ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№10-11 2020 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Тобольской епархии – 400 лет

В 2020 году наша епархия отмечает 400-летний юбилей. По слу- нашего владыку! чаю памятной даты «Журнал Московской Патриархии» попросил Высокопреосвященнейшего Димитрия, митрополита Тобольского и Тюменского, ответить на вопросы издания. Предлагаем вниманию читателей «Сибирской православной газеты» получившееся интервью.

Журнал Московской Патриархии: Исполняется 400 лет Тобольской епархии. Какие праздничные мероприятия запланированы по этому случаю? Будут ли они скорректированы (по времени, месту или участникам) в связи с введенными ограничительными мерами из-за коронавируса? Митрополит Димитрий: В 2020 году исполняется 400 лет Тобольской епархии.

21 сентября 1620 года царь Михаил Федорович и Патриарх Московский Филарет, сознавая значимость проповеди Православия среди коренного населения сибирского края и ставя задачу исправления нравов первых русских поселенцев, учредили в Тобольске первую Сибирскую епархию, границы которой до второй половины XVIII в. простирались от Урала до Тихого океана. В 1668 году Тобольская и Сибирская епархия была преобразована в митрополию. На протяжении почти четырех столетий административной столицей и духовным центром обширного сибирского края являлся город Тобольск, основанный русскими казаками и стрельцами в 1587 г. Подлинное превращение Руси в Великую Россию началось с присоединением Сибири к русскому государству. В этом историческом процессе важную роль сыграла Русская Православная Церковь.

В юбилейный год в епархии проходят конференции, фотоконкурсы, конкурсы детских рисунков, посвященные этой знаменательной дате. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла выпущена юбилейная медаль 400-летия Сибирской епархии. Конечно, в связи с введением ограничительных мер из-за коронавируса ряд мероприятий перенесен по срокам, другие же проводятся в измененном формате. Так, например, в связи с ограничительными мерами крестный ход с Абалакской иконой Божией Матери проводился только на автобусах, без пешего маршрута по городу.

ЖМП: Ваша епархия даже после разукрупнения остается очень большой, а среди новосозданных – едва ли не самой обширной в Церкви. В чем состоит связанная с этим специфика? Как вообще проходит управление такой большой митрополией?

М.Д.: Современную Тобольскую митрополию территориально, по сибирским меркам, нельзя назвать очень большой. Она включает только аграрный юг Тюменской области. По площади это гораздо меньше и Ханты-Мансийского, и Ямало-Ненецкого автономных округов, административно входящих в Тюменскую область, и тем более в разы меньше по территории Красноярского края (Красноярской митрополии). Однако если сравнивать с епархиями центральной части России, Тобольская митрополия, безусловно, территориально больше многих епархий.

Большое значение для эффективности управления епархией имеет соборность. Ежегодно у нас проходит собрание духовенства и мирян, три раза в году проходит собрание духовенства, и четыре-пять раз в году проходит заседание епархиального совета. Соборным разумом принимается план мероприятий на каждый год, в котором указано более 50 мероприятий, проводимых в епархии. По этому плану осуществляют свое служение благочиния и приходы. Почти все мероприятия с годами отработаны, и их проведение отражено в разработанных положениях.

В этом году исполняется и 30 лет возрождения Тобольской епархии. За эти годы вырабатывался и оттачивался ежегодный план епархиальных мероприятий. По каждому проведенному мероприятию на епархиальном совете рассматривается отчет, проводится анализ и даются рекомендации на будущее с отражением предложений, улучшающих качество проведения мероприятия, а также принимается положение на проведение этого мероприятия в следующем году. В проведении многих мероприятий активное участие принимают преподаватели и студенты Тобольской духовной семинарии. Особенно это касается проведения конференций, круглых столов и миссионерских поездок.

ЖМП: Территориальное расположение вашей кафедры не очень обычно: главный град – райцентр, а областная столица – сопутствующий. С чем это связано? Влияет ли это на непосредственное управление епархией?

