По материалам «Тобольских епархиальных ведомостей» за 1889 год
3 числа минувшего сентября было совершено освящение обновленного градотюменского Благовещенского собора. Собор
этот – один из древнейших и замечательных
храмов Тюмени. По времени своего основания он первый между ними и третий со
времени возникновения самого города.
Первый деревянный храм во имя Всемилостивейшего Спаса построен основателем
Тюмени воеводою Василием Борисовичем
Сукиным в 1586 году. Второй, также деревянный, но более обширный, во имя Рождества
Богородицы – построен воеводою Богданом
Воейковым в 1601 году. Храм этот во время пожара, бывшего в конце XVII столетия,
сгорел. На его месте 31 мая 1700 года, с
высочайшего соизволения Государя Царя и
Великого князя Петра I, самодержца Всероссийского, заложен и 31 октября 1704 г.
окончен постройкою Благовещенский собор,
с отнесением всех расходов по нему на
счет казны.
Предание говорит, что средняя и главная часть собора некогда составляли дом
воеводы Сукина, что потом к нему были
пристроены с одной стороны алтарь главного храма, с другой – обширная трапеза, в
которой устроен другой алтарь имени Рождества Пресвятой Богородицы, колокольня
и в позднейшее время большое наружное
каменное крыльцо. И особенно выдающаяся
в фасаде четырехугольная форма этой части,
а также скрытые под штукатуркой внутри ее
изображения разных лиц – по всей вероятности, преемников Сукина – подтверждают
справедливость предания.
Храм имеет семь глав и украшен множеством глазированных отлитых колонн,
представляющих собой темно-зеленые стволы
обвивающего их своими гроздьями зеленого
и темно-фиолетового винограда. Над каждым
окном, также глазированным, изображено по
двуглавому распростертому орлу, сделанному из того же глазированного кирпича. С
северного угла главного алтаря идет глазированная надпись, окаймляющая храм в двух
лентах, следующего содержания: «Во имя
Превечнаго Бога Отца, благоволением подле
Тебе Единороднаго Сына Твоего, осиянием
напоследок Святаго Духа и соизволением
настоящаго века сего благовременнаго, ревнительнаго, ныне Божественнаго поборника
во бранех Великаго, Пресветлаго Монарха,
Благовернаго Великаго Государя и Царя и
Великаго Князя Петра Алексеевича, всея
великия и малыя и белыя России Самодержца и многих великих царств восточных
и западных и северных Отча и Дедича наследника и богоподобных людей волителя;
при благороднейшем Сыне Его, Великом
Государе нашем Царевиче и Великом
Князе Алексие Петровиче всея великия и
малыя и белыя России, Великом Господине
и Преосвященном Филофее, Митрополите
Тобольском и всея Сибири, по его благоразсудительному и молитвенному правлению
в память предбудущим благочествовати
хотящим благодатным богобоящимся народом благоверным в помощь и нерушимое
благосостояние и общее спасение, еже на
небеси, и в благоугождение Архипастыря,
приводимым неблазненным путем Северных
народов во Святую церковь Пресвятыя Девы
Госпожи нашей Пресвятыя Богородицы Господа нашего, славнаго Ея Благовещения…
в лето от мироздания 7208 маия в 31 день,
от Рождества по плоти Бога Слова в 1700,
а совершилась же сия Святая церковь, при
обильно сугубом Пресвятыя, Живоначальныя
и Нераздельныя Троицы благословении, купно и сиятельном благотворении в настоящее
время сие от миротворимаго века 7211, а от
Рождества Христа Бога нашего 1704 октября
в 31 день, между патриаршеств, по успении
Святейшаго Адриана, Патриарха Московскаго и всея России» [сохранена орфография
оригинала – ред.].
Крыша на всей церкви сначала была
черепичная, но в 1818 году заменена железною, покрытою зеленым малахитом. В
течение своего почти двухсотлетнего существования собор только в 1838 году был
отремонтирован – побелен, и потому неудивительно, что он в последнее время принял
жалкий, неприличный вид, оскорбительный
для религиозного чувства истинного христианина. Настала необходимость
отремонтировать его, что
и было сделано нынешним
летом с разрешения Его
Преосвященства.
Храм с внутренней стороны своей окрашен масляной
краской – в алтаре нежнорозовой, в средней части его
и в трапезе – светло-серой,
в сводах – светло-голубой с
изображением звезд; с наружной же – оштукатурен и
окрашен по извести голубой
краской; колонны, сандрики,
двуглавые орлы каждого
окна поновлены масляной
краской и оттенены; надпись
покрыта светло-зеленой краской, буквы –
желтой; крыша зеленым малахитом, карнизы
и колонны храма – белой; сделаны водостоки.
