав, что исход его из этой жизни
близок, отец Игнатий принял постриг в схиму
с именем Иоанн. 27 января 1961 года после
Причастия в своем домике, в окружении духовных чад отец Иоанн предал дух Господу.
Похоронили его на верхотурском кладбище.
Летом 1993 года его останки были перезахоронены в Верхотурском Свято-Николаевском
монастыре. В 2000 году иеросхимонах Иоанн
(Кевролетин) был прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Русской Церкви.
В конце 2020 года ковчег с мощами преподобноисповедника Иоанна (Кевролетина),
уроженца Тюменского уезда, был установлен
для поклонения верующих в главном храме
Верхотурского монастыря, где пребывает и
сейчас. Икона с частицей мощей святого, написанная в иконописной школе при Тобольской
духовной семинарии, принесена в Свято-Никольский храм села Кулаково, на малую родину
преподобного Иоанна.
Протоиерей Григорий МАНСУРОВ,
председатель издательскоинформационного
отдела Тобольской митрополии,
настоятель Свято-Никольского храма
с. Кулаково
|