30 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественную церемонию вручения премий памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) в
области гуманитарных наук за 2018/2019 годы. Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам
мероприятия со вступительным словом.
Дорогие участники торжественной церемонии!
Сердечно приветствую всех тех, кто почтил эту церемонию своим присутствием.
Сегодня мы не просто вручаем премии, но
и вспоминаем жизненный и научный подвиг
митрополита Московского и Коломенского
Макария (Булгакова).
Престижная премия будет вручена уже
в 12-й раз со времени ее возрождения в
1995 году. Это немалый срок – почти четверть века. Напомню, что до революции
премия присуждалась в течение 35 лет, и о
многих лауреатах тех лет в наших главных
современных энциклопедиях – Большой Российской и Православной – есть отдельные
статьи. Таким лауреатам, как священник
Павел Флоренский, музыковед протоиерей
Василий Металлов или историк Николай
Глубоковский, посвящены статьи в обеих
энциклопедиях – и церковной, и светской. А
это значит, что выбор наших предшественников был абсолютно правильным, ибо и
через сто лет отечественная наука чтит их
как выдающихся исследователей. Не могу
не пожелать такого же успеха и нынешним
нашим лауреатам, чтобы их имена были записаны в будущих энциклопедиях как имена
лучших ученых страны.
Есть еще один выдающийся историк
Церкви – профессор Московской духовной
академии Евгений Евсигнеевич Голубинский.
Он был удостоен Макарьевской премии в
1893 году, лауреатами стали и несколько
его знаменитых учеников –
Александр Доброклонский,
Александр Голубцов, Николай Глубоковский. Но вот
что интересно – профессор
Голубинский как ученый мог
бы не состояться, если бы не
удивительный по своей принципиальности и значимости
поступок митрополита Макария. Первый том известной
«Истории Русской Церкви»
Евгения Голубинского впервые вышел в свет при жизни
митрополита Макария в 1880
году. Но мог и не выйти, потому что содержал жесткую
и, как показало время, не
вполне обоснованную критику
концепции церковной истории митрополита Макария.
Авторитет же московского
митрополита в области церковной истории был столь велик, что Евгений
Голубинский просто не мог изыскать ни
средств на издание, ни желающего его труд
публиковать. Еще раз подчеркну, что в этом
труде содержалась критика самого митрополита Макария. Тогда Голубинский обратился
к тому, кого критиковал, – к митрополиту
Макарию, – описал свое положение, попросил
о поддержке и получил ее в полной мере.
Митрополит Макарий полностью оплатил издание этой книги. Вот почему критическая
по отношению к нему книга Голубинского
начинается с благодарности именно митрополиту Макарию.
Думаю, этот случай из жизни наших предшественников может нас многому научить.
Прежде всего тому, что наука – это ни
удовлетворение личных амбиций, ни поле для
борьбы с научным конкурентом, ни даже путь
к успеху, а служение истине, ради выяснения
которой возможна и критика, и корректная
защита своей точки зрения. Это вполне сознавал митрополит Макарий, помогая ученым
из разных сфер науки не только при жизни,
но и после смерти посредством учрежденной
им премии. И даже сегодня премия его имени
снова помогает исследователям.
Двадцать пять лет назад, возрождая Макарьевскую премию, Русская Православная
Церковь, Академия наук и московское правительство учредили две номинации – «Церковная история» и «Историческое краеведение
(История Москвы)». Уже в следующем году
номинаций стало три – добавилась «Отечественная история». Затем появилась номинация «История православных стран и народов»,
позднее номинация «Учебник», затем «Популяризация научно-исторических знаний».
Премия разрасталась, но все-таки была еще
далека от изначальной премии митрополита
Макария, которая охватывала многие сферы
научного знания. И вот в прошлом году был
сделан решительный шаг к достижению этой
цели: были учреждены и присвоены первые
премии в области естественных и точных
наук, в которой теперь три номинации.
Таким образом, премия становится ежегодной: в один год присуждаются премии по
историческим наукам, во второй – премии
по естественнонаучному циклу. Теперь мы
можем с полной ответственностью сказать,
что первоначальный замысел митрополита
Макария вновь воплотился в жизнь.
И все же сегодня мне хотелось бы отметить особое значение премий в области
гуманитарных наук именно потому, что в
этой сфере Макариевские премии играют
особую, первенствующую роль. В современной России нет равных им по престижу и
значению. Поэтому так важен тщательный
отбор лучших трудов, поданных на конкурс,
осуществляемый экспертным советом. Важно
и еще одно обстоятельство. Сама эта премия
соединяет науки светские и богословские,
историю Церкви и историю Отечества как
неразрывные составляющие единого процесса познания прошлого и настоящего. Отмечу
также, что в числе номинаций значатся и
популяризация науки, и история православных стран и народов, и учебники, достойные
того, чтобы по ним преподавали историю
в средних и высших учебных заведениях.
Премия поддерживает традицию и развивает
новации в их гармоническом соединении, и
это единство служит благу и Церкви, и Отечества. Премия стимулирует научный поиск
и способствует расширению круга наших
знаний, укрепляет нравственные устои в научном сообществе. И потому Макариевский
фонд не только присуждает премии, но и
проводит научные конференции, публикует
труды лауреатов. А все это служит сохранению богатейшего исторического, духовного
и культурного наследия, завещанного нам
нашими предками, которое и мы обязаны
передать грядущим поколениям. Благодарю
за внимание.
Пресс-служба Патриарха
Московского и всея Руси
|