Внутри храм украшен на стенах иконописью;
снаружи написаны иконы Рождества и Благовещения Пресвятой Богородицы, при входе
в церковь изображено Всевидящее Око и на
карнизе сделана надпись золотыми литерами:
«Дом Мой, дом молитвы наречется». Вообще
в настоящее время собор представляет собой
красивое здание.
За несколько дней до освящения были
разосланы и расклеены отпечатанные извещения с приглашением граждан к участию
в благодарной Господу Богу молитве по
случаю благополучного окончания предпринятого исправления храма. Благодаря этому
и установившейся в то время прекрасной погоде, еще накануне, за всенощным бдением,
было довольно много молящихся. В самый
же день торжества, за литургией, совершавшейся под предстоятельством отца благочинного Д. Космакова местным причтом при хоре соборных певчих, храм был буквально
переполнен богомольцами: даже паперть,
крыльцо и церковный двор были заняты. И
все молились с особенной
охотою и усердием. Видимо,
внутреннее и внешнее великолепие храма производило
на них свое могущественное
действие, унося и ум к небесному храму и располагая
сердца к святым чувствам.
За причастным стихом,
после исполненного певчими
концерта Бортнянского «Господи, кто обитает в жилище
Твоем», настоятель собора
сказал следующее поучение:
«Слава Богу, братие!
Давнишнее желание наше,
наконец, ныне исполнено:
храм наш обновлен и освящен. Кто из нас искренне не порадуется сегодня,
празднуя столь светлое событие в истории
храма? Чье сердце не исполнится благоговейного восторга при виде прекраснейшего
благолепия, в которое облекся он ныне?
Мы же, служители церковные, считаем себя
счастливыми в нынешний день, радуясь и за
то, что именно нам судил Господь восстановить этот забытый, полуразрушившийся, но
замечательный и древнейший храм.
Мы знаем, что на широкой Руси не много
таких счастливых городов, в которых можно
находить видимые знаки монаршего к ним
благоволения, особенно в виде храмов. К
числу этих немногих следует отнести город
Тюмень с этим храмом, посвященным имени
Рождества и Благовещения Пресвятой Богородицы. Высокое внимание к нему оказал
один из великих царей – император Петр
Первый.
В конце XVII столетия был пожар, истребивший, как замечает местный летописец,
"весь первобытный город Тюмень". При этом
сгорел и единственный тогда деревянный
храм во имя Рождества Богородицы. Лишившись жилищ, имущества, оставшись без
крова и хлеба, жители, конечно, не могли
пока и думать о постройке у себя храма,
требовавшего более или менее значительных
затрат, хотя все, после посетившего их горя,
сильнее чувствовали нужду в нем. Переживалась трудная минута жизни… Вдруг, к
неожиданной радости их, явилась помощь
из царского чертога. Добрый император,
узнавши о несчастии тюменцев, был глубоко тронут им и тотчас же решил утешить
их. Зная по влечению своего собственного
сердца, какое значение имеет храм в жизни
христианина, особенно в годину тяжелых
испытаний, он не нашел лучшего утешения
для обездоленных, разоренных жителей
Тюмени, своих подданных, как построить
для них храм.
И вот в 1704 году явился царский памятник, украсивший собой вновь обстраивавшийся город. Нечего и говорить о том
счастливом положении, в котором тогда
был этот храм. Он и в последующее время,
когда с развитием и процветанием города
появились другие храмы, всегда был первым, соборным, в котором предпочтительно
молились граждане. Однако это продолжалось относительно недолго, если принять во
внимание почти двухсотлетний период его
существования; продолжалось до тех пор,
пока были живы свидетели страшного, опустошительного бедствия и очевидцы царской
милости. С исчезновением же их с лица
земли стали постепенно иссякать и любовь и
усердие к нему, а по мере этого охлаждения
и сам храм приходил в упадок и ветхость.
С грустью должен сказать, что этому
упадку храма много способствовали люди,
на которых лежала священная обязанность
хранить и поддерживать его всеми силами
и средствами. Одни из них, например, попустили образоваться близ храма глубокому
рву, угрожавшему с каждой новой весной
подмыть его; другие не заметили, как в стенах храма образовались сильные трещины;
были, наконец, такие, которые, совершая
по-видимому доброе дело оштукатуривания
и побелки храма, только забелили единственное остававшееся еще украшение
его – глазированную надпись, гласящую о
времени основания храма.