М.Д.: При возрождении епархии в 1990 году кафедральным городом был определен древний город Тобольск. До революции это была столица губернии и кафедральный город, а после революции статус упразднили и Тобольск стал районным центром, а областным центром стал город Тюмень.

Перенесение областной столицы в Тюмень, возможно, связано с транспортной инфраструктурой региона: здесь была сеть железных, автомобильных дорог и, впоследствии, аэропорт. На церковную жизнь епархии это существенно не влияет, все вопросы с органами государственной власти успешно решаются в Тюмени.

ЖМП: Абалак, в духовном плане, – важнейшее для российской истории место. Как епархия участвует в развитии этого известного мужского монастыря? Каким вам видится его будущее?

М.Д.: В епархии действуют два мужских и два женских монастыря. В Тюмени – Троицкий мужской монастырь, при котором самостоятельно осуществляют свою деятельность Тюменская православная гимназия и Тюменское духовное училище, имеющие государственную лицензию и аккредитацию. Училище зарегистрировано как учреждение дополнительного образования.

Тюменский Богородице-Рождественский женский монастырь знаменателен тем, что это место, куда на поезде прибыла семья Николая II при ссылке их в Тобольск Временным правительством в 1917 году. При монастыре имеются детский приют «Отрада» и дом старчества на подворье. Вблизи Тобольска действуют Абалакский мужской монастырь и Иоанно-Введенский женский монастырь. При Иоанно-Введенском женском монастыре имеется приют для девочек.

Абалакский мужской монастырь – один из древнейших монастырей на сибирской земле. В 1636 году было явление Абалакской иконы Божией Матери, и по Ее повелению был построен храм в честь иконы Божией Матери «Знамение Абалакская».

После революции монастырь был закрыт и превращен в пересыльный лагерь НКВД. По историческим данным, в этом лагере пребывал митрополит Петр (Полянский) перед отправлением его в ссылку на Крайний Север, в местечко Хэ. Впоследствии на территории монастыря устроили колхозную машинно-тракторную станцию.

Возрождение монастыря и передача зданий начались в 1989 году. Монастырь передавался в сильно разрушенном состоянии. На сегодня обитель в основном восстановлена, число братии вместе с послушниками составляет 42 человека. Многие из них являются выпускниками Тобольской духовной семинарии, часть из них преподает в семинарии. Кроме того, в монастыре, в зависимости от сезона, трудятся 50-60 трудников. У монастыря есть два подворья, на которых размещены пасеки, имеется животноводческое хозяйство крупного рогатого скота, порядка 30 дойных коров. Монастырь выпускает молочную продукцию, выпекает хлеб. Обитель имеет 200 га пахотных земель и более 100 га сенокосных угодий.

Монастырь занимается и социальным служением – помощь и реабилитация людей, попавших в пагубную зависимость. Будущее монастыря видится в укреплении его в молитве и в развитии социального служения. В с. Липовка, которое многие годы было заброшено, находится одно из подворий. Сейчас село возрождается, жители трудятся на монастырском подворье. Многие трудники там проходят реабилитацию, так как село находится в отдаленном месте на красочном берегу реки Тобол. Монастырь построил здесь пять деревянных домов, куда и зимой и летом приезжают православные семьи, чтобы пожить сельской жизнью.

ЖМП: Какие планы на будущее (строительство, образование, социальные направления, культурные инициативы и т.д.)? Что вы особо выделяете в своей работе?

М.Д.: В Тобольске одним из первых был открыт Знаменский мужской монастырь, в котором до революции размещались здания Тобольской духовной семинарии. После революции семинария была закрыта, а в зданиях располагался зооветтехникум. В настоящее время правительством Тюменской области принято решение о возвращении Церкви исторических зданий Тобольской духовной семинарии. Нашими выпускниками проводилось исследование, писались курсовые и дипломные работы, в которых удалось идентифицировать здания и определить степень их сохранности. Задача руководства семинарии – провести восстановление зданий сохранившегося комплекса. В настоящее время администрация семинарии совместно с реставрационным институтом разрабатывает проект реставрации.

