К 150-летию И.А. Бунина
В октябре нынешнего года прошло ровно 150 лет со дня рождения
Ивана Алексеевича Бунина (1870-1953) – первого из русских писателей,
удостоенного Нобелевской премии (1933).
Бунину-художнику присуще обостренное
ощущение «всебытия», пребывания в мире
Божественного начала. Библейские строки «Господь над водами многими…» становятся эпиграфом к исповедальной повести «Воды многие» (1911-1926), герой которой – мечтатель,
созерцатель, художник, одаренный великой
исторической памятью, чувством «трепетного и
радостного причастия вечному и временному,
близкому и далекому, всем векам и странам,
жизни всего бывшего и сущего на земле». Ту
же мысль Бунин выразил поэтически:
«Я человек: как Бог, я обречен Познать
тоску всех стран и всех времен».
Образы бунинских героев в рассказах
«Иоанн Рыдалец», «Худая трава», «Святые»,
«Веселый двор», «Аглая», «Лирник Родион»
и др. продолжают художественную галерею
святых и праведных земли русской, сотворенную Лесковым, создавшим для России
«иконостас ее святых и праведников». Бунин
всю Россию воспринимал как «икону»: «Если
бы я эту “икону”, эту Русь не любил, не видал, – скажет он позднее, – из-за чего же
бы я так сходил с ума все эти годы, из-за
чего страдал так непрерывно, так люто!»
Душевная мука писателя – от ясного
сознания того, что в народе присутствует
«страшная переменчивость настроений, обликов, “шаткость”, как говорили в старину.
Народ сам сказал про себя: “Из нас, как из
древа, – и дубина, и икона”, – в зависимости от обстоятельств, от того, кто это древо
обрабатывает».
В дневниковых записях «Окаянных
дней» 5 мая 1919 года на память Бунину
приходит характеристика Смутного времени
на Руси, данная философом и историком
В.С. Соловьевым: «Дух материальности,
неосмысленной воли, грубого своекорыстия
повеял гибелью на Русь… У добрых отнялись
руки, у злых развязались на всякое зло…
Толпы отверженников, подонков общества
потянулись на опустошение своего же дома
под знаменами разноплеменных вожаков,
самозванцев, лжецарей, атаманов из вырожденцев, преступников, честолюбцев…»
В ночь на 15 мая 1919 года писатель
фонетически тщательно фиксирует воспоминание бывшего арестанта. За примитивной
зарисовкой «ярусов» тюремного быта встает
подлинная картина вертикали власти вкупе с
вожаками-политиканами: «В тюрьме обнаковенно на верхнем этажу сидят политики, а
во втором – помощники этим политикам. Они
никого не боятся, эти политики, обкладывают
матюком самого губернатора, а вечером песни поют, мы жертвою пали… Одного из таких
политиков царь приказал повесить и выписал
из Синода самого грозного палача, но потом ему пришло помилование и к политикам
приехал главный губернатор, третья лицо при
царском дворце, только что сдавший экзамен
на губернатора. Приехал – и давай гулять с
политиками: налопался, послал урядника за
граммофоном – и пошел у них ход: губернатор так напился, нажрался – нога за ногу
не вяжет, так и снесли стражники в возок…
Обешшал прислать всем по двадцать копеек
денег, по полфунта табаку турецкого, по два
фунта ситного хлеба, да, конечно, сбрехал…»
Бунин видит, что сущность власти остается неизменной. Страдая душой о России,
над которой то и дело сгущаются смутные
времена, писатель с возмущением говорит
о разлагающем влиянии неправедной власти
на душу человека, о преднамеренном осквернении людей властями: «Но какие подлецы!
Им поминутно затыкают глотку какой-нибудь
подачкой, поблажкой. И три четверти народа
так: за подачки, за разрешение на разбой,
грабеж отдает совесть, душу, Бога…»
Противодействие сатанинским силам,
устремившимся погубить Россию, может
быть найдено только в Боге, в служении Ему
молитвой, словом, делом. Церковная красота,
церковное пение, по признанию писателя,
трогали его «необыкновенно», вызывали
«чувство легкости, молодости. А наряду с
этим – какая тоска, какая боль». Облегчение
душевной муки находил Бунин в православном храме: «Часто заходим и в церковь, и
всякий раз восторгом до слез охватывает
пение, поклоны священнослужителей, каждение, все это благолепие, пристойность,
мир всего того благого и милосердного, где
с такой нежностью утешается, облегчается
всякое земное страдание».
