В 2020 году наша епархия отмечает 400-летний юбилей. По слу- нашего владыку!
чаю памятной даты «Журнал Московской Патриархии» попросил
Высокопреосвященнейшего Димитрия, митрополита Тобольского и
Тюменского, ответить на вопросы издания. Предлагаем вниманию читателей «Сибирской православной газеты» получившееся интервью.
Журнал Московской Патриархии: Исполняется 400 лет Тобольской епархии.
Какие праздничные мероприятия запланированы по этому случаю? Будут ли они
скорректированы (по времени, месту или
участникам) в связи с введенными ограничительными мерами из-за коронавируса?
Митрополит Димитрий: В 2020 году
исполняется 400 лет Тобольской епархии.
21 сентября 1620 года царь Михаил Федорович
и Патриарх Московский Филарет, сознавая
значимость проповеди Православия среди
коренного населения сибирского края и ставя
задачу исправления нравов первых русских
поселенцев, учредили в Тобольске первую
Сибирскую епархию, границы которой до второй половины XVIII в. простирались от Урала
до Тихого океана. В 1668 году Тобольская
и Сибирская епархия была преобразована
в митрополию. На протяжении почти четырех столетий административной столицей и
духовным центром обширного сибирского
края являлся город Тобольск, основанный
русскими казаками и стрельцами в 1587
г. Подлинное превращение Руси в Великую
Россию началось с присоединением Сибири
к русскому государству. В этом историческом
процессе важную роль сыграла Русская
Православная Церковь.
В юбилейный год в епархии проходят
конференции, фотоконкурсы, конкурсы детских рисунков, посвященные этой знаменательной дате. По благословению Святейшего
Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
выпущена юбилейная медаль 400-летия Сибирской епархии.
Конечно, в связи с введением ограничительных мер из-за коронавируса ряд мероприятий перенесен по срокам, другие же
проводятся в измененном формате. Так, например, в связи с ограничительными мерами
крестный ход с Абалакской иконой Божией
Матери проводился только на автобусах, без
пешего маршрута по городу.
ЖМП: Ваша епархия даже после разукрупнения остается очень большой, а среди
новосозданных – едва ли не самой обширной
в Церкви. В чем состоит связанная с этим
специфика? Как вообще проходит управление
такой большой митрополией?
М.Д.: Современную Тобольскую митрополию территориально, по сибирским меркам, нельзя назвать очень большой. Она
включает только аграрный юг Тюменской
области. По площади это гораздо меньше и
Ханты-Мансийского, и Ямало-Ненецкого автономных округов, административно входящих
в Тюменскую область, и тем более в разы
меньше по территории Красноярского края
(Красноярской митрополии). Однако если
сравнивать с епархиями центральной части
России, Тобольская митрополия, безусловно,
территориально больше многих епархий.
Большое значение для эффективности
управления епархией имеет соборность.
Ежегодно у нас проходит собрание духовенства и мирян, три раза в году проходит
собрание духовенства, и четыре-пять раз
в году проходит заседание епархиального
совета. Соборным разумом принимается план мероприятий на
каждый год, в котором указано
более 50 мероприятий, проводимых в епархии. По этому плану
осуществляют свое служение
благочиния и приходы. Почти
все мероприятия с годами отработаны, и их проведение
отражено в разработанных положениях.
В этом году исполняется и
30 лет возрождения Тобольской
епархии. За эти годы вырабатывался и оттачивался ежегодный
план епархиальных мероприятий. По каждому проведенному
мероприятию на епархиальном
совете рассматривается отчет, проводится
анализ и даются рекомендации на будущее
с отражением предложений, улучшающих
качество проведения мероприятия, а также принимается положение на проведение
этого мероприятия в следующем году. В
проведении многих мероприятий активное
участие принимают преподаватели и студенты Тобольской духовной семинарии. Особенно это касается проведения конференций,
круглых столов и миссионерских поездок.
ЖМП: Территориальное расположение
вашей кафедры не очень обычно: главный
град – райцентр, а областная столица – сопутствующий. С чем это связано? Влияет ли это
на непосредственное управление епархией?
М.Д.: При возрождении епархии в 1990
году кафедральным городом был определен
древний город Тобольск. До революции это
была столица губернии и кафедральный
город, а после революции статус упразднили и Тобольск стал районным центром,
а областным центром стал город Тюмень.