На сегодня стоит задача улучшения материальной базы четырех православных гимназий. В этом году Тобольская православная гимназия отметила 25-летие, Тюменская гимназия отметила 20-летие, что свидетельствует об их востребованности и признании педагогическим сообществом.

Среди планов – завершение строительства храмов в каждом райцентре. Во всех райцентрах на сегодняшний день построены или близки к завершению строительства каменные храмы. Также в стадии завершения находится строительство трех храмов и выделены земельные участки для строительства еще четырех храмов в новых микрорайонах Тюмени. Это программа «Строительство храмов в шаговой доступности». Тюмень – быстрорастущий город, и нужно добиться, чтобы храмы были в каждом микрорайоне.

Посещение Святейшим Патриархом Алексием II Абалакского монастыря
во время визита в Тобольско-Тюменскую епархию. Июнь 1994 г

ЖМП: У вас довольно обширная по территории митрополия. Знаете ли вы всех своих клириков? Удается ли поддерживать общение со священниками, бывать на приходах? Сейчас много внимания уделяется повышению образовательного уровня и практических навыков священнослужителей. ОЦАД регулярно проводит курсы повышения квалификации для священников по различным направлениям. Существуют ли в митрополии проекты, которые включают в себя курсы, семинары, мастер-классы и пр. для священников, занятых в сфере социального служения, образования, взаимодействия с силовыми структурами и т.д.?

М.Д.: Что касается духовенства, то следует отметить, что все духовенство епархии является выпускниками Тобольской духовной семинарии, которые учились и возрастали при нашем непосредственном участии. Общение поддерживается при проведении собраний духовенства, при посещении благочиний и приходов, при проведении курсов повышения квалификации духовенства.

Ежегодно в осенний период у нас проходят двухнедельные курсы для духовенства по списку, составленному благочинными. Здесь придерживаемся нормы, установленной священноначалием, чтобы каждый священник раз в пять лет проходил курсы переподготовки. Кроме того, духовенство епархии участвует, согласно профилю своего служения, в общецерковных семинарах: по социальному служению, по религиозному образованию и катехизации, по взаимодействию с вооруженными силами и силовыми структурами и т.д.

Особое внимание в епархии уделяется развитию образовательной деятельности как духовной семинарии, так и православных гимназий и воскресных школ. В нашей митрополии действуют четыре православные гимназии, директорами которых являются священнослужители. Гимназии имеют государственные лицензию и аккредитацию и полностью финансируются.

ЖМП: Как-то вы сказали, что одним из самых важных дел для вас является семинария. Что представляет собой семинария сейчас? Удалось ли вам реализовать все реформы образования? Какое место занимает семинария в общем списке? Есть ли конкурс? Существует ли статистика, сколько выпускников принимают священный сан?

М.Д.: Тобольская духовная семинария, действительно, занимает важное место в жизни епархии. Когда в 1989 году священноначалием было принято решение о возрождении Тобольской духовной семинарии, местными властями под размещение семинарии был предложен полуразрушенный храм апостолов Петра и Павла. Возрождение проходило еще при существовании Омско-Тюменской епархии, и большая работа для принятия решения о возрождении семинарии была проделана митрополитом Омским и Тюменским Феодосием (Процюком). Светлая ему память!

С назначением меня в 1990 году Управляющим Тобольско-Тюменской епархией и ректором Тобольской духовной семинарии пришлось прилагать многие усилия, чтобы добиться признания семинарии высшим учебным заведением в регионе.

Дипломы выпускникам Тобольской духовной семинарии вручает
Святейший Патриарх Алексий II. Июнь 1994 г.

Первым делом удалось добиться передачи части зданий Тобольского кремля, ранее принадлежавших Церкви, для размещения семинарии.

В середине 90-х годов выражением признания Тобольской духовной семинарии как высшего учебного заведения стало получение государственной лицензии на образование и приглашение ректора семинарии в состав Совета ректоров вузов Тюменской области. В качестве члена совета ректоров мне удалось выстроить хорошие отношения с руководством вузов, вовлечь их в совместные программы по проведению КириллоМефодиевских и Рождественских чтений. Выстроились взаимополезные отношения с Тюменским государственным университетом и другими вузами.

