(глава из книги Евгения Поселянина «Русская Церковь и русские подвижники XVIII века»)
Митрополит Тобольский Филофей, в
схиме Феодор, известен столько же подвижнической жизнью своей, сколько апостольскими трудами. И в Тобольске, где он жил,
и в Тюмени, где он скончался и схоронен,
и по всей Сибири благоговейно почитается
его память.
Родился он в Малороссии в 1650 году
в небогатой дворянской семье Лещинских.
Образование он получил в Киевской академии, затем женился и был приходским священником. Вскоре овдовев, он постригся в
Киево-Печерской Лавре с именем Филофея.
Подвиги его тут с первых шагов в молитве,
послушании, посте были так велики, что
удивляли и братию, и богомольцев. За распорядительность свою он был избран в трудную
по множеству дел должность эконома, а затем сделан наместником зависевшего тогда
от Лавры Брянского Свенского монастыря.
Отец Филофей горячо любил Лавру,
но Господь определил ему потрудиться в
дальней стране. В 1700 г. император Петр
Великий приказал Киевскому митрополиту
подыскать из малороссийского монашествующего духовенства умного и благочестивого
человека для проповеди Евангелия сибирским инородцам. Митрополит наметил тогдашнего архимандрита Новгород-Северского
монастыря Димитрия, который был посвящен
в митрополита Тобольского. Но по слабости
здоровья Димитрий вовсе и не ездил туда
и вскоре переведен был в Ростов, а на его
место послан Филофей.
Сибирско-Тобольская епархия простиралась от Ледовитого моря до Китая и от Урала
до Восточного океана; пространство ее теперь разделено на шесть епархий. Понятно,
как трудно было управлять такой епархией,
которую обозреть даже не представлялось
никакой возможности. Между тем она была
в крайнем неустройстве. Филофей писал
государю: «Пришед в Сибирские страны, в
церквах Божиих обрел великое нестроение.
<…> А какое нестроение, не леть есть и
писанию предати. А чинится то за великою
простотою (т.е. священников) и нищетою».
Архиерейский дом был в развалинах. На
восстановление и поддержание его государь
отпустил новые дачи и угодья, которыми
хозяйственный Филофей успешно управлял.
Затем особо чувствительный недостаток в
крае был в церквах. За 21 год при митрополите Филофее выстроено было 288 церквей.
Мало было духовенства, было оно крайне
невежественно и необеспеченно. Митрополит
принужден был принимать в духовенство из
крестьян, казаков и других сословий. Духовенство в городах не получало жалованья
от казны, в селах не имело земель. И то
и другое было дано по ходатайству митрополита пред государем. Для подготовления
добрых священников заведены были школы
для детей духовного звания и содержались на счет архиерейского дома.
Затем митрополит обратил внимание на раскольников, которые
еще со времени патриарха Никона,
скрываясь из срединной России,
селились во множестве в Сибири.
Были случаи при Филофее возвращения их к Церкви целыми семьями
и селениями.
Но гораздо успешнее шло дело
крещения инородцев. В 1706 году
последовал указ государя: «Сибирскому митрополиту Филофею ехать
во всю землю вогульскую и остяцкую
и в татары, в тунгусы и якуты, и в
волостях, где найдет их кумиры и
кумирницы и нечестивые их жилища,
и то все пожечь, и их, вогулов и
остяков, Божиею помощью и своими
труды приводить в Христову веру».
Затем инородцам, которые пожелают креститься, объявлялись разные
льготы, а гражданскому начальству
предписывалось оказывать всякую помощь
проповедникам и способствовать им в средствах передвижения.
Первые миссионеры, посланные митрополитом, не имели успеха.
В 1709 г. митрополит Филофей тяжело
заболел, принял схиму с именем Феодора
и удалился на покой в устроенный им в
Тюмени Троицкий монастырь. Он собирался
даже удалиться на место своего пострижения в Киев. Но Бог решил иначе.
|
Памятник митрополиту Филофею в Тюмени
|
В 1711 г. в Сибирь назначен был губернатором предприимчивый и умный человек,
князь Гагарин. Так как митрополит Филофей
к тому времени вполне поправился, он предложил ему ехать самому миссионером, причем предоставлял ему и судно для плавания,
и гребцов, переводчиков, десять казаков для
охраны, две тысячи денег и распорядился,
чтобы власти повсюду содействовали проповедникам.
Митрополит решился на этот подвиг
и начал свои действия с остяков, ближе
всех живших к Тобольску. В июне 1712
года он поплыл вниз по Иртышу, перешел
в реку Обь и останавливался в тех местах,
где было жилье. Народ этот был более
в состоянии первобытной дикости и вел
жизнь полукочевую, зимуя в лесах, а лето
проводя по берегам рек в рыбной ловле,
зимою же занимались звероловством. Они
поклонялись идолам. Имели они понятие о
Высочайшем Существе, всеблагом Владыке
вселенной, но считали Его слишком далеким
и недоступным. Зверей, вредивших им, они
обожествляли наряду с духами, более, по их
мнению, доступными, чем единый Бог. Идолы их были отвратительны на вид. Жрецы
их, шаманы, держали их в руках благодаря
своей хитрости и их невежеству. Верили они
и в загробную жизнь, представляя ее себе в
грубых земных образах. К этим-то людям и
шел Феодор. Всюду он сжигал кумирни, разрушал идолы. Но, конечно, не ограничивался
этой крутой и недоказательной мерой. Он
пояснял им бессилие этих идолов и говорил
им о христианском Боге.