Перенесение областной столицы в Тюмень,
возможно, связано с транспортной инфраструктурой региона: здесь была сеть железных, автомобильных дорог и, впоследствии,
аэропорт. На церковную жизнь епархии
это существенно не влияет, все вопросы с
органами государственной власти успешно
решаются в Тюмени.
ЖМП: Абалак, в духовном плане, –
важнейшее для российской истории место.
Как епархия участвует в развитии этого
известного мужского монастыря? Каким вам видится
его будущее?
М.Д.: В епархии действуют
два мужских и два женских
монастыря. В Тюмени – Троицкий мужской монастырь,
при котором самостоятельно
осуществляют свою деятельность Тюменская православная гимназия и Тюменское
духовное училище, имеющие
государственную лицензию и
аккредитацию. Училище зарегистрировано как учреждение
дополнительного образования.
Тюменский Богородице-Рождественский женский
монастырь знаменателен тем,
что это место, куда на поезде
прибыла семья Николая II при ссылке их в
Тобольск Временным правительством в 1917
году. При монастыре имеются детский приют
«Отрада» и дом старчества на подворье.
Вблизи Тобольска действуют Абалакский
мужской монастырь и Иоанно-Введенский
женский монастырь. При Иоанно-Введенском женском монастыре имеется приют
для девочек.
Абалакский мужской монастырь – один
из древнейших монастырей на сибирской
земле. В 1636 году было явление Абалакской иконы Божией Матери, и по Ее повелению был построен храм в честь иконы
Божией Матери «Знамение Абалакская».
После революции монастырь был закрыт и
превращен в пересыльный лагерь НКВД. По
историческим данным, в этом лагере пребывал митрополит Петр (Полянский) перед
отправлением его в ссылку на Крайний
Север, в местечко Хэ. Впоследствии на территории монастыря устроили колхозную
машинно-тракторную станцию.
Возрождение монастыря
и передача зданий начались
в 1989 году. Монастырь передавался в сильно разрушенном
состоянии. На сегодня обитель
в основном восстановлена,
число братии вместе с послушниками составляет 42 человека. Многие из них являются
выпускниками Тобольской
духовной семинарии, часть из
них преподает в семинарии.
Кроме того, в монастыре, в
зависимости от сезона, трудятся 50-60 трудников.
У монастыря есть два
подворья, на которых размещены пасеки,
имеется животноводческое хозяйство крупного рогатого скота, порядка 30 дойных
коров. Монастырь выпускает молочную
продукцию, выпекает хлеб. Обитель имеет
200 га пахотных земель и более 100 га
сенокосных угодий.
Монастырь занимается и социальным
служением – помощь и реабилитация людей,
попавших в пагубную зависимость. Будущее
монастыря видится в укреплении его в молитве и в развитии социального служения.
В с. Липовка, которое многие годы
было заброшено, находится одно из подворий. Сейчас село возрождается, жители
трудятся на монастырском подворье. Многие
трудники там проходят реабилитацию, так
как село находится в отдаленном месте на
красочном берегу реки Тобол. Монастырь
построил здесь пять деревянных домов, куда
и зимой и летом приезжают православные
семьи, чтобы пожить сельской жизнью.
ЖМП: Какие планы на будущее (строительство, образование, социальные направления, культурные инициативы и т.д.)?
Что вы особо выделяете в своей работе?
М.Д.: В Тобольске одним из первых был
открыт Знаменский мужской монастырь, в
котором до революции размещались здания
Тобольской духовной семинарии. После
революции семинария была закрыта, а в
зданиях располагался зооветтехникум. В настоящее время правительством Тюменской
области принято решение о возвращении
Церкви исторических зданий Тобольской
духовной семинарии. Нашими выпускниками
проводилось исследование, писались курсовые и дипломные работы, в которых удалось
идентифицировать здания и определить
степень их сохранности. Задача руководства семинарии – провести восстановление
зданий сохранившегося комплекса. В настоящее время администрация семинарии
совместно с реставрационным институтом
разрабатывает проект реставрации.
На сегодня стоит задача улучшения
материальной базы четырех православных
гимназий. В этом году Тобольская православная гимназия отметила 25-летие, Тюменская гимназия отметила 20-летие, что
свидетельствует об их востребованности и
признании педагогическим сообществом.
Среди планов – завершение строительства храмов в каждом райцентре. Во
всех райцентрах на сегодняшний день построены или близки к завершению строительства каменные храмы. Также в стадии
завершения находится строительство трех
храмов и выделены земельные участки для
строительства еще четырех храмов в новых микрорайонах Тюмени. Это программа
«Строительство храмов в шаговой доступности». Тюмень – быстрорастущий город,
и нужно добиться, чтобы храмы были в
каждом микрорайоне.
|
Посещение Святейшим Патриархом Алексием II Абалакского монастыря
во время визита в Тобольско-Тюменскую епархию. Июнь 1994 г
|
ЖМП: У вас довольно обширная по
территории митрополия. Знаете ли вы всех
своих клириков? Удается ли поддерживать
общение со священниками, бывать на приходах?
Сейчас много внимания уделяется
повышению образовательного уровня и
практических навыков священнослужителей.
ОЦАД регулярно проводит курсы повышения
квалификации для священников по различным направлениям. Существуют ли в митрополии проекты, которые включают в себя
курсы, семинары, мастер-классы и пр. для
священников, занятых в сфере социального
служения, образования, взаимодействия с
силовыми структурами и т.д.?
М.Д.: Что касается духовенства, то
следует отметить, что все духовенство
епархии является выпускниками Тобольской
духовной семинарии, которые учились и
возрастали при нашем непосредственном
участии. Общение поддерживается при проведении собраний
духовенства, при посещении
благочиний и приходов, при
проведении курсов повышения
квалификации духовенства.
Ежегодно в осенний период
у нас проходят двухнедельные
курсы для духовенства по списку, составленному благочинными. Здесь придерживаемся
нормы, установленной священноначалием, чтобы каждый священник раз в пять лет проходил
курсы переподготовки. Кроме
того, духовенство епархии участвует, согласно профилю своего служения, в общецерковных
семинарах: по социальному служению, по
религиозному образованию и катехизации,
по взаимодействию с вооруженными силами
и силовыми структурами и т.д.
Особое внимание в епархии уделяется
развитию образовательной деятельности как
духовной семинарии, так и православных
гимназий и воскресных школ. В нашей митрополии действуют четыре православные
гимназии, директорами которых являются
священнослужители. Гимназии имеют государственные лицензию и аккредитацию и
полностью финансируются.
ЖМП: Как-то вы сказали, что одним из
самых важных дел для вас является семинария. Что представляет собой семинария
сейчас? Удалось ли вам реализовать все
реформы образования? Какое место занимает семинария в общем списке? Есть ли
конкурс? Существует ли статистика, сколько
выпускников принимают священный сан?
М.Д.: Тобольская духовная семинария,
действительно, занимает важное место в
жизни епархии. Когда в 1989 году священноначалием было принято решение о
возрождении Тобольской духовной семинарии, местными властями под размещение
семинарии был предложен полуразрушенный
храм апостолов Петра и Павла. Возрождение проходило еще при существовании
Омско-Тюменской епархии, и большая работа для принятия решения о возрождении
семинарии была проделана митрополитом
Омским и Тюменским Феодосием (Процюком). Светлая ему память!
С назначением меня в 1990
году Управляющим Тобольско-Тюменской епархией и
ректором Тобольской духовной
семинарии пришлось прилагать многие усилия, чтобы добиться признания семинарии
высшим учебным заведением
в регионе.
|
Дипломы выпускникам Тобольской духовной семинарии вручает
Святейший Патриарх Алексий II. Июнь 1994 г.
|
Первым делом удалось добиться передачи части зданий
Тобольского кремля, ранее
принадлежавших Церкви, для
размещения семинарии.
В середине 90-х годов
выражением признания Тобольской духовной семинарии как высшего учебного
заведения стало получение
государственной лицензии на образование
и приглашение ректора семинарии в состав
Совета ректоров вузов Тюменской области.
В качестве члена совета ректоров мне
удалось выстроить хорошие отношения с
руководством вузов, вовлечь их в совместные программы по проведению КириллоМефодиевских и Рождественских чтений.
Выстроились взаимополезные отношения с
Тюменским государственным университетом
и другими вузами.