Более 700 выпускников семинарии совершают свое служение в Сибирском регионе, Приморском крае, центральной части России, в ближнем и дальнем зарубежье. 10 выпускников семинарии сегодня призваны на епископское служение в Церкви. В стенах семинарии 10 выпускников, получив дальнейшее образование в Москве и Петербурге, стали кандидатами богословия. 11 выпускников при взаимодействии со светскими вузами защитили кандидатские диссертации и стали кандидатами наук (по филологии, истории, философии и др.). Ряд преподавателей продолжают работу над докторскими диссертациями. Все это стало возможным при хорошем взаимодействии с вузами Тюменской области.

За истекший период 44 выпускника защитили магистерские диссертации в стенах Тобольской духовной семинарии. Работа над магистерскими диссертациями еще более послужила сближению с учеными светских вузов, которые являются научными руководителями или оппонентами при написании студентами магистерских работ. Абсолютное большинство выпускников Тобольской духовной семинарии принимают священный сан.

ЖМП: Как происходит взаимодействие епархиальных структур с местными властями? Какие совместные церковно-государственные проекты реализуются в митрополии в настоящее время?

М.Д.: За эти годы выстроились хорошие взаимоотношения между епархией и местными властями. Это выражается в постепенной постоянной передаче исторических зданий семинарии, в решении вопросов восстановления и реставрации храмов и церковных зданий. При поддержке правительства проводятся научные конференции, детские лагеря отдыха, миссионерская детская экспедиция «Славянский ход», в которой ежегодно в 4 сменах принимают участие более 500 детей. Особенно запоминающимся для детей является речной маршрут на пароходе от Тобольска до Салехарда и обратно.

Совместные церковно-государственные проекты способствуют гармонизации межконфессиональных и межнациональных отношений в регионе. Среди социально значимых проектов можно отметить «Общее дело», в котором объединены проекты социальной направленности, проводимые при поддержке правительства Тюменской области.

ЖМП: В самом начале развития пандемии в Тюмень и область были эвакуированы россияне, находившиеся в Китае. Таким образом, Тюмень первая приняла потенциальных носителей инфекции. Какова была реакция епархии на эту меру? Было ли организовано дистанционное общение священнослужителей с людьми, оказавшимися в изоляции?

М.Д.: Действительно, граждан России эвакуировали из Китая и разместили в одном из санаториев близ Тюмени. Но они не были носителями коронавируса, но были на изоляции, чтобы избежать проникновения инфекции на территорию России. Епархия выделила священника с медицинским образованием для их духовного окормления.

В области были попытки посеять волнение по этому вопросу. Приходилось выступать и призывать людей к благоразумию, указывая, что прибывшие – это наши соотечественники и в данное время не несут угрозу, а наш долг – оказать им поддержку, ведь среди них могут быть и наши родные и близкие люди. Благодаря таким обращениям волнение было сведено на нет.

После объявления правительством Тюменской области режима повышенной готовности и получения рекомендации от санитарно-эпидемиологических служб мы, как законопослушные граждане, стали искать возможность их исполнения. При поддержке правительства в праздничные дни была организована прямая трансляция богослужений по областному телевидению.

Это во многом помогло снизить риск заражения. Также проводились разъяснения на радио и телевидении, верующие призывались к сугубой домашней молитве.

При этом надо сказать, что абсолютно храмы не закрывались, так как было объявлено только о количественном ограничении доступа и соблюдении санитарных норм. Абсолютное большинство духовенства и верующих с пониманием отнеслись к этой временной мере.

Визит президента Российской Федерации В.В. Путина в г. Тобольск.
Посещение Тобольского кремля. Март 2003 г.

Следует отметить, что регулярные прямые трансляции воскресного и праздничных богослужений приобщили к молитве значительную часть населения Тюменской области, особенно тех, кто живет в отдаленных селах и деревнях. Прямые трансляции на Пасху и Рождество проводятся в Тюменской области ежегодно с 1990 года.