Во второе путешествие митрополита
многие остяки, не имея более предметов
поклонения и убежденные теперь в их
бессилии, охотно крестились. Один шаман
даже сам расположил свою паству к Богу.
Еще весной, до приезда митрополита, он
отказался от служения идолам и ворожбы,
стал вслух читать русские молитвы, которые
слышал от крещеных раньше остяков. Затем он стал громко говорить, что пришло
время – и все они станут христианами.
Когда к их селениям приплыл митрополит,
они встретили его все на берегу и сказали:
«Мы знаем: ты приехал крестить нас. Бог не
велит нам противиться; исполни это!» – и
все крестились. Но часть этого поселка не
захотела креститься и удалилась в другую
сторону. Куда ни приходили они, всюду их
преследовали комары и мошки, и охота не
удавалась, так что им грозил голод. Они
поняли, что то вразумляет их христианский
Бог, вернулись к прежнему месту и приняли
крещение.
До 1727 г. митрополит ежегодно совершал поездки с этой миссионерской целью.
Несколько раз жизнь его была в опасности.
В Буренинских юртах старшина стрелял в
него. К счастью, пуля пронизала одежду
святителя, не ранив его самого. А когда
впоследствии старшина был схвачен и привезен под стражей в Тобольск, святитель
взял его к себе на поруки и склонил к принятию христианства.
Много помогали делу проповеди чудеса,
происходившие иногда при крещении. Так,
крестили раз слабую девочку. В реку для погружения ее пришлось нести на руках. Выйдя
же из воды, она вдруг стала сильной, сама
пошла домой и принялась там за тяжелую
работу. Один десятилетний мальчик, у которого сильно болела нога, во время крещения
вдруг выздоровел и побежал домой.
|
Надгробие над могилой митрополита Филофея в Троицком соборе Тюменского Троицкого
монастыря. Фотография С.М. Прокудина-Горского. 1912 год
|
Всего крестил митрополит до 40 тысяч
человек. Просвещая инородцев, заботился
он и о том, чтоб утверждать их в христианстве. Он строил им церкви на деньги, исходатайствованные от казны, ставил часовни
и кресты под навесами. Церкви снабжал
утварью и всем нужным для богослужения,
народу раздавал иконы и кресты. Священники должны были не менее трех
раз в году объезжать новообращенных,
назидая их в вере. Из детей инородческих выбирались способные мальчики
и посылались в мужские монастыри
и архиерейский тобольский дом. Там
учили их грамоте и Закону Божию,
готовя их к священному званию.
Для новообращенных были митрополитом испрошены значительные льготы,
и он оберегал их, как отец. Был с ними
приветлив, кроток, покрывая любовью
их исконную грубость и темноту. Зато,
когда приезжал он в их юрты, они бежали к нему, как дети к отцу, падали
на землю, целовали ему руки и ноги,
отвыкали ради него от своих дурных
обычаев. Память о нем доселе с любовью хранится между их потомками:
«Добрый был старик, народ в обиду не
давал; комиссары и воеводы боялись
его; остяков сильно любил; верный
слуга Божий был; святой был человек».
В 1715 году, по кончине митрополита
Тобольского Иоанна, заместителя схимника
Феодора, ему снова вверено управление
той же епархией. Он ревностно принялся
за дело, объезжал епархию.
В 1720 году он по прошению уволен был
на покой, причем получил от императора
Петра I за труды миссионерства похвальную
грамоту. Трудов этих он не оставлял до кончины. Он поселился в Тюменском Троицком
монастыре и жил здесь уединенной простою
жизнью. Летом любил он ходить пешком за
девять верст к Ивановскому монастырю, где
удил рыбу. Зимой он учил грамоте детей
инородческих.
31 мая 1727 г., в воссозданной им обители, среди взысканных им детей, старец
схимитрополит Филофей-Феодор тихо почил.
Во исполнение его завещания, тело его погребено в монастыре, против входа, – «дабы,
– как гласит завещание, – мимоходящие
попирали прах его ногами». Небольшое
надгробие отмечает его могилу.
Светлая жизнь его произвела сильное
впечатление на современников его, и жители Тюмени и других мест Сибири посещают
его могилу и служат на ней панихиды.
Схимитрополит Феодор-Филофей был
высокого роста, в старости несколько сгорблен. Бледное лицо его, осененное седыми
волосами, выражало глубокий внутренний мир и одушевление.
|