Более 700 выпускников семинарии совершают свое служение в Сибирском регионе, Приморском крае, центральной части
России, в ближнем и дальнем зарубежье.
10 выпускников семинарии сегодня призваны на епископское служение в Церкви.
В стенах семинарии 10 выпускников, получив дальнейшее образование в Москве и
Петербурге, стали кандидатами богословия.
11 выпускников при взаимодействии со светскими вузами
защитили кандидатские диссертации и стали кандидатами
наук (по филологии, истории,
философии и др.). Ряд преподавателей продолжают работу
над докторскими диссертациями. Все это стало возможным
при хорошем взаимодействии
с вузами Тюменской области.
За истекший период 44
выпускника защитили магистерские диссертации в
стенах Тобольской духовной
семинарии. Работа над магистерскими диссертациями еще
более послужила сближению
с учеными светских вузов,
которые являются научными
руководителями или оппонентами при написании студентами магистерских работ.
Абсолютное большинство выпускников Тобольской духовной семинарии принимают
священный сан.
ЖМП: Как происходит взаимодействие
епархиальных структур с местными властями? Какие совместные церковно-государственные проекты реализуются в митрополии в настоящее время?
М.Д.: За эти годы выстроились хорошие
взаимоотношения между епархией и местными властями. Это выражается в постепенной постоянной передаче исторических
зданий семинарии, в решении вопросов
восстановления и реставрации храмов и
церковных зданий. При поддержке правительства проводятся научные конференции,
детские лагеря отдыха, миссионерская
детская экспедиция «Славянский ход», в
которой ежегодно в 4 сменах принимают
участие более 500 детей. Особенно запоминающимся для детей является речной
маршрут на пароходе от Тобольска до Салехарда и обратно.
Совместные церковно-государственные проекты способствуют гармонизации
межконфессиональных и межнациональных
отношений в регионе. Среди социально
значимых проектов можно отметить «Общее
дело», в котором объединены проекты
социальной направленности, проводимые
при поддержке правительства Тюменской
области.
ЖМП: В самом начале развития пандемии в Тюмень и область были эвакуированы россияне, находившиеся в Китае.
Таким образом, Тюмень первая приняла
потенциальных носителей инфекции. Какова
была реакция епархии
на эту меру? Было
ли организовано дистанционное общение
священнослужителей с
людьми, оказавшимися
в изоляции?
М.Д.: Действительно, граждан России
эвакуировали из Китая и разместили в
одном из санаториев
близ Тюмени. Но они
не были носителями
коронавируса, но были
на изоляции, чтобы избежать проникновения
инфекции на территорию России. Епархия
выделила священника с
медицинским образованием для их духовного
окормления.
В области были попытки посеять волнение по этому вопросу.
Приходилось выступать и призывать людей
к благоразумию, указывая, что прибывшие
– это наши соотечественники и в данное
время не несут угрозу, а наш долг – оказать
им поддержку, ведь среди них могут быть
и наши родные и близкие люди. Благодаря
таким обращениям волнение было сведено
на нет.
После объявления правительством
Тюменской области режима повышенной
готовности и получения рекомендации от
санитарно-эпидемиологических служб мы,
как законопослушные граждане, стали
искать возможность их исполнения. При
поддержке правительства в праздничные
дни была организована прямая трансляция
богослужений по областному телевидению.
Это во многом помогло снизить риск заражения. Также проводились разъяснения на
радио и телевидении,
верующие призывались
к сугубой домашней
молитве.
При этом надо сказать, что абсолютно
храмы не закрывались,
так как было объявлено только о количественном ограничении
доступа и соблюдении
санитарных норм. Абсолютное большинство духовенства и верующих с
пониманием отнеслись
к этой временной мере.
|
Визит президента Российской Федерации В.В. Путина в г. Тобольск.
Посещение Тобольского кремля. Март 2003 г.
|
Следует отметить,
что регулярные прямые
трансляции воскресного
и праздничных богослужений приобщили к
молитве значительную
часть населения Тюменской области, особенно тех, кто живет в отдаленных селах и
деревнях. Прямые трансляции на Пасху и
Рождество проводятся в Тюменской области
ежегодно с 1990 года.