Писатель свято верил, что Русь не «дубина», а «икона». Бунинскую мысль продолжают
раздумья его современника, философа и писателя И.А. Ильина: «Русь именуется “святою”
не потому, что в ней “нет” греха и порока;
или что в ней “все” люди святые… Нет. Но
потому что в ней живет глубокая, никогда не
истощающаяся, а по греховности людской и
не утоляющаяся жажда праведности, мечта
приблизиться к ней, душевно преклониться
перед ней, художественно отождествиться с
ней, стать хотя бы слабым отблеском ее <…>
И в этой жажде праведности человек прав и
свят при всей своей обыденной греховности».
Именно такое отношение к святой Руси свойственно Бунину-художнику, какие бы жестокие
и темные стороны русской жизни он ни показывал, например, в повестях «Деревня»
(1909-1910), «Суходол» (1911), в рассказах
«Танька» (1892), «Ночной разговор» (1911),
«Чаша жизни» (1913) и др.
В рассказе «Косцы» (1921) память подсказывает писателю один момент народного
бытия: «в березовом лесу рядом с большой
дорогой пели косцы – с такой же свободой,
легкостью и всем существом». Бунин передает
самую суть «серединной, исконной России» и
кровное, нерасторжимое родство с ней русского человека, как бы далеко от нее он ни жил:
«все мы были дети своей Родины и были все
вместе, и всем нам было хорошо, спокойно и
любовно без ясного понимания своих чувств
<…> что эта Родина, этот наш общий дом
была Россия и что только ее душа могла петь
так, как пели косцы в этом откликающемся на
каждый их вздох березовом лесу».
Долгие тридцать три года Бунин жил вдали
от Родины. Но России-«иконе» он не изменял никогда, каждый миг сохраняя в душе и
мыслях «благословение отца своего, гробы
родительские, святое Отечество, правую веру
в Господа нашего Иисуса Христа!». Мучительная ностальгия – «сладкое и скорбное чувство
Родины» – ни на мгновение не оставляла
писателя: «Разве можем мы забыть Родину?
Может человек забыть Родину? Она – в душе.
Я очень русский человек. Это с годами не
пропадет».
В творчестве Бунина периода эмиграции
нарастают мотивы одиночества, скитальчества, бесприютности:
У зверя есть нора, у птицы есть гнездо…
Как бьется сердце горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой наемный дом
С своей уж ветхою котомкой! (1922)
В основе этих стихов – евангельская
притча, словами которой говорил о Себе
Христос: «лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не
имеет, где приклонить голову» (Мф. 8, 20).
Бунин, покинувший в юности родное гнездо своей обедневшей дворянской усадьбы, по
словам матери, «с одним крестом на груди»,
с тех пор не имел собственного пристанища.
«Мой дом – дорога», – говорил он.
|
Иллюстрации Алены Дергилевой к книге И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева»
Рассказ «Копье Господне» (1913), созданный по живым впечатлениям путешествий
писателя, в философском масштабе представляет человеческую жизнь как вечное
странничество в безбрежном море, полном
зловещих предзнаменований: «беззвучно,
этими слабыми и бедными знаками, которыми дает весть крохотная человеческая
жизнь другой такой же, окруженной морями,
пустынями, безвестностью, смертью, ведем
мы нашу морскую беседу, – с тревогой и
надеждой спрашиваем о той родной точке
земного шара, которая нам, скитающимся по
всему свету, единственно дорога и нужна…».
В символическом контексте рассказа его
финал звучит как лирическое заклинание –
почти молитва – о человеке: «Но да сохранит
Бог-ревнитель и его счастье!».
Тема Божьей милости, христианского
упования на высшее заступничество и тема
родной земли, Родины в ее русских приметах
(«полевые пути меж колосьев и трав») особенно пронзительно соединились в бунинском
стихотворении «И цветы, и шмели, и трава,
и колосья…» (1918):
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет – Господь сына
блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»
И забуду я все – вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав –
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленям припав.
Писатель, рожденный с русскою душой,
до конца дней своих оставался верен русскому слову, русскому духу, русской православной вере и в жизни, и в литературе.
Несмотря на то, что более трех десятилетий
он провел за границей, Бунин внутренне не
примирился с жизнью бездуховного, холоднорасчетливого Запада, жил только Россией,
дышал ею, думал и писал о ней. Проявляя
всечеловеческую отзывчивость, духом он
постигал, что основное дело русского писателя-патриота – прославление своей Родины,
своего народа, своей веры.
Исполнение писательского и человеческого предназначения в свете высшей
истины, заповедей Нового Завета – таков
завершающий аккорд творческого пути выдающегося русского художника слова Ивана
Алексеевича Бунина. «Матовое серебро» его
таланта не потускнело под спудом времени и
все так же светится в мировой словесности
своим неповторимым светом.
Алла Анатольевна НОВИКОВА-СТРОГАНОВА,
доктор филологических наук,
профессор, член Союза писателей
России (Москва),
историк литературы
|