ЖМП: Через Тюмень и Тобольск проходил путь святых царственных страстотерпцев. Каким вам видится обусловленное этим фактом развитие паломнических программ в краткосрочной и отдаленной перспективах?

М.Д.: При подготовке к 100-летию трагической кончины царственных страстотерпцев в нашем регионе был разработан «Императорский маршрут», который начинается в Тюмени от набережной, куда 17 августа 1917 г. прибыл поезд с царской семьей. Это событие было отражено в дневнике императора Николая II. В этом году в память об их пребывании здесь на этом месте установлен памятник царской семье.

В 2018 году в Тобольске в доме генералгубернатора, где располагалась царская семья, открыт первый Государственный музей царской семьи Николая II. Этот музей формировался при поддержке Елизаветинского общества и при участии Тобольской духовной семинарии. Директором музея является протодиакон Софийско-Успенского собора. Приют «Отрада» при Богородице-Рождественском женском монастыре Тюмени в рамках «Императорского маршрута» проводит мастер-классы по рукоделию для школьников. Так экскурсанты знакомятся с историей пребывания царской семьи в нашем крае.

ЖМП: До того как поступить в семинарию и принять постриг, вы получили светское образование, затем работали по специальности, занимались общественнополитической деятельностью. Что побудило вас круто изменить свою жизнь? У вас в детстве было желание стать священником, или оно возникло позже? Кто повлиял на ваше решение?

М.Д.: Мое детство и юность проходили в православной семье. Мой отец Михаил Герасимович вернулся с войны инвалидом 2-й группы, имел множество ранений, контузию и был верующим человеком. Моя мама схимонахиня Мария (Мария Алексеевна) с ранних лет приучала нас к молитве и к посещению храма. Большое влияние на всю нашу семью оказала Троице-Сергиева Лавра, братья святой обители и в какойто мере Московская духовная академия и семинария.

В 1960 г. старший брат Николай поступил в Московскую духовную семинарию. Тогда и проявилась вся агрессия атеистического государства: это был период хрущевской оттепели, сопровождающийся закрытием храмов и гонением на верующих. Зная жизнь Церкви изнутри и видя благотворное ее влияние на человека и общество, я уже в раннем возрасте не мог обосновать причину жестокого отношения к Церкви и верующим со стороны атеистического государства. Поступление старшего брата в семинарию предопределило мое желание и мой выбор.

Конечно, было юношеское увлечение техникой, и после школы я поступил в Московский институт инженеров транспорта. По окончании института трудился конструктором, затем был ведущим конструктором по модернизации локомотивов. Однако детское и юношеское желание служить в Церкви сохранялось постоянно.

Мне вспоминается, как в школьные годы, в период хрущевских гонений, преследовалась молодежь, которая ходила в Церковь. Чтобы не быть задержанным дежурными «дружинниками» вне храма для выяснения личности, иногда приходилось оставаться в храме после службы. Народ уходил, храм закрывался, и мы, молодые ребята, оставались, помогали тушить лампадки и ждали, когда снимут «осаду дружинников». В памяти сохранились теплые воспоминания о пребывании в опустевшем храме, мерцание лампад перед святыми образами и благоговейная, благодатная тишина. Колокольный звон, доносившийся с улицы, отзывался духовной радостью. Трудно описать эти чувства. В те годы появлялась мечта: вырасту, кончу учиться и буду трудиться ночным сторожем храма. Когда в субботу, воскресенье посещали Троице-Сергиеву Лавру, то в ночь с субботы на воскресенье оставались в трапезном храме, который не закрывался и в котором читалось Правило ко Причащению и совершалась исповедь.

Так из года в год укреплялось желание служить в Церкви.

ЖМП: Кто из ваших предшественников на Тобольской кафедре вам ближе всего по духу? Почему? Одна из наиболее значимых фигур в истории Тобольской митрополии – архиепископ Киприан (Старорусенников), первый Тобольский архиерей. Помимо трудов по организации церковной жизни в епархии он немало сил отдал делу просвещения, положил начало сибирскому летописанию.