ЖМП: Через Тюмень и Тобольск проходил путь святых царственных страстотерпцев. Каким вам видится обусловленное этим
фактом развитие паломнических программ в
краткосрочной и отдаленной перспективах?
М.Д.: При подготовке к 100-летию трагической кончины царственных страстотерпцев
в нашем регионе был разработан «Императорский маршрут», который начинается
в Тюмени от набережной, куда 17 августа
1917 г. прибыл поезд с царской семьей. Это
событие было отражено в дневнике императора Николая II. В этом году в память об их
пребывании здесь на этом месте установлен
памятник царской семье.
В 2018 году в Тобольске в доме генералгубернатора, где располагалась царская семья, открыт первый Государственный музей
царской семьи Николая II. Этот музей формировался при поддержке Елизаветинского
общества и при участии Тобольской духовной семинарии. Директором музея является
протодиакон Софийско-Успенского собора.
Приют «Отрада» при Богородице-Рождественском женском монастыре Тюмени
в рамках «Императорского маршрута»
проводит мастер-классы по рукоделию для
школьников. Так экскурсанты знакомятся
с историей пребывания царской семьи в
нашем крае.
ЖМП: До того как поступить в семинарию и принять постриг, вы получили
светское образование, затем работали по
специальности, занимались общественнополитической деятельностью. Что побудило
вас круто изменить свою жизнь? У вас в
детстве было желание стать священником,
или оно возникло позже? Кто повлиял на
ваше решение?
М.Д.: Мое детство и юность проходили
в православной семье. Мой отец Михаил
Герасимович вернулся с войны инвалидом
2-й группы, имел множество ранений, контузию и был верующим человеком. Моя мама
схимонахиня Мария (Мария Алексеевна)
с ранних лет приучала нас к молитве и
к посещению храма. Большое влияние на
всю нашу семью оказала Троице-Сергиева
Лавра, братья святой обители и в какойто мере Московская духовная академия и
семинария.
В 1960 г. старший брат Николай поступил
в Московскую духовную семинарию. Тогда
и проявилась вся агрессия атеистического
государства: это был период хрущевской
оттепели, сопровождающийся закрытием
храмов и гонением на верующих. Зная
жизнь Церкви изнутри и видя благотворное
ее влияние на человека и общество, я уже в
раннем возрасте не мог обосновать причину
жестокого отношения к Церкви и верующим
со стороны атеистического государства.
Поступление старшего брата в семинарию
предопределило мое желание и мой выбор.
Конечно, было юношеское увлечение
техникой, и после школы я поступил в Московский институт инженеров транспорта.
По окончании института трудился конструктором, затем был ведущим конструктором по
модернизации локомотивов. Однако детское
и юношеское желание служить в Церкви
сохранялось постоянно.
Мне вспоминается, как в школьные годы,
в период хрущевских гонений, преследовалась молодежь, которая ходила в Церковь.
Чтобы не быть задержанным дежурными
«дружинниками» вне храма для выяснения
личности, иногда приходилось оставаться в
храме после службы. Народ уходил, храм
закрывался, и мы, молодые ребята, оставались, помогали тушить лампадки и ждали,
когда снимут «осаду дружинников».
В памяти сохранились теплые воспоминания о пребывании в опустевшем храме,
мерцание лампад перед святыми образами
и благоговейная, благодатная тишина. Колокольный звон, доносившийся с улицы, отзывался духовной радостью. Трудно описать
эти чувства. В те годы появлялась мечта:
вырасту, кончу учиться и буду трудиться
ночным сторожем храма. Когда в субботу,
воскресенье посещали Троице-Сергиеву
Лавру, то в ночь с субботы на воскресенье
оставались в трапезном храме, который не
закрывался и в котором читалось Правило
ко Причащению и совершалась исповедь.
Так из года в год укреплялось желание
служить в Церкви.
ЖМП: Кто из ваших предшественников
на Тобольской кафедре вам ближе всего
по духу? Почему?
Одна из наиболее значимых фигур в
истории Тобольской митрополии – архиепископ Киприан (Старорусенников), первый
Тобольский архиерей. Помимо трудов по
организации церковной жизни в епархии
он немало сил отдал делу просвещения,
положил начало сибирскому летописанию.