Далее настают для собора еще более
тяжелые времена. Его приписывают к соседней приходской церкви, выносят из него все
драгоценные вещи и запирают… Кажется,
участь собора была навсегда решена, но не
прошло и года, как самостоятельность ему
была возвращена, а потом через какой-нибудь десяток лет, именно ныне, мы видим
его уже благоустроенным и благоукрашенным как ни один городской храм. И слава
и благодарение за то Господу Богу, нашему
Создателю, столь благодеющему нам и святому храму сему!
Искренняя наша признательность ктитору
храма сего, рабу Божию Стефану, который,
несмотря на скромные средства, приобрел
на икону Афонской Божией Матери серебряную под золотом ризу, стоящую 280 р., а
в ознаменование чудесной милости Божией
к царской семье, явленной 17 октября прошедшего года, купил металлические хоругви
и написал на стенах собора тезоименитых
государю и государыне святых. Хвала и честь
вам, мои прихожане, которые принесли свои
посильные лепты на хоры и столь украшающую храм иконопись. За пожертвования
ваши на святое дело да воздаст Господь
вам сторицей и в здешней, и будущей жизни.
Ибо Он любит доброхотного дателя (2 Кор.
9, 7). Помните, что Святая Церковь уже
с нынешнего дня будет молиться за вас в
числе благотворителей и украсителей этого
святого и почитаемого храма. Не забудет
она вас и тогда, когда вы умрете, когда,
быть может, исчезнет всякая память о вас
на земле, она все будет молиться и испрашивать вам милости у Бога.
И вспомнит вас Господь Бог во Царствии
Своем и прославит Своею Божественною
силою.
Но говоря об обновлении храма сего,
нельзя, братие, не вспомнить о ветхости
другого нашего храма. Храм этот – мы сами.
"Разве не знаете, что вы – храм Божий, и
Дух Божий живет в вас?" (1 Кор. 3, 16) –
говорит апостол Павел. Правда, храм этот
с внешней стороны одет, украшен, но если
заглянуть внутрь его, то мы должны будем
сознаться, что он весь осквернен, что душа
наша обременена многими грехами, сердце
тлеет от гордости, своеволия, зависти, лицемерия, лжи и всякой нечистоты. Когда-то
мы были обновлены, освящены, укреплены
благодатью, в Святых Таинствах нам преподанною, а ныне мы опять стали ветхи и
грешны. Когда-то в нас сиял образ Божий,
теперь нас покрыла греховная тьма. В душе
нашей прежде царили любовь, мир, радость
и долготерпение, ныне же мы стали "недружелюбны, непримирительны, клеветники,
невоздержаны… более сластолюбивы, нежели
боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы
же его отрекшиеся" (ср. 2 Тим. 3, 2-5). Потому, братие, отложим ветхого человека и в
обновлении жизни ходить начнем (ср. Рим. 6,
4). Облечемся в "благость, смиренномудрие,
кротость и долготерпение, снисходя друг другу
и прощая взаимно, если кто на кого имеет
жалобу". Как Христос простил нас, так и мы
простим друг другу. Больше же всего постараемся приобрести себе любовь христианскую,
так как без нее не может быть даже добрых
дел (ср. Кол. 3, 12-14).
Без любви, хотя бы мы раздали все свое имение, предали
тело свое на сожжение, хотя бы
имели такую веру, что могли бы
и горы переставлять, никакой
пользы для души своей не получим (ср. 1 Кор. 13, 2-3). И вот
нам доказательство: фарисеи
постились, молились, десятую
часть имения своего отдавали
нищим, но так как они делали
это не из любви к Богу, а из
тщеславия, для того, чтобы другие их видели, они не только не
получили ожидаемой награды, но
были еще и осуждены. Вот как,
значит, нам необходима любовь.
Будем, братие, чаще приходить в
этот обновленный храм и здесь, обращаясь
к Покровительнице его и Заступнице всего
рода христианского Царице Небесной, будем
усердны в молитве и покаянии, взывая:
"Призри благосердием, всепетая Богородице,
на мое лютое телесе озлобление, исцели
души моея болезнь", – да не будет телесный
храм наш осквернен, но свят и непорочен,
благоугоден Богу. Аминь».
Священник Александр ФИЛИППОВ.
Источник: Тобольские епархиальные
ведомости, 1889 // № 23-24.
Подготовка материала и набор текста:
Артур ФАХРУТДИНОВ
|