Другие тобольские архиереи также приложили немало усилий для развития образования и богословия. Это митрополит Филофей (Лещинский), архиепископы Антоний (Нарожницкий), Варлаам (Петров) и многие другие. Ведется ли в епархии более глубокое изучение их деятельности и наследия? Есть ли проекты по популяризации этих личностей – включение в курсы по краеведению в школах, проведение лекториев и т.д.?

М.Д.: Все святители на Тобольской кафедре были подвижниками веры и благочестия, и каждый из них являет собой пример. Святитель Иоанн, митрополит Тобольский, являет пример архипастырской мудрости, молитвенности и благочестия. Святитель Филофей, митрополит Тобольский, совершавший служение на сибирской земле вместе со святителем Иоанном, открыл первую в Сибири школу, построил множество храмов и явил пример миссионерского служения и проповеди для народов Сибири. Каждый из святителей оставил добрый свет своего архипастырского служения.

Епископ Димитрий во время архипастырского посещения верующих Ямала.
Начало 1990-х гг.

Благодаря возрождению и развитию Тобольской духовной семинарии, преподаватели и учащиеся ведут глубокое изучение деятельности архипастырей: делаются доклады о жизни святителей, пишутся семестровые сочинения, им посвящаются курсовые работы, защищаются бакалаврские и магистерские диссертации. Совместно со светскими историками и писателями издаются отдельные статьи и книги. Большая работа проводится миссионерским отделом. В Тюмени установлен бронзовый памятник святителю Филофею с предстоящими представителями коренных народов Севера.

Это место названо в его честь – «сквер Святителя Филофея».

ЖМП: Вы – человек публичный, который постоянно находится под прицелом СМИ и общественного мнения. Наверняка, вам не раз приходилось сталкиваться с нелицеприятными высказываниями, претензиями и т.д. Как вы реагируете на критику в свой адрес?

М.Д.: Стараюсь поминать в молитвах, чтобы человек вспомнил слова Христа Спасителя: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7, 1), – и не только вспомнил, но и старался бы по жизни идти со Христом.

Последние годы я вчитываюсь в басни Крылова и предлагаю некоторые рассуждения о них. У Крылова есть замечательная басня «Прохожий и собаки», в которой сказано: «Завистники, на что ни взглянут, подымут вечно лай; а ты себе своей дорогою ступай: полают, да отстанут». Есть такое понятие, как «пятая колонна», которой нужны какие-то небылицы, скандалы. Это нужно принимать как реальность современного общества, но не давать им повода себя пиарить и не подливать масла в огонь. Все это негативно отражается на простых людях, которые, не понимая этой лживости и клеветы, сами впадают в осуждение других.

ЖМП: Бывает ли у вас свободное время? Как вы его проводите? Есть ли у вас какоенибудь хобби или увлечение?

М.Д.: Свободного времени у меня почти не бывает, но если выдается где-то час или другой, то хочется почитать какую-нибудь книгу.

Из увлечений остались только пережитки прошлого – покататься на лыжах или велосипеде. Иногда раз или два в год сходить на рыбалку или в лес за грибами, ягодами.

ЖМП: У вас уникальная семья: братья священнослужители, мать схимонахиня Мария (+2018). В чем особенность такого семейного воспитания любви к Господу? Как добиться чего-то подобного?

М.Д.: Наша семья простая православная. Большая заслуга, конечно, мамы. Она всегда старалась, чтобы в доме регулярно совершалась молитва, особое значение она отводила посещению храма. Для нас было недопустимо пропустить воскресный или праздничный день. И особое влияние оказала Троице-Сергиева Лавра. Все это делалось без принуждения. В основе всего – любовь к Богу. Можно привести такое сравнение: любовь к Богу – это вектор силы, направленный от человека к Богу и к ближнему. Враг рода человеческого пытается изменить вектор направленности – в нашу сторону, к себе, перестроить его в эгоизм, а это уже вектор удаления от Бога. По мере удаления от Бога человек охватывается объятиями лукавого.

Будем помнить святоотеческое назидание: «Чем ближе мы к Богу, тем ближе мы друг ко другу».

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.