Другие тобольские архиереи также
приложили немало усилий для развития
образования и богословия. Это митрополит
Филофей (Лещинский), архиепископы Антоний (Нарожницкий), Варлаам (Петров) и
многие другие. Ведется ли в епархии более
глубокое изучение их деятельности и наследия? Есть ли проекты по популяризации
этих личностей – включение в курсы по
краеведению в школах, проведение лекториев и т.д.?
М.Д.: Все святители на Тобольской кафедре были подвижниками веры и благочестия,
и каждый из них являет собой пример.
Святитель Иоанн, митрополит Тобольский,
являет пример архипастырской мудрости,
молитвенности и благочестия. Святитель
Филофей, митрополит Тобольский, совершавший служение на сибирской земле вместе
со святителем Иоанном, открыл первую в
Сибири школу, построил множество храмов
и явил пример миссионерского служения
и проповеди для народов Сибири. Каждый
из святителей оставил добрый свет своего
архипастырского служения.
|
Епископ Димитрий во время архипастырского посещения верующих Ямала.
Начало 1990-х гг.
|
Благодаря возрождению и развитию
Тобольской духовной семинарии, преподаватели и учащиеся ведут глубокое изучение
деятельности архипастырей: делаются доклады о жизни святителей,
пишутся семестровые
сочинения, им посвящаются курсовые работы,
защищаются бакалаврские и магистерские
диссертации. Совместно
со светскими историками и писателями издаются отдельные статьи
и книги. Большая работа
проводится миссионерским отделом. В Тюмени
установлен бронзовый
памятник святителю Филофею с предстоящими
представителями коренных народов Севера.
Это место названо в его
честь – «сквер Святителя Филофея».
ЖМП: Вы – человек
публичный, который постоянно находится под
прицелом СМИ и общественного мнения.
Наверняка, вам не раз приходилось сталкиваться с нелицеприятными высказываниями,
претензиями и т.д. Как вы реагируете на
критику в свой адрес?
М.Д.: Стараюсь поминать в молитвах,
чтобы человек вспомнил слова Христа Спасителя: «Не судите, да не судимы будете»
(Мф. 7, 1), – и не только вспомнил, но и
старался бы по жизни идти со Христом.
Последние годы я вчитываюсь в басни
Крылова и предлагаю некоторые рассуждения о них. У Крылова есть замечательная
басня «Прохожий и собаки», в которой
сказано: «Завистники, на что ни взглянут,
подымут вечно лай; а ты себе своей дорогою ступай: полают, да отстанут». Есть
такое понятие, как «пятая колонна», которой
нужны какие-то небылицы, скандалы. Это
нужно принимать как реальность современного
общества, но не давать
им повода себя пиарить
и не подливать масла в
огонь. Все это негативно
отражается на простых
людях, которые, не понимая этой лживости и
клеветы, сами впадают в
осуждение других.
ЖМП: Бывает ли у
вас свободное время?
Как вы его проводите?
Есть ли у вас какоенибудь хобби или увлечение?
М.Д.: Свободного
времени у меня почти
не бывает, но если выдается где-то час или
другой, то хочется почитать какую-нибудь книгу.
Из увлечений остались
только пережитки прошлого – покататься на
лыжах или велосипеде. Иногда раз или
два в год сходить на рыбалку или в лес за
грибами, ягодами.
ЖМП: У вас уникальная семья: братья
священнослужители, мать схимонахиня
Мария (+2018). В чем особенность такого
семейного воспитания любви к Господу?
Как добиться чего-то подобного?
М.Д.: Наша семья простая православная. Большая заслуга, конечно, мамы. Она
всегда старалась, чтобы в доме регулярно
совершалась молитва, особое значение она
отводила посещению храма. Для нас было
недопустимо пропустить воскресный или
праздничный день. И особое влияние оказала Троице-Сергиева Лавра. Все это делалось
без принуждения. В основе всего – любовь
к Богу. Можно привести такое сравнение:
любовь к Богу – это вектор силы, направленный от человека к Богу и к ближнему.
Враг рода человеческого пытается изменить
вектор направленности – в нашу сторону, к
себе, перестроить его в эгоизм, а это уже
вектор удаления от Бога. По мере удаления
от Бога человек охватывается объятиями
лукавого.
Будем помнить святоотеческое назидание: «Чем ближе мы к Богу, тем ближе мы
друг ко